Рекомендации по осуществлению процедуры рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по результатам рассмотрения жалоб и проведения плановых и внеплановых проверок соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» выявлены факты нарушений в действиях аукционных комиссий при рассмотрении первых частей заявок на участие в аукционе.
Частью 2 ст. 66 Закона № 44-ФЗ установлено, что заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
В части 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ указан перечень информации, которая должна содержаться в первой части заявки на участие в электронном аукционе.
Согласно ч.1 ст. 67 Закона № 44-ФЗ аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч.3 ст. 66 названного Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 3. ст. 67 Закона № 44-ФЗ по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником аукциона или об отказе в допуске к участию в аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ч. 4 указанной статьи.
Согласно ч.4 ст. ст.67 Закона № 44-ФЗ участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч.3 ст.66 указанного Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч.3 ст.66 указанного Федерального закона, требованиям документации об аукционе.   
Требования к содержанию второй части заявки установлены ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ.
В соответствии с требованиями ч.1 ст. 69 Закона № 44-ФЗ аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 указанного Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно ч. 2. ст. 69 Закона № 44-ФЗ аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
Согласно ч. 6 ст. 69 Закона № 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 указанного Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 указанного Федерального закона.
Таким образом, по смыслу данной нормы при рассмотрении аукционной комиссией вторых частей заявок на участие в аукционе допускается возможность отклонения заявки на участие в аукционе по основанию несоответствия представленных в первой части заявки документов и информации требованиям, установленным документацией об аукционе.
Вместе с тем, Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области обращает внимание на то обстоятельство, что в рассматриваемом случае в действиях аукционной комиссии усматриваются признаки нарушения требований ч.4 ст.67 Закона № 44-ФЗ, а именно: принятие решения о допуске к участию в аукционе и признанию участником закупки лица,  первая часть заявки которого содержит информацию, предусмотренную ч.3 ст.66 настоящего Федерального закона, несоответствующую требованиям документации об аукционе.
Такие действия аукционной комиссии влекут за собой негативные последствия для участника закупки.
Так, в соответствии с ч. 27 ст. 44 Закона № 44-ФЗ в случае, если в течение одного квартала на одной электронной площадке в отношении вторых частей трех заявок на участие в электронном аукционе, поданных одним участником такого аукциона, аукционной комиссией приняты решения о несоответствии указанных заявок требованиям, предусмотренным документацией об аукционе, по основаниям, установленным пунктом 1 части 6 статьи 69 Закона № 44-ФЗ..., оператор электронной площадки по истечении тридцати дней с даты принятия последнего из данных решений перечисляет на счет заказчика денежные средства, внесенные этим участником в качестве обеспечения последней заявки.
Кроме того, в указанном случае в действиях должностных лиц аукционной комиссии могут усматриваться признаки коррупционной составляющей.
Статьей 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В соответствии с ч.2 указанной статьи признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок влечет  наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.
В связи указанным Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области рекомендует аукционным комиссиям заказчиков, уполномоченных органов не допускать при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе отклонения заявки на участие в аукционе по основанию несоответствия первой части такой заявки установленным Законом № 44-ФЗ требованиям.