Протокол №4 от 14.12.2010 года заседания Общественно-консультативного Совета при Воронежском УФАС России

Председательствовал: Рохмистров Владимир Васильевич, руководитель Воронежского УФАС России, сопредседатель Совета.
Присутствовали: члены ОКС:
Гончаров Юрий Фёдорович — генеральный директор Торгово-промышленной палаты Воронежской области
Девлетукаев Николай Алексеевич — Член Попечительского совета Швейцарского Фонда поддержки экономических реформ
Дегтярев Николай Михайлович — председатель исполнительного комитета общественного движения «Качество Нашей Жизни»
Лютикова Марина Владимировна — президент Гильдии Пекарей и Кондитеров Воронежской области
Корнев Константин Викторович — президент Ассоциации рекламных агентств, г. Воронеж
Наумов Сергей Дмитриевич — председатель Воронежского регионального Союза предпринимателей «Опора»
Смикалов Андрей Борисович — председатель правления Воронежской областной общественной организации «Союз перевозчиков»
Шендрик Ольга Анатольевна — специалист 1 разряда Воронежского УФАС России (секретарь Совета).
Приглашенные: Недосекин Дмитрий Александрович — начальник отдела развития сетей связи и телекоммуникаций Управления информационных технологий Воронежской области, Ступницкий Михаил Михайлович — первый заместитель Генерального директора ЗАО «Кодотел», Титаренко Татьяна Михайловна — заместитель директора Воронежского филиала ОАО «ЦентрТелеком», Лазарев Юрий Александрович — начальник юридического отдела  ОАО «ЦентрТелеком», Осипов Андрей Борисович — генеральный директор ЗАО «Интеркон».
Вопросы:
1. Состояние рынка услуг общедоступной электросвязи и предоставления доступа к сети Интернет. Проблемы развития конкуренции и пресечения нарушений антимонопольного законодательства.
2. Разное.
По первому вопросу выступил заместитель руководителя Воронежского УФАС России В. Г. Попов. Он отметил, что рынок услуг общедоступной электросвязи и предоставления доступа к сети Интернет подразделяется на несколько рынков. В настоящее время много говорится о новых рынках, которые появились с приходом новых технологий. Наиболее успешно развивается конкуренция на рынках сотовой связи. Но при этом есть рынки общедоступной электросвязи, которые относят к естественно монопольным сферам деятельности.
В. Г. Попов выделил следующие проблемы на рынке общедоступной электросвязи:
1. Рынок квалифицируется по двум критериям: товарные границы и географические. В данном случае заблуждением является мнение, что рынок может быть квалифицирован исключительно по назначенному коду органов статистики. Коды ОКВЭД, ОКПО, ОКАТО существуют для совершенно иных целей (разграничивают рынки, по которым ведется статистическое наблюдение, от тех рынков, на которых не ведется именно статистическое наблюдение). Коды, которые есть у органов статистики, играют лишь вспомогательную роль в квалификации рынка услуг.
В. Г. Попов сообщил, что Управлением был проведен анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг предоставления в пользование линейно-кабельных сооружений связи для размещения кабелей связи, используемых при оказании услуг электросвязи, на территории города Воронежа. По его результатам он отметил следующее.
Право операторов связи на возмездное размещение кабелей связи в линейно-кабельных сооружениях (ЛКС) связи вне зависимости от принадлежности этих сооружений установлено статьей 6 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи».
При размещении на возмездной основе кабелей связи оператора связи в ЛКС указанным оператором связи с владельцем ЛКС заключается договор, который по своей юридической природе является договором возмездного оказания услуг, так как в данном случае отсутствует такой обязательный элемент аренды, как владение вещью.
В. Г. Попов отметил, что по результатам проведенного Управлением опроса основных потребителей услуги — операторов связи, оказывающих услуги местной телефонной связи и услуги доступа к сети Интернет, установлено, что размещение кабелей связи подвесным способом и в существующих ЛКС не являются взаимозаменяемыми ввиду значительной разницы в их стоимости (практически в 2 раза).
К линейно-кабельным сооружениям связи относятся: кабельная канализация, наземные и подземные сооружения специализированных необслуживаемых регенерационных и усилительных пунктов, кабельные переходы через водные преграды, закрытые подземные переходы (проколы, микротоннели, коллекторы).
