Протокол №1 от 01.04.2010 года заседания Общественно-консультативного Совета при Воронежском УФАС России

Председательствовал: Рохмистров Владимир Васильевич, руководитель Воронежского УФАС России, сопредседатель Совета.
Присутствовали: члены ОКС:                                                                   
Гончаров Юрий Фёдорович — генеральный директор торгово - промышленной палаты Воронежской области, сопредседатель Совета;
Девлетукаев Николай Алексеевич — президент Швейцарского Фонда поддержки экономических реформ;
Дегтярев Николай Михайлович — председатель исполнительного комитета общественного движения «Качество Нашей Жизни»;
Корнев Константин Викторович — президент Ассоциации рекламных агентств г. Воронежа;
Смикалов Андрей Борисович — председатель правления Воронежской областной общественной организации «Союз перевозчиков»;
Наумов Сергей Дмитриевич — председатель Воронежского регионального Союза предпринимателей «Опора»;
Шендрик Ольга Анатольевна — специалист 1 разряда Воронежского УФАС России (секретарь Совета).
Приглашенные: Чушкин Денис Юрьевич — заместитель руководителя Управления, начальник отдела контроля размещения государственного заказа, Гончаров Евгений Николаевич — первый заместитель руководителя Управления госзаказом и организации торгов Воронежской области, Семенов Виктор Николаевич — первый проректор Воронежского государственного архитектурно-строительного университета, Бельтюков Илья Юрьевич — генеральный директор ООО «Выставочный Центр ВЕТА», заместитель генерального директора Торгово-промышленной палаты Воронежской области, Беспятов Сергей Александрович — исполнительный директор Воронежского регионального Союза предпринимателей «Опора».
Вопросы:
1. Информация об итогах работы УФАС по Воронежской области.
2. Проблемы правоприменения законодательства о размещении заказов и вопрос развития конкурентных отношений в регионе.
3. Разное.
По первому вопросу выступил руководитель Воронежского УФАС России В.В. Рохмистров. В своем докладе он сообщил основную информацию о деятельности Управления в 2009 году. 2009 год был очень напряженным, отметил он, увеличилось количество возбужденных и рассмотренных дел на 45-50% по различным направлениям. По контролю органов власти Управлением возбуждено 47 дел, выдано 48 предписаний. В качестве примера наиболее значимых дел можно привести дело, по которому администрацией городского округа город Нововоронеж, в целях реформирования жилищно-коммунального хозяйства было создано 5 обществ с ограниченной ответственностью со 100% долей уставного капитала со стороны муниципального образования — городского округа город Нововоронеж.
По контролю размещения государственного заказа поступило 205 жалоб от участников размещения заказа, по результатам рассмотрения которых было выдано 104  предписания, 77 жалоб признаны необоснованными, 41 жалоба возвращена, 9 жалоб были отозваны. Количество обращений по сравнению с 2009 годом увеличилось примерно на 50%.
По вопросам недобросовестной конкуренции было возбуждено 7 дел, выдано 10 предписаний. В 2010 году Управление намерено продолжать работу по пресечению нарушений в сфере транспортных услуг и на фармацевтическом рынке. Это приоритетные направления работы.
Что касается контроля на товарных и финансовых рынках, было выявлено 22 факта монополистической деятельности, по результатам рассмотрения которых было выдано 46 предписаний об устранении нарушений антимонопольного законодательства. В качестве примера наиболее значимых дел можно выделить дело, когда ОАО «ЦентрТелеком» прекратило пропускать трафик своего конкурента ЗАО «Кодотел». В первой инстанции Управлением дело было выиграно, в ближайшие дни будет рассматриваться апелляционная жалоба.
Таким образом в 2010 году приоритетными направлениями работы будут пресечение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции.
В 2009 году Управлением было наложено более 150 млн рублей денежных штрафов — это оборотные штрафы на нефтяные компании, на энергетиков и оборотный штраф на газовщиков.
По второму вопросу выступил заместитель руководителя Управления — начальник отдела контроля размещения государственного заказа Чушкин Д.Ю.
Он сообщил о том, что сегодня система госзаказа развивается по двум приоритетным направлениям: переход на электронные аукционы и повышение качества государственного заказа (т.е. повышение качества исполнения контрактов).
По результатам соответствующих конкурсных процедур уже определены 5 площадок для проведения электронных аукционов.
Однако в Воронежской области наблюдается низкая активность федеральных заказчиков по регистрации на электронных площадках. По состоянию на март месяц регистрацию прошли лишь 15% от общего количества федеральных заказчиков. Подобное бездействие приводит к отсутствию у Воронежских коммерческих организаций государственных заказов, либо вообще к признанию аукционов несостоявшимися. Ряд таких заказчиков продолжают размещать заказы на поставку товаров, включенных в распоряжение Правительства РФ путем проведения простых аукционов. При выявлении подобных фактов торги аннулируются, а виновные лица привлекаются к административной ответственности.
