Итоги работы Воронежского УФАС России в 2010 году

Категория отчета: Статистика и отчеты

В 2010 году Воронежским УФАС России были рассмотрены 224 заявления в которых сообщалось о признаках нарушения антимонопольного законодательства. В соответствии с процедурой, установленной законом по итогам рассмотрения заявлений, было возбуждено 39 дел. По 180 заявлениям после рассмотрения отказано в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства. В минувшем году Управление возбудило 55 дел по собственной инициативе. По 75 возбужденным делам было принято решение о наличии нарушения. Всего выдано предписаний о прекращении нарушения антимонопольного законодательства 104, из них исполнено 103. В отчетном периоде из 75 решений о признании нарушения по результатам рассмотрения дел принятых Управлением, было обжаловано в судебных инстанциях 7, 4 из которых были признаны судом законными в полном объеме.
Рассмотрено 6 ходатайств и 71 уведомление при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией в соответствии с требованиями Федерального закона «О защите конкуренции» и Федерального закона «О естественных монополиях» в таких отраслях как: строительный комплекс, бытовое обслуживание, химическая промышленность, газ, сельское хозяйство и пищевая промышленность, страховые услуги, жилищно-коммунальное хозяйство.
По признакам нарушения законодательства о рекламе Воронежским УФАС России рассмотрено 28 заявлений по результатам рассмотрения которых было возбуждено 7 дел. Кроме того, по инициативе Управления было возбуждено 22 дела. В 27 случаях принято решение о признании нарушения законодательства. В 2010 году, как и в предыдущем нами было получено 100% исполнение предписаний о прекращении нарушений законодательства о рекламе субъектам рекламного рынка 19.
В ходе применения мер административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе и законодательства о размещении заказов в 2010 году было возбуждено 125 дел в бюджет была уплачена сумма в размере 1 811 400 рублей и ещё подлежит взысканию свыше 1 200 000 рублей.
Итоги деятельности отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках в 2010 году
В 2010 г. было выявлено 32 факта монополистической деятельности, по результатам рассмотрения которых было выдано 52 предписания об устранении нарушений антимонопольного законодательства.
Итоги деятельности отдела контроля органов власти в 2010 году
В 2010 году Воронежским УФАС России возбуждено 47 дел в отношении органов власти по признакам нарушения ст. ст. 15-21 Закона «О защите конкуренции», по результатам рассмотрения которых выдано 48 предписаний. В настоящее время все предписания исполнены.
Отдел контроля рекламы и недобросовестной конкуренции
Наиболее часто встречающиеся нарушения ФЗ «О рекламе» в 2010 году:
- Статьи 22 Реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе;
- Статьи 24 Реклама лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения;
- Статьи 25 Реклама биологически активных добавок и пищевых добавок, продуктов детского питания;
- Статьи 28 Реклама финансовых услуг, то есть тех статей Федерального закона, которые имеют наибольшую социальную значимость.
Довольно часто нарушения выражаются в распространении недостоверной рекламы, которая содержит не соответствующие действительности сведения о рекламируемом товаре, а также реклама, которая не содержит части существенной информации и тем самым вводит потребителя в заблуждение. В данном случае речь идет о нарушении статьи 5 ФЗ (общие требования к рекламе).
При мониторинге рекламного рынка указанные направления являются приоритетными для антимонопольного органа, поскольку потребитель чаще всего страдает от такой ненадлежащей рекламы.
По факту нарушения законодательства о рекламе было возбуждено 45 административных дел по статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение законодательства о рекламе), выдано 31 постановление о наложении административного штрафа. В 2010 году за нарушение статьи 14.3 в бюджет поступило 888000 руб. Стоит напомнить, что именно в 2010 году (с 31 марта) минимальный порог санкции за нарушение законодательства о рекламе на юридических лиц увеличился в 2,5 раза и составляет 100000 рублей (до 500000).
При Воронежском УФАС России с июня 2010 года действует Экспертный совет по применению законодательства о рекламе. В состав экспертного совета вошли известные в нашем городе филологи, психологи, дизайнеры, специалисты в области PR и рекламы.  Основной задачей Экспертного совета является оценка восприятия рекламы потребителями. Решения экспертного совета имеют рекомендательный характер, однако Воронежское УФАС, вынося свои решения, всегда следует этим рекомендациям, поскольку совет выражает интересы общества с разных точек зрения и позволяет более объективно оценить спорные ситуации.
Недобросовестная конкуренция
В 2010 году Воронежским УФАС России рассмотрено 19 заявлений и обращений, в которых сообщалось о признаках осуществления недобросовестной конкуренции.
В отчетном периоде выявлены следующие нарушения статьи 14 Закона «О защите конкуренции»:
1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации — 3 факта;
2) введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей — 1 факт;
3) продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг — 1 факт.
По итогам рассмотрения дел выдано 5 предписаний о прекращении недобросовестной конкуренции.
Итоги деятельности отдела контроля размещения государственного заказа в 2010 году
При осуществлении контроля соблюдения требований Федерального закона от 21.07.2005 № 94–ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов), за отчетный период в Управление поступило 279 жалоб от участников размещения заказа на действия (бездействие) заказчиков, уполномоченных органов, специализированных организаций, аукционных, конкурсных и котировочных комиссий, по результатам рассмотрения которых было выявлено 169 нарушений требований законодательства о размещении заказов и выдано 76 предписаний, 140 жалоб признаны необоснованными, 50 жалоб возвращено, 28 жалоб отозваны (однако, при отзыве жалобы Управлением рассматривался вопрос о необходимости проведения внеплановой проверки всего размещаемого заказа в целом).
Также Управлением рассмотрено 85 обращений о согласовании возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком и 170 уведомлений о размещении заказа у единственного поставщика.
Сегодня с целью предупреждения совершения фактов нарушений законодательства о размещении заказов, связанных с ограничением количества участников, Воронежское УФАС России при проведений различных семинаров, совещаний и других обучающих мероприятий рекомендует государственным и муниципальным заказчикам учитывать позицию антимонопольной службы и не включать в документации требования к товарам, не влияющие на функциональные характеристики (потребительские свойства) и сформированные под товар конкретного производителя или продавца.