Анализ рынка услуг добровольного личного страхования от несчастных случаев и болезней на территории Воронежской области в 2016 г.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
о состоянии конкурентной среды на рынке услуг добровольного личного страхования от несчастных случаев и болезней на территории Воронежской области в 2016 г.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящий анализ выполнен Управлением Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области в целях изучения конкурентной среды на рынке услуг добровольного личного страхования от несчастных случаев и болезней на территории Воронежской области при рассмотрении заявлений гр. <...>, <...>, <...>, <...> по вопросу правомерности действий ООО «Автовокзал» по навязыванию оформления страхового полиса при продаже билета на проезд на междугороднем автобусе.
Оценка состояния конкурентной среды на рассматриваемом товарном рынке осуществлялась на основе информации, полученной от Главного управления Центрального банка РФ по Центральному федеральному округу, Департамента допуска на финансовый рынок Центрального банка РФ, хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на исследуемом рынке, а также иной информации, возможность использования которой предусмотрена п. 1.5 Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке», утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы РФ от 02 августа 2010 года  № 220.
Анализ состояния конкуренции на исследуемом рынке услуг проводился в соответствии со следующими нормативными актами:
1. Конституцией Российской Федерации;
2. Гражданским кодексом Российской Федерации;
3. Федеральным законом «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ (далее – Закон о защите конкуренции);
4. Федеральным законом от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании);
5. Законом РФ от 27 ноября 1992 года  № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ» (далее – Закон об организации страхового дела);
6. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 331 «Об утверждении положения о Федеральной антимонопольной службе»;
7. Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 июня 2007 года № 359 «Об утверждении условий признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) и правил установления доминирующего положения финансовой организации (за исключением кредитной организации)» (далее - Условия признания доминирующим положения финансовой организации или Правила признания доминирующим положения финансовой организации);
8. Приказом Федеральной антимонопольной службы от 02 августа 2010 года № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке» (далее – Порядок);
9. Приказом Росстандарта от 31 января 2014 года № 14-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)»;
10. Указанием Банка России от 30 ноября 2015 года №3860-У «О формах, сроках и порядке составления и предоставления отчетности страховыми организациями и обществами взаимного страхования в Центральный банк Российской Федерации».

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕННОГО ИНТЕРВАЛА ИССЛЕДОВАНИЯ ТОВАРНОГО РЫНКА

Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.
Целью исследования рынка услуг добровольного личного страхования от несчастных случаев и болезней на территории Воронежской области является оценка конкурентной среды на указанном рынке, выявление хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на указанном рынке, в том числе действий или соглашений, направленных на ограничение, устранение конкуренции на указанном товарном рынке.
В связи с тем, что данное исследование ограничено изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке.
Временным интервалом исследования данного товарного рынка, в соответствии с ранее полученными от хозяйствующих субъектов данными и целью исследования данного товарного рынка, является 2016 год.
Все характеристики данного товарного рынка определяются в пределах установленного временного интервала, т.е. в 2016 г.

3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОДУКТОВЫХ ГРАНИЦ ТОВАРНОГО РЫНКА

Продуктовые границы товарного рынка определяются, исходя из вида деятельности, возможности взаимозаменяемости товаров и услуг.
Согласно ст. 4 Закона о защите конкуренции под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.  
В соответствии с пунктом 3.4 Порядка предварительное определение товара может быть проведено на основании: условий договоров, предметом которых является рассматриваемый товар; общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности; иного способа, позволяющего однозначно определить товар.
Товаром на исследуемом рынке являются услуги по добровольному личному страхованию от несчастных случаев и болезней.
Согласно представленной информации, в соответствии с предметом договоров добровольного личного страхования от несчастных случаев и болезней одна сторона (страховая компания) – хозяйствующий субъект, оказывающий соответствующую услугу, обязуется выплатить страховую выплату в случае причинения вреда жизни или здоровью страхователя или иного застрахованного лица, а вторая сторона (страхователь) - потребитель оплачивает данную услугу (путем оплаты страховой премии или страховых взносов). Размеры страховых премий (страховых взносов), страховых выплат определяются по соглашению сторон.
По предоставленной информации, потребителями услуг по добровольному личному страхованию от несчастных случаев и болезней являются юридические и физические лица, заключившие соответствующий договор страхования на территории Воронежской области.
В соответствии со статьей 3 Закона об организации страхового дела страхование осуществляется в форме добровольного страхования и обязательного страхования.
Добровольное личное страхование осуществляется на основании договора страхования.
В соответствии со статьей 10 Закона об организации страхового дела страховая сумма - денежная сумма, которая определена в порядке, установленном федеральным законом и (или) договором страхования при его заключении, и, исходя из которой, устанавливаются размер страховой премии (страховых взносов) и размер страховой выплаты при наступлении страхового случая.
При осуществлении личного страхования страховая сумма или способ ее определения устанавливается страховщиком по соглашению со страхователем в договоре страхования.
Страхователями признаются юридические и дееспособные физические лица, заключившие со страховщиками договоры страхования. Застрахованными лицами по договорам добровольного личного страхования могут быть только физические лица.
Согласно статье 6 Закона об организации страхового дела страховые организации осуществляют свою деятельность на основании лицензии на осуществление соответствующего вида страховой деятельности в установленном настоящим Законом порядке.
Статьей 32.9 Закона об организации страхового дела определены виды страхования, в том числе страхование от несчастных случаев и болезней.
Согласно п. 2 статьи 4 Закона об организации страхового дела объектами страхования от несчастных случаев и болезней могут быть имущественные интересы, связанные с причинением вреда здоровью граждан, а также с их смертью в результате несчастного случая или болезни (страхование от несчастных случаев и болезней). Данные объекты относятся к личному страхованию (п. 7 статьи 4 Закона об организации страхового дела).
В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности деятельность по добровольному личному страхованию от несчастных случаев и болезней отнесена к классу 65 – «Услуги по страхованию, перестрахованию и негосударственному пенсионному обеспечению, кроме обязательного социального обеспечения», группа 65.12 – «Услуги по страхованию, кроме страхования жизни», подгруппа 65.12.1 – «Услуги по страхованию от несчастных случаев и медицинскому страхованию».
Согласно пункту 3.7 Порядка определение взаимозаменяемых товаров в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции основывается на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.
Учитывая характер оказываемых услуг, а также необходимость наличия лицензии на осуществление услуг по добровольному личному страхованию от несчастных случаев и болезней взаимозаменяемые услуги не выявлены.
В связи с этим, услуги по добровольному личному страхованию от несчастных случаев и болезней  являются специфическим товаром, который не может быть в процессе потребления заменен на другой товар, сравнимый по своему функциональному назначению и применению, а также по нормативно-правовым требованиям, предъявляемым к соответствующему виду страховой деятельности.
Таким образом, продуктовыми границами рассматриваемого товарного рынка являются услуги по добровольному личному страхованию от несчастных случаев и болезней.

4. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ ТОВАРНОГО РЫНКА

Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатель имеет экономическую и технологическую возможность приобрести, а продавец реализовать рассматриваемый товар (услуги).
При определении географических границ исследуемого товарного рынка, учитывалось, что услуги по добровольному личному страхованию от несчастных случаев и болезней оказываются на основании договоров на оказание таких услуг, заключенных на территории Воронежской области.
Географическими границами рынка услуг по добровольному личному страхованию от несчастных случаев и болезней является территория, на которой  покупатели указанных услуг имеют экономическую возможность и целесообразность приобрести рассматриваемый товар (услугу) и не имеют такой возможности или целесообразности за пределами этой территории.
Потребителями (покупателями) услуг по добровольному личному страхованию от несчастных случаев и болезней являются юридические и физические лица, заключающие соответствующий договор на территории Воронежской области.
При выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями) учитываются:
- требования к условиям транспортировки товара;
- организационно-транспортные схемы приобретения товара приобретателями;
- возможность перемещения товара к покупателю или покупателя к товару;
- наличие, доступность и взаимозаменяемость транспортных средств для перемещения рассматриваемого товара (приобретателя рассматриваемого товара);
- расходы, связанные с поиском и приобретением товара, а также транспортные расходы;
- особенности территории в предварительно определенных географических границах товарного рынка (в том числе природно-климатические и социально-экономические особенности, наличие зон регулируемого или частично регулируемого ценообразования);
- региональные особенности спроса на рассматриваемый товар (включая потребительские предпочтения);
- условия, правила и обычаи делового оборота.
Определение географических границ данного товарного рынка осуществлялось методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).
Данный метод позволяет выявить продавцов товара (исходя из предварительно определенных продавцов), однозначно установить географическое расположение районов продаж, в которых продавцы конкурируют друг с другом при осуществлении продаж товара предварительно определенным приобретателям.
Выбор данного метода исследования произведен, в том числе исходя из сроков исследования и доступности информации.
С учетом изложенного, у потребителей услуг по добровольному личному страхованию, находящихся на территории Воронежской области, отсутствуют экономическая возможность и целесообразность приобретать указанные услуги за пределами указанной территории, т. е. возможность и целесообразность заключения договоров на добровольное личное страхование от несчастных случаев и болезней имеется только со страховыми организациями, оказывающими данные услуги на территории Воронежской области.
Таким образом, географическими границами исследуемого товарного рынка является территория Воронежской области.

5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТАВА ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ, ДЕЙСТВУЮЩИХ НА РЫНКЕ