Услуги по предоставлению в пользование вышеперечисленных объектов для размещения кабелей связи в совокупности составляют продуктовые границы исследуемого рынка.
За время анализа данной ситуации, то есть за 2008-2009 годы, было установлено, что она меняется в сторону усиления доминирующего положения ОАО «ЦентрТелеком». Если в 2008 году доля рынка ОАО «ЦентрТелеком» в лице воронежского филиала составляла 95,94%, то в 2009 году — 96,41%.
На данный момент на территории города Воронежа услуги предоставления в пользование ЛКС для размещения кабелей связи, используемых при оказании услуг электросвязи, оказывают 3 хозяйствующих субъекта.
С учетом изложенного, а также в целях предупреждения и пресечения монополистической деятельности со стороны ОАО «ЦентрТелеком», сведения об указанном хозсубъекте были включены в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара.
В. Г. Попов заметил, что внесение любого хозсубъекта в этот реестр на определенном рынке определенного товара влечет дополнительные права и обязанности. Рынок был определен как рынок услуг предоставления в пользование линейно-кабельных сооружений связи для размещения кабелей связи, используемых при оказании услуг электросвязи, в географических границах — г. Воронеж.
Вторая проблема, о которой говоли В. Г. Попов — это информация о состоянии конкуренции на рынке услуг общедоступной электросвязи.
Основным фактором, препятствующим развитию конкуренции на рынке услуг общедоступной электросвязи является наличие хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на этом товрарном рынке и их действия по злоупотреблению доминирующим положением.
Данная ситуация характерна для указанного рынка, особенно учитывая то обстоятельство, что рынок услуг общедоступной электросвязи находится в состоянии естественного монополии.
В качестве примера недобросовестного поведения доминанта на рынке В. Г. Попов привел дело, возбужденное Управлением в отношении ОАО «ЦентрТелеком». Действия ОАО «ЦентрТелеком» были признаны злоупотреблением доминирующим положением на этом рынке в части неправомерного прекращения оказания ЗАО «Кодотел» услуг по пропуску с сети последнего трафика с А-номерами, отличными от диапазона номеров, закрепленных за заявителем.
Третий вопрос, который осветил В. Г. Попов в своем докладе — рынок предоставления доступа к сети Интернет и смежным с ним рынкам.
Он отметил, что зачастую Управление сталкиваемся с ситуациями, когда предприятие доминирует на одном рынке, а оказывает влияние на условия осуществления хозяйственной деятельности на другом.
Рынок предоставления доступа к сети Интернет достаточно конкурентен. Но в последнее время в Управление поступают заявления на действия ОАО «ЦентрТелеком» по препятствию осуществлению доступа на такой рынок.
Также по данному вопросу выступила заместитель директора Воронежского филиала ОАО «ЦентрТелеком» Титаренко Т. М. Она рассказала об основных проблемах, с которыми сталкивается в работе ОАО «ЦентрТелеком», и о предпринимаемых действиях по их решению. Также в своем выступлении она затронула вопросы, связанные с состоянием рынка предоставления доступа к сети Интернет. Т. М. Титаренко отметила, что данный рынок в Воронеже достаточно конкурентен и динамично развивается. На территории г. Воронежа деятельность на рынке осуществляют более 20 организаций.
Участниками заседания представителю ОАО «ЦентрТелеком» был задан вопрос о позиции данной организации относительно развития конкуренции на обсуждаемом рынке.
Т. М. Титаренко заметила, что операторы связи должны осваивать районы области, так как кроме ОАО «ЦентрТелеком» свои услуги там больше никто не предоставляет.
Председателем правления Воронежской областной общественной организации «Союз перевозчиков» А. Б. Смикаловым была обозначена проблема использования городских номеров, оформленных на физических лиц, нелегальными операторами такси. Возможность пресечения или ограничения оператором подобного использования номеров.
Представители ОАО «ЦентрТелеком» сообщили, что осуществление подобных действий карается уголовным кодексом.
По вопросу развития конкуренции на рынке оказания услуг связи также выступил начальник юридического отдела ОАО «ЦентрТелеком» Ю. А. Лазарев. Он отметил, что услуги, оказываемые ОАО «ЦентрТелеком» условно можно разделить на 2 направления: предоставление доступа к сети Интернет и оказание услуг общедоступной связи. Рынок предоставления Интернет-услуг конкурентен. В сфере оказания услуг общедоступной связи, деятельность ЦентрТелеком сравнялась по многим показателям и привлекательности с услугами сотовых операторов. В данном направлении конкуренция на рынке активно развивается.
В ходе обсуждения первого вопроса представителями ЗАО «Интрекон» была обозначена следующая проблема. В соответствии с пунктом 66 Закона о местной связи ОАО «ЦентрТелеком» обязан предоставить линию для одновременного использования двумя операторами, произвести трассировку на соответствующее оборудование альтернативного оператора. Во исполнение этого пункта между этими организациями заключено 2 договора: один — на возмездное использование линии, второй — на размещение оборудования. На данный момент сложилась такая ситуация, что ОАО «ЦентрТелеком» со следующего года отказывает в этой услуге. Возникает вопрос: каким образом ОАО «ЦентрТелеком» намерен исполнять пункт 66 Закона о местной связи?
Представители ОАО «ЦентрТелеком» аргументировал свою позицию в данной ситуации следующим образом: ADSL — это технология предоставления услуг Интернет, уходящая в прошлое. Принцип ее работы заключается во вторичном использовании абонентских линий от АТС до телефонной розетки абонента. ЗАО «Интрекон» по договору была предоставлена возможность пользоваться абонентскими линиями ОАО «ЦентрТелеком» от АТС до абонентских розеток и оказывать услуги Интернет. В отношении всех операторов договор является срочным. При заключении договора сторонами предусматривается срок предупреждения об отказе от его продления, чтобы другая сторона договора могла перейти на иную технологию. В случае с ЗАО «Интеркон» подобное предупреждение было им направлено.
Также представители ОАО «ЦентрТелеком» отметили, что для оказания услуг общедоступной связи, организовывает абонентские линии, с использованием как собственных средств связи, так и арендованных. Это в некотором смысле ограничивает их деятельность.
В ходе обсуждения первого вопроса была обозначена проблема, связанная со смежными коммуникациями, которые напрямую воздействуют на возможность оказания услуг, их качество, ценовую политику.
Многие операторы сталкиваются с тем, что при предоставлении услуги жителям города они вынуждены работать также с представителями ЖКХ, которые зачастую препятствуют осуществлению их деятельности. В качестве примера подобной структуры можно назвать Коммунальную палату. Она объединяет управляющие компании, которые выдвигают жесткие требования к операторам связи по ценовой политике. В договоре невозможно указать, какие услуги управляющие компании оказывают операторам и на основании чего взимают деньги.
Проблема в доступе к инфраструктуре жилых домов крайне остро стоит на данный момент для многих операторов.
Участники заседания отметили, что операторы связи размещают оборудование на собственности жильцов. У управляющей компании нет полномочий по распоряжению собственностью жильцов и продажи ее либо в аренду либо в уменьшение общей площади. Требовать плату за установку в доме могут только жильцы, являющиеся его владельцами.
Члены совета сошлись во мнении, что порядок размещения оборудования должен утвердить орган местного самоуправления.

По результатам заседания Общественно консультативного совета генеральный директор Торгово-промышленной палаты Воронежской области Ю. Ф. Гончаров предложил заключить соглашение о соблюдении правил и обычаев делового оборота, чтобы это соглашение подписало и Правительство области, и Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области, и Торгово-промышленная палата, и «ОПОРА России», и операторы связи.
2. Утверждение плана работы Общественно-консультативного совета при Воронежском УФАС России на 2011 год
1 квартал – март Ситуация и проблемы на рынке реализации нефтепродуктов. Практика пресечения нарушений антимонопольного законодательства в топливно-энергетическом комплексе.
2 квартал – июнь Рынок услуг по аварийному обслуживанию ГРП (ГРУ), а также промышленных объектов и котельных. Практика антимонопольного контроля на данном рынке.
3 квартал – сентябрь Практика исполнения государственной функции по рассмотрению заявлений о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции. Типичные ошибки со стороны ОМС при подаче заявлений на предоставление государственной или муниципальной преференции
4 квартал – ноябрь Практика выявления нарушений при проведении аукционов в электронной форме при государственном и муниципальном заказе.

Дата проведения Совета: 
14 декабря 2010, 00:00