Страсти по госзаказу

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Госсектор контролирует до 70% российской экономики, следует из докладов Федеральной антимонопольной службы. Этот факт уже сам по себе тревожит, а уж когда представители частного бизнеса делятся впечатлениями о том, как они взаимодействуют с государственным сегментом экономики, главным образом в ходе госзакупок, выясняется, что препятствия, возникающие в ходе розыгрыша тендеров, являются одной из насущных проблем для малого и среднего бизнеса.
Жалоб на заказчиков становится больше

По словам заместителя руководителя УФАС по Воронежской области Андрея Логошина, за каждый квартал в среднем поступает около полутора сотен жалоб на действия заказчиков муниципального и регионального уровня и всего несколько жалоб на федерального заказчика. Количество их растет.
Отчасти всплеск нарушений в сфере антимонопольного законодательства можно объяснить нестабильностью законодательной базы. За 2017 год закон «О контрактной системе» изменялся около десяти раз. И всегда, когда менялся закон, нужно было приводить в соответствие документацию. Достаточно часто встречаются нарушения связаны с публикацией документации в которой не учтены требования, предусмотренные нормативно-правовыми актами, вступившими в силу накануне размещения извещения о проведении аукциона или конкурса. Проблема в том, что с учетом постоянно меняющегося законодательства, заказчики не всегда могут адаптировать свою документацию под изменения законодательства.
Приведем немного статистики по нарушениям законодательства о закупках. Нарушения в этой сфере встречаются, чаще, чем в какой-либо другой из регулируемых антимонопольным законодательством. С каждым годом количество жалоб растет. В 2016-м году в УФАС по Воронежской области было подано 543 подобных жалобы, а в 2017-м уже 622.Таким образом, рост составил почти 15%. А вот динамика обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков выглядит следующим образом: 235 обращений в 2016 году, 95 – в 2017-м. Это свидетельствует о том, что данная мера заработала и показала свою силу, а поставщики задумались о суровой ответственности, которая их ждет в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения контракта.  
Антимонопольщики на местах тоже усиливают давление. Проверок в прошедшем году в сфере госзаказа проведено в три раза больше чем годом ранее: 99 против 34, в три раза увеличилось и количество дел об административных правонарушениях – до 109. Классический случай недобросовестной закупки был зафиксирован в прошлом году в Лисках. Там документация на ремонт детского сада за 2,4 млн рублей была составлена таким образом, что подрядчик должен был выполнить 2400 человеко-часов работы за 3 дня, на площади в несколько десятков квадратных метров. Эти торги были аннулированы.
Жалуются не только пострадавшие, но и нарушители
Как отмечает Андрей Логошин, процент обоснованности жалоб на нарушения при закупках составляет 35-40%, что довольно много по сравнению с другими видами нарушения антимонопольного законодательства. При этом наиболее часто его нарушает муниципальный заказчик, реже – региональный и в единичных случаях  – федеральный. За 2017 год жалоб признанных обоснованными при освоении бюджетных средств муниципальными заказчиками было 98, при освоении средств областного бюджета 69, и лишь 20 – федерального.
При этом сами антимонопольщики признают, что часть хозяйствующих субъектов, обращающихся с жалобами, делают это не с целью получения подряда, а чтобы сорвать аукцион, продвинуть «нужного» подрядчика, попытаться договориться с заказчиком, а после отозвать жалобу. За 2017 год более 13% поступивших жалоб были именно от таких хозяйствующих субъектов. Сотрудники антимонопольной службы уже хорошо знают типичные признаки такой жалобы: как правило, она приходит в последний день, когда все участники уже подали заявки, и обязательно из какого-то дальнего региона России. Однако закон обязывает рассматривать любое обращение. Руководитель УФАС по Воронежской области признает, что ведомство не вправе оставлять без рассмотрения подобные обращения, а их количество с каждым годом только растет.
Действия, когда хозяйствующие субъекты принимают участие в закупке без цели исполнения контракта, уже обозначены специальным термином «тендерное рейдерство». Такие недобросовестные участники подают заявки с целью получения выгоды в различных формах, в обмен на содействие в победе другого участника.
И еще один часто поднимаемый предпринимателями вопрос – закупки госкорпораций и естественных монополий, регулируемые законом №223-ФЗ. Известно, что квота участия субъектов МСП в их закупках – не менее 15% товаров и услуг от совокупного годового объема закупок.  Однако крупные компании, чтобы попасть в эту квоту, регистрируют подконтрольные компании, подпадающие под критерии МСП. Несомненно, эта проблема имеет место быть, однако жалоб на подобные схемы в ФАС не поступают. Отметим, что по результатам каждой такой закупки составляется соответствующий отчет, который передается в антимонопольный орган. Статистика утверждает, что в 2015-2017 годах заказчики якобы не допускали таких нарушений. По мнению Андрея Логошина, выявление создания подобных фиктивных ООО – сфера деятельности контролирующих органов, таких как счетная палата.