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно продающие (производящие) в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного интервала времени. (п. 5.1 Порядка)
Страхование от несчастных случаев и болезней осуществляется страховыми организациями в рамках деятельности по добровольному личному страхованию на основании соответствующих лицензий, действующих на территории Российской Федерации. Страхование на основании лицензии осуществляется страховыми организациями как непосредственно, так и через филиалы и представительства.
Согласно предоставленной информации, в рассматриваемый временной интервал (т. е. в 2016 году) услуги добровольного личного страхования от несчастных случаев и болезней на территории Воронежской области предоставляли 46 хозяйствующих субъектов.
Как следует из предоставленных структурными подразделениями Центрального банка РФ материалов, в 2016 г добровольное личное страхование от несчастных случаев и болезней на территории Воронежской области осуществляли следующие страховые организации.
1.    ПАО Страховая Компания «Росгосстрах» (г. Люберцы)
2.    АО «Тинькофф Страхование» (г.Москва)
3.    АО «Страховое общество ЖАСО» (г.Москва)
4.    АО Страховая Компания «Альянс» (г.Москва)
5.    ООО Муниципальная страховая компания «СТРАЖ» им. С.Живаго
6.    САО «ВСК» (г.Москва) (г.Рязань)
7.    ООО Страховая Компания «Связной Страхование» (г.Москва)
8.    СПАО «Ингосстрах» (г.Москва)
9.    АО «Страховая группа «УралСиб» (г.Москва)
10.    АО «Страховая Компания «Европа» (г. Лобня)
11.    ООО «Зетта Страхование» (г.Москва)
12.    АО «Страховая Компания БЛАГОСОСТОЯНИЕ Общее Страхование» (г.Москва)
13.    АО «Страховое общество газовой промышленности» (г.Москва)
14.    СПАО «РЕСО-Гарантия» (г.Москва)
15.    ООО «Страховая Компания «Согласие» (г.Москва)
16.    ЗАО «Московская акционерная страховая компания» (г.Москва)
17.    ООО «СОСЬЕТЕ ЖЕНЕРАЛЬ Страхование» (г.Москва)
18.    ПАО «Страховая акционерная компания «ЭНЕРГОГАРАНТ» (г.Москва)
19.    АО «Страховая компания АСКО-Центр» (г.Курск)
20.    ООО «АльфаСтрахование» (г.Москва)
21.    ООО «Чрезвычайная страховая компания» (г.Москва)
22.    ЗАО «Страховая компания «Резерв» (г.Хабаровск)
23.    ЗАО «Страховая компания «РСХБ-Страхование» (г.Москва)
24.    АО «Государственная страховая компания «Югория» (г.Ханты-Мансийск)
25.    АО «Страховая бизнес группа» (г.Воронеж)
26.    ООО Страховая Компания «ВТБ-Страхование» (г.Москва)
27.    ООО «АльфаСтрахование-Жизнь» (г.Москва)
28.    ООО «ХоумКредитСтрахование» (г.Москва)
29.    ООО Страховая компания «Согласие-Вита» (г.Москва)
30.    ООО «Центральное Страховое Общество» (г. Мытищи)
31.    ООО Страховое общество «Акцепт» (г. Люберцы)
32.    ООО «ППФ Страхование жизни» (г.Москва)
33.    ООО Страховая компания «Сбербанк страхование жизни» (г.Москва)
34.    АО «Русский стандарт страхование» (г.Москва)
35.    ООО «Страховая компания «Ингосстрах-Жизнь» (г.Москва)
36.    ООО «Страховая Компания СОГАЗ-ЖИЗНЬ» (г.Москва)
37.    ООО Страховая компания «Алянс Жизнь» (г.Москва)
38.    ООО Страховая компания «ДЕЛО ЖИЗНИ» (г.Москва)
39.    ООО «Страховая компания «Росгострах-Жизнь» (г.Москва)
40.    АО «Страховая компания БЛАГОСОСТОЯНИЕ» (г.Москва)
41.    АО «ЕРВ Туристическое Страхование» (г.Москва)
42.    ООО «СОСЬЕТЕ ЖЕНЕРАЛЬ Страхование Жизни» (г.Москва)
43.    ООО «Страховая компания КАРДИФ» (г.Москва)
44.    ООО «Страховая компания «Кредит Европа Лайф» (г.Москва)
45.    ООО «Страховая компания «Раффайзен Лайф» (г.Москва)
46.    ООО Страховая компания «Сбербанк Страхование» (г.Москва)
Какие-либо иные хозяйствующие субъекты, которые оказывали в исследуемом периоде (2016 г.) услуги по добровольному личному страхованию от несчастных случаев и болезней в пределах тех же географических границ исследуемого рынка, а именно на территории Воронежской области, отсутствовали.

6. ОБЪЕМ ТОВАРНОГО РЫНКА И ДОЛИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ НА РЫНКЕ

Расчет общего объема товарной массы в обороте за определенный период времени в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка (далее - объем товарного рынка) на рынке услуг добровольного личного страхования от несчастных случаев и болезней на территории Воронежской области осуществляется на основании общего объема страховых премий всех хозяйствующих субъектов, оказывающих данные услуги, по договорам добровольного страхования от несчастных случаев и болезней, заключенных на территории Воронежской области, в денежном выражении (руб.) (п. 6.1 Порядка).
Исходя из доступности и наличия информации, объем изучаемого рынка определяется как сумма объемов страховых премий всех хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке.
Итак, общий объем услуг по добровольному личному страхованию от несчастных случаев и болезней на территории Воронежской области в 2016 г. в денежном выражении составляет:
                                       Vm = 981.420.167 руб.
Согласно п. 6.3 Порядка, доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.
В связи с этим расчет доли хозяйствующих субъектов на исследуемом товарном рынке производится по формуле:
Di = Vi / Vm*100, где
Di - доля хозяