Протокол №1 от 22.01.2009 года заседания Общественно-консультативного Совета при Воронежском УФАС России

Председательствовал: Шамрай В.В., руководитель Воронежского УФАС России
Присутствовали: члены ОКС:
Шамрай Владимир Владимирович, руководитель Воронежского УФАС России - сопредседатель Совета;
Трухачёв Михаил Сергеевич, специалист-эксперт Воронежского УФАС России (секретарь Совета);
Воронин Сергей Иванович, декан факультета переподготовки и повышения квалификации специалистов по направлениям: экономика,менеджмент и предпринимательство (профессор, к.э.н., Воронежского государственного технического Университета);
Гончаров Юрий Фёдорович, генеральный директор торгово-промышленной палаты Воронежской области;
Девлетукаев Николай Алексеевич, президент Швейцарского Фонда поддержки экономических реформ;
Донской Виктор Иванович, председатель Воронежской областнойобщественной организации «Агропромышленный союз»;
Корнев Константин Викторович, президент Ассоциации рекламных агентств;
Наумов Сергей Дмитриевич, председатель Воронежского регионального Союза предпринимателей «ОПОРА РОССИИ»;
Смагин Михаил Сергеевич, член региональной общественной Ассоциации «Общественная палата Воронежской области»; Смикалов Андрей Борисович, председатель правления Воронежской областной общественной организации «Союз перевозчиков»
Приглашённые: заместители руководителя, начальники отделов Воронежского УФАС России
Вопросы:
1. Информация по вопросам организации работы Совета, рассмотрение регламента работы Совета. (Шамрай В.В., руководитель Воронежского УФАС России)
2. Краткая справка о направлениях деятельности организаций, представленных членами Совета. (Члены Совета)
3. Выборы сопредседателя Совета. (Члены Совета)
4. Обсуждение предложений членов Совета по планам работы на 2009 год. (Члены Совета)
1. Владимир Владимирович Шамрай рассказал собравшимся о деятельности Воронежского УФАС России и о необходимости создания Общественно-консультативного Совета.
Справка о Воронежском УФАС России
Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (Воронежское УФАС России) как региональное структурное подразделение антимонопольного ведомства было создано 13 января 1992 года.
Географические границы нашей деятельности - территория Воронежской области. В структуру Управления включены следующие отделы: контроля органов власти; контроля размещения государственного заказа; антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках; рекламы и контроля за недобросовестной конкуренцией; информационно-аналитический.
На территориальные управления ФАС России ложится основная работа по применению антимонопольного законодательства, развитию конкуренции на региональных товарных рынках, реализации мер по их демонополизации. Коллектив Воронежского УФАС России в полной мере несет на своих плечах груз решения этих проблем, выполняя весь объем работ, входящий в компетенцию службы. Направления этих работ определяются характером антимонопольной политики, основные задачи которой сегодня закреплены в Федеральном законе № 135-ФЗ «О защите конкуренции», вступившем в силу с 26 октября 2006 года. Задачи и содержание работы антимонопольных органов определяют также Федеральный закон № 94 – ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и Федеральный закон №38-ФЗ «О рекламе».
Деятельность антимонопольных органов направлена на обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров и финансовых ус­луг, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельнос­ти на всей территории Российской Федерации, равного доступа к товарам и услугам субъектов естественных монополий и создание условий для эффективного функционирования товарных и финансовых рынков. Воронежское УФАС России осуществляет на территории области организационную и правовую защиту конкуренции, в том числе предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; пресечение действий по недопущению, ограничению, устранению конкуренции властными органами.
Полноценное развитие рыночных отношений, эффективная экономическая политика невозможны без широкого применения конкурентных подходов, а действия по ограничению, устранению конкуренции являются противозаконными. Когда рыночные законы игнорируются, экономика начинает работать с отрицательным результатом, становится затратной, дефицитной и убыточной. Для того, чтобы такие законы начали масштабно и устойчиво работать необходимы самые серьезные изменения в сознании. Очень важно, чтобы люди, живя и работая в совершенно новых условиях, как можно быстрее научились мыслить экономически, рассчитывать преимущественно на собственные силы, принимать решения руководствуясь правовыми нормами. А это требует не малого времени, сил, желания и настойчивости как антимонопольщиков, так и всех граждан нашей страны.
