Правовые последствия неопломбированных пожарных гидрантов

В связи с многочисленными обращениями граждан и юридических лиц, поступающими в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Управление), по вопросу правомерности действий ООО «РВК-Воронеж» по начислению платы в качестве задолженности за безучетное потребление услуг по водоснабжению и водоотведению информирует о следующем.

Требование ООО «РВК-Воронеж», как следует из поступающих обращений, обусловлено обнаружением при обследовании принадлежащих абонентам водопроводных сетей неопломбированных пожарных гидрантов. Ввиду отсутствия приборов учета воды и наличия возможности несанкционированного водопользования с использованием указанных выше гидрантов, ООО «РВК-Воронеж» применяет расчетный способ начисления платы методом пропускной способности устройств и сооружений. Абоненты не согласны с такими начислениями по причине отсутствия доказательств фактического использования пожарных гидрантов для водопотребления.

Таким образом, возникающие между абонентами и ООО «РВК-Воронеж» споры, связаны с расчетами за оказанные услуги по водоснабжению и водоотведению по заключенным между указанными сторонами гражданско-правовых договоров.

Между тем, рассмотрение антимонопольным органом споров, возникающих при исполнении гражданско-правовых договоров, заключенных между хозяйствующим субъектом и контрагентом, в том числе связанных с расчетами за потребленные ресурсы по указанным договорам, действующим законодательством не предусмотрено, в связи с чем, подобные споры подлежат разрешению в судебном порядке.

При указанных обстоятельствах, при возникновении подобных споров с организацией водопроводно-канализационного хозяйства, абонентам необходимо обращаться в суд за разрешением таких споров.

При этом, Управление обращает внимание потребителей на следующее.

В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными ее учета, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Для учета поданной (полученной) холодной воды на границе эксплуатационной ответственности организации водопроводно-канализационного хозяйства и абонента в точке приема и точке подачи устанавливаются приборы учета холодной воды. Границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по договорам транспортировки воды определяются сторонами в приложениях, являющихся неотъемлемой частью указанных договоров.

Согласно пункту 33 «Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 г. № 167 (далее Правила № 167), количество полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод определяется абонентом в соответствии с данными учета фактического потребления по показаниям средств измерений, за исключением случаев, установленных данными Правилами. В соответствии с пунктом 41 Правил № 167 средства измерений должны быть проверены и опломбированы организацией, имеющей соответствующую лицензию. Неопломбированные средства измерений к эксплуатации не допускаются. В силу пункта 35 Правил № 167 ответственность за надлежащее состояние и исправность узлов учета, а также за своевременную поверку средств измерений, установленных на узлах учета, несет абонент.

В соответствии с пунктом 10.2 Инструкции по борьбе с утечками и потерями воды на городских водопроводах (утв. Минжилкомхозом РСФСР 23.03.1972) все пожарные гидранты, стоящие на транзитных городских магистралях, проходящих по территории абонента, должны быть опломбированы.

В подпункте «в» пункта 35 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утв. Постановлением Правительства от 29 июля 2013 г. № 644 (далее Правила № 644) также предусмотрено, что абонент обязан обеспечивать сохранность знаков поверки и пломб на средствах измерений (приборах учета), узлах учета, задвижке обводной линии, пожарных гидрантах, задвижках и других устройствах, находящихся в границах эксплуатационной ответственности абонента.

Из правового смысла вышеназванных норм действующего законодательства следует, что если пожарные гидранты находятся в пределах эксплуатационной ответственности абонента, именно абонент несет ответственность за установку приборов учета и сохранность контрольных пломб на пожарных гидрантах, а, соответственно, в пределах эксплуатационной ответственности организации водопроводно-канализационного хозяйства – такая организация.

Пункт 82 Правил № 644 устанавливает, что определение количества поданной (полученной) холодной воды, принятых (отведенных) сточных вод осуществляется путем проведения коммерческого учета в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Порядок коммерческого учета воды, сточных вод с использованием приборов учета, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в узлах учета, спроектированных и допущенных в эксплуатацию в установленном порядке, или расчетным способом в целях расчета размера платы за поданную (полученную), транспортируемую воду, принятые (отведенные), транспортируемые сточные воды по договорам холодного водоснабжения, договорам горячего водоснабжения (далее - договоры водоснабжения), договорам водоотведения, единым договорам холодного водоснабжения и водоотведения, договорам по транспортировке холодной воды, договорам по транспортировке горячей воды, договорам по транспортировке сточных вод и другим договорам, заключенным с организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения определяют Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 г. № 776 (далее – Правила № 776).

В соответствии с пунктом 16 Правил №776, применение метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду используется в следующих случаях:

а) при самовольном присоединении и (или) пользовании централизованными системами водоснабжения за период времени, в течение которого осуществлялось такое самовольное присоединение и (или) пользование, но не более чем за 3 года. При этом период времени, в течение которого осуществлялось самовольное присоединение и (или) пользование централизованными системами водоснабжения, определяется со дня предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов централизованной системы водоснабжения в месте, где позже был выявлен факт самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения, до дня устранения самовольного присоединения (прекращения самовольного пользования). В случае если абонент в течение 1 года после вступления в силу Правил № 776 проинформировал организацию, осуществляющую горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, о самовольном присоединении и (или) пользовании централизованной системой водоснабжения, расчетный способ определения количества поданной (полученной) воды применяется не более чем за 6 месяцев;

б) через 60 дней со дня возникновения неисправности прибора учета (в том числе непроведения поверки после истечения межповерочного интервала) или демонтажа прибора учета до проведения допуска прибора учета к эксплуатации либо поверки без демонтажа прибора учета;

в) при отсутствии у абонента или транзитной организации приборов учета воды, допущенных к эксплуатации в установленном порядке, в случае, если в течение 60 дней со дня получения от организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, уведомления о необходимости установки приборов учета или после даты, определенной в договорах водоснабжения, едином договоре водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды и договоре по транспортировке горячей воды, приборы учета воды не установлены;

г) при нарушении в течение более 6 месяцев сроков представления показаний прибора учета, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом или транзитной организацией организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, о временном прекращении потребления воды.

Существующая судебная практика исходит из наличия оснований у организаций водопроводно-канализационного хозяйства для применения расчетного способа коммерческого учета воды вследствие отсутствия приборов учета на пожарных гидрантах, находящихся в пределах эксплуатационной ответственности абонента. Расчет с применением метода пропускной способности в таких случаях, по смыслу соответствующих положений Правил № 776, не зависит от того, какое именно количество воды было отобрано и каково состояние водоразборных устройств, с использованием которых возможно несанкционированное водопотребление.

При возникновении подобных спорных ситуаций, связанных с расчетами за потребленные ресурсы, гражданам и юридическим лицам следует руководствоваться вышеуказанными положениями законодательства и правовой позицией судебных органов по данному вопросу.