Об использовании транспортных средств при проведении рекламных кампаний

По вопросу использования транспортных средств при проведении рекламных кампаний, Воронежское УФАС России сообщает следующее.
Согласно статье 3 ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с частью 2 статьи 20 Федерального закона «О рекламе» использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций запрещается.
Под указанный запрет подпадает использование транспортного средства, основным предназначением которого является распространение рекламы (в том числе создание транспортного средства в виде определенного товара), а также переоборудование транспортного средства для распространения рекламы с частичной утратой тех функций транспортного средства, для выполнения которых оно было создано изначально (в том числе переоборудование транспортного средства в виде определенного товара).
К таким транспортным средствам могут быть отнесены, в частности, автомобили с переоборудованной кузовной частью в виде утолщенного рекламного щита или треугольной конструкции для размещения на них рекламы, а также автомобили с установленным на них оборудованием для осуществления проекционной трансляции на внешних стенах зданий, строений, сооружений.
Кроме того, по мнению специалистов ФАС России, к преимущественному использованию транспортного средства в качестве рекламной конструкции можно отнести случаи, когда транспортное средство в течение длительного времени стоит на одном месте без передвижения.
В то же время не может быть признано нарушением части 2 статьи 20 Федерального закона «О рекламе» размещение транспортных средств при проведении рекламных кампаний на автозаправочных комплексах или около крупных супермаркетов в случае, если данный автомобиль (либо аналогичная модель) сам по себе является призом проводимой акции (стимулирующего мероприятия) либо если акция проводится с его использованием (в нем размещается оборудование, призы либо иное имущество, необходимое для проведения мероприятия, а также лица - представители (сотрудники) организатора мероприятия, участвующие в его проведении).
В данном случае такое представление транспортного средства будет признаваться рекламой, так как направлено на привлечение внимания к рекламной акции и ее организатору, однако, поскольку транспортное средство не утрачивает функций, для выполнения которых оно было создано изначально, такое использование транспортного средства не может быть признано использованием исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций.
Согласно части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» реклама, размещенная на транспортных средствах, не должна создавать угрозу безопасности движения, в том числе ограничивать обзор управляющим транспортными средствами лицам и другим участникам движения, и должна соответствовать иным требованиям технических регламентов.
В соответствии частью 1.2 Правил Дорожного движения Российской Федерации участником дорожного движения признается лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.
Учитывая изложенное, по мнению специалистов ФАС России, размещение рекламы на окнах транспортных средств общего пользования (автобусах, троллейбусах, трамваях) будет противоречить части 5 статьи 20 Федерального закона «О рекламе» в случае, если такая реклама будет ограничивать обзор, в том числе пассажирам указанных транспортных средств.
Вместе с тем, при размещении рекламы на транспортном средстве должны быть соблюдены требования по обеспечению безопасности дорожного  движения, установленные соответствующими нормативными актами ГИБДД России, в том числе, касающиеся правил прохождения технического осмотра транспортных средств.
В соответствии со статьей 38 ФЗ «О рекламе» за нарушение требований, установленных частями 2-6 статьи 20 настоящего закона ответственность несет рекламорапространитель.
В соответствии с частью 2 статьи 14.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, использование транспортного средства исключительно или преимущественно в качестве передвижной рекламной конструкции – влечет наложение административного штрафа  на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с частью 4 статьи 14.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, размещение на транспортном средстве рекламы, создающей угрозу безопасности дорожного движения, в том числе рекламы, ограничивающей обзор лицу, управляющему транспортным средством, и другим участникам дорожного движения – влечет наложение административного штрафа  на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот  тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с частью 5 статьи 14.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств, а также звуковое сопровождение рекламы, распространяемой с использованием транспортных средств – влечет наложение административного штрафа  на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от четырех тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц – от сорока  тысяч до ста тысяч рублей.