Задача Управления всегда состояла в том, чтобы ввести конкуренцию в цивилизованные рамки, пресечь опасные для общества проявления монополизма, исключить недобросовестные методы конкурентной борьбы, определить те сферы, где необходимо государственное регулирование.
Сегодня сфера антимонопольного контроля существенно усложнилась, в связи с чем необходим комплексный подход, объединение усилий контролирующих организаций, органов исполнительной власти и местного самоуправления, различных институтов гражданского общества, саморегулируемых организаций бизнес-сообществ, предпринимателей, сотрудников предприятий и т.д..
Действующий Закон «О защите конкуренции», Конституция Российской Федерации, гарантируют единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности, создают правовой фундамент для формирования цивилизованного рынка. Однако, эта работа шла и продолжает идти не просто.
В практику работы Управления введено проведение совместно с органами власти семинаров-совещаний с предпринимателями, коммерческими и некоммерческими организациями в целях разъяснения антимонопольного законодательства, оказания практической помощи на местах в правильном его понимании и применении, в городе и районах области. Разъяснительная работа широко ведется и в средствах массовой информации, куда Управление регулярно готовит и направляет необходимые материалы.
Большое внимание в новом Законе «О защите конкуренции», а, следовательно, и в работе Управления, уделяется сейчас вопросам предоставления государственной и муниципальной помощи. Под государственной и муниципальной помощью в законе понимается предоставление властными органами преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке.
Конкретизация конкурентных требований при реализации конкурсных процедур осуществляется в процессе применения Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» контроль, за соблюдением требований которого также входит в компетенцию Управления и сегодня составляет серьезную часть работы по антимонопольному контролю и надзору. Недостатки в организации этой работы уже сейчас ведут к сложностям в освоении бюджетных средств всех уровней. Если коренным образом не изменить подход государственных заказчиков, организаций уполномоченных на размещение заказов, всех участников этого процесса,- эти проблемы могут стать серьезным препятствием в экономическом развитии региона.
Антимонопольный контроль осуществляется в соответствии с требованиями законодательства, запрещающими предприятиям- монополистам ограничивать конкуренцию, в том числе, создавать препятствия доступу на рынок, навязывать условия договора, не относящиеся к его предмету, устанавливать монопольно высокие (монопольно низкие) цены и т.д.
Важным является и контроль за согласованными действиями, ограничивающими конкуренцию, причем не только предприятий-монополистов, но и любых хозяйствующих субъектов. Особое внимание к данному виду нарушений обусловлено, прежде всего, высокой общественной опасностью и серьезными негативными, в экономическом плане, последствиями подобных действий. Новый Закон «О защите конкуренции» определяет согласованные действия, как особую разновидность монополистической деятельности на товарных рынках. Такие действия запрещены, если они приводят или могут привести к ограничению конкуренции.
Чрезвычайно важным в практической деятельности является обстоятельство, связанное с тем, что подавляющее количество нарушений антимонопольного законодательства можно выявить и оперативно ликвидировать только по заявлениям физических и юридических лиц, поэтому в расширении взаимодействия со всеми заинтересованными участниками рыночных отношений Управление видит существенный резерв повышения эффективности нашей работы.
Контроль рекламной деятельности и недобросовестной конкуренции осуществляется соответствующим отделом по направлениям, обозначенными соответствующими нормами ФЗ «О защите конкуренции» и «О рекламе». В этом плане важно обратить внимание на то, что Закон «О защите конкуренции», определяя понятие недобросовестной конкуренции, говорит о недопустимости действий не только противоречащих положениям законодательства, но и нарушающих обычаи делового оборота, требования добропорядочности, разумности, справедливости, наносящих ущерб деловой репутации фирмы, либо предпринимателя.