Второе приоритетное направление реформы - повышение качества государственного заказа, прежде всего, качества исполнения государственных и муниципальных контрактов. Сейчас предусмотрен новый вид обеспечения исполнения контрактов – это поручительство крупных юридических лиц, у которых собственные средства составляют не менее 300 млн руб. Лица, уклоняющиеся от заключения контрактов или нарушающие существенные условия контракта при его исполнении, должны включаться в Реестр недобросовестных поставщиков. Однако, не все заказчики исполняют обязанности по направлению сведений о таких лицах в антимонопольный орган.
Не все заказчики обращаются и в судебные инстанции с исками о расторжении контрактов с недобросовестными поставщиками. Подобное поведение заказчиков исключает возможность применения мер наказания к недобросовестным поставщикам и последние продолжают участвовать в торгах, «срывая» исполнение государственных заказов.
Также Чушкин Д. Ю. отметил, что одним из приоритетных направлений в сфере контроля размещения государственного и муниципального заказа в 2010г. является пресечение нарушений, ограничивающих количество участников в торгах. Подобные действия организаторов торгов негативным образом влияют на развитие добросовестной конкуренции и на расширение возможностей для участия в размещении заказов.
Как показывают практика рассмотрения жалоб участников размещения заказа и результаты проверок государственные и муниципальные заказчики зачастую злоупотребляют своими правами по установлению требований к товарам (лекарства, дорогостоящая медицинская техника, автомобили, компьютеры, бензин).
В конкурсную, аукционную документацию включаются требования к названным товарам, не влияющие на функциональные характеристики (потребительские свойства) (например, маркировка таблеток, цвет ампул и пробок, габариты медицинской техники с точностью до миллиметра, вес жесткого диска в составе компьютера также с точностью до грамма, место поставки бензина во всех районах города, области, а иногда и в других субъектах РФ и многое другое).
Такие действия организаторов торгов не соответствуют основным целям законодательства о размещении заказов об эффективном расходовании бюджетных средств, расширения возможности для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и развития добросовестной конкуренции.
Также по данному вопросу выступил Гончаров Евгений Николаевич — первый заместитель руководителя Управления госзаказом и организации торгов Воронежской области.
Он обратил внимание участников заседания на необходимость доработки Закона о размещении заказов. Сегодня основной недостаток закона в том, что он ориентирован на сложившийся рынок товаров, работ, услуг. Там, где есть сложившийся рынок и множество производителей, он работает изумительно. Однако, в тех сегментах рынка, где требуются особые условия, таких как выполнение сложных работ, услуг либо работ, имеющих единичный характер, данный закон работает не совсем верно. Получается, что заказчик не имеет права установить какие-то особые требования, потому что его действия ограничены 122 постановлением. В связи с эти Гончаров Е. Н. предложил выделить отдельный сегмент закона, проработать его в направлении того, чтобы вывести сложные услуги из кода аукциона и дать заказчику право выбора, размещать их в виде аукциона или в виде конкурса. Также он предложил рассмотреть возможность предоставления заказчику права предварительного квалификационного отбора по таким работам. Кроме того, по закону государственный заказчик должен давать обоснование цены, указанной в контракте. По мнению Гончарова Е. Н. участники размещения заказа также должны давать обоснование цены контракта. Вместе с тем, он предложил ввести возможность одностороннего расторжения контракта заказчиком и участником размещения заказа при условии невыполнения своих обязанностей одной из сторон.
В докладе Семенова Виктора Николаевича — первого проректора Воронежского государственного архитектурно-строительного университета, было обращено внимание на проблемные вопросы, касающиеся законодательства о размещении заказов. Некоторые понятия закона не имеют четкого определения, что приводит к затруднению работы как участников размещения заказов, так и антимонопольного органа. Также в законе не утверждена номенклатура в соответствии с которой товары, работы, услуги будут определяться как одноименные.
Бельтюков Илья Юрьевич — генеральный директор ООО «Выставочный Центр ВЕТА», заместитель генерального директора Торгово-промышленной палаты Воронежской области, также отметил в своем выступлении различные варианты доработки законодательства о размещении заказов. Он предложил учитывать в коэффициентах публичность компании, отметил необходимость предоставления калькуляции на услуги государственным заказчикам. Кроме того, в своем выступлении он поднял вопрос о разработке механизмов защиты малого бизнеса от недобросовестной конкуренции со стороны крупных предприятий, например, через предоставление преференций малому бизнесу.
Все выступающие согласились с необходимостью доработки Закона о размещении заказов, и в частности, с вариантами изменений, предложенными Гончаровым Е.Н. и Семеновым В.И.
По третьему вопросу повестки дня был рассмотрен план работы ОКС. Предложены следующие вопросы на 2010 год:
Май — Программа развития конкуренции как основа для эффективного функционирования экономики региона. Устранение административных барьеров для малого и среднего бизнеса.
Сентябрь — Направления совершенствования работы по пресечению недобросовестной конкуренции.
Ноябрь — Анализ ситуации рынке услуг местной, внутризоновой, международной связи. Проблемы развития конкуренции и пресечения нарушений антимонопольного законодательства.
Членам ОКС при наличии предложений для включения в план работы совета просьба направить их в надлежащий срок секретарю совета.

Дата проведения Совета: 
1 апреля 2010, 00:00