Управление считает важнейшей задачей на сегодняшний день повышение ответственности за те действия, которые могут оказать влияние на состояние конкуренции, деловой оборот и т.д. Все участники делового оборота должны ориентироваться на необходимость покончить с «правовым нигилизмом». Залог успешной работы – грамотные юридически и экономически обоснованные решения, строгое следование духу и букве закона. Требуется широкое и активное участие в этой работе не только властных и предпринимательских структур, но и институтов гражданского общества. В этом случае мы, несомненно, получим те результаты, которые обеспечивает применение конкурентных принципов развития экономики - увеличение производительности труда, снижение издержек, укрепление и развитие малого бизнеса, повышение качества и конкурентоспособности российских товаров на мировых рынках, увеличение темпов экономического роста.
В целях реализации Концепции административной реформы в Российской Федерации при Воронежском УФАС России создан и действует Общественно-консультативный Совет, который рассматривается нами, как дополнительная возможность работы с гражданским обществом. Состав Совета сформирован из представителей некоммерческих организаций в целях совершенствования антимонопольного Законодательства, совершенствования деятельности антимонопольных органов и проведения мониторинга нарушений антимонопольного законодательства.
В целях прозрачности деятельности Воронежского УФАС России, улучшения состояния адвокатирования конкуренции, развития связей с общественностью и средствами массовой информации в августе 2008 года в системе Интернет открыт сайт: www.voronezh.fas.gov.ru. На сайте также размещаются новости Управления, рекомендации, материалы дел.
Говоря об особенностях сегодняшней ситуации и сфере, контролируемой Управлением ФАС по Воронежской области, я хочу отметить, прежде всего, необходимость:
- ответственного подхода к соблюдению требований антимонопольного законодательства со стороны всех участников рыночных отношений;
- серьезного повышения уровня их социальной ответственности.
Указанные положения я проиллюстрирую на следующих конкретных примерах (имеющих типовой характер) из практики работы Управления.
2. Каждый из присутствующих членов Совета рассказал о деятельности своей организации и о проблемах при осуществлении решения какого-либо вопроса.
3. Выборы сопредседателя Совета проходили открытым голосованием. Кандидатуру Юрия Фёдоровича Гончарова на эту должность предложил Николай Алексеевич Девлетукаев. Одобрили и проголосовали открытым голосованием единогласно. Самоотвода не последовало.
4. Обсудили предложения по плану работы на 2009 год.
За полторы недели до заседания Совета всем членам для ознакомления были розданы следующие документы: приглашение на заседание с повесткой дня, Регламент Общественно-консультативного Совета при территориальном органе ФАС России, Положение об Общественно-консультативном Совете при территориальном органе ФАС; краткая справка о Воронежском УФАС России.
Единогласно утвержден регламент Совета.
После этого обсудили ряд вопросов, связанных с проблемами развития конкуренции в регионе. Члены Совета предложили подготовить конкретные меры (разработанные рабочими группами, сформированными в составе Совета) по улучшению ситуации на различных рынках области, прежде всего, за счет развития конкурентных отношений. Принято решение проработать, в частности, вопросы: агропромышленного комплекса, в том числе, связанные с ситуацией на рынке хранения и переработки зерна интервенционного фонда (В.И. Донской); электроэнергетики, когда монополисты требуют не обоснованно высокие цены за подключение предпринимательских фирм к сетям (С.Д. Наумов); рынка пассажирских перевозок (А.Б. Смикалов); развития рынка алкогольной продукции в регионе и др. В выступлениях участников заседания Общественно-консультативного Совета было обращено внимание на необходимость борьбы с правовым нигилизмом и формирования серьезной доказательной базы для принятия действенных мер антимонопольного реагирования.
Сопредседатель Общественно-консультативного Совета при Воронежском УФАС России В.В. Шамрай.
Ответственный секретарь Общественно-консультативного Совета при Воронежском УФАС России М.С. Трухачёв.
Протокол вёл Трухачёв М.С. т. 55-92-39

Дата проведения Совета: 
22 января 2009, 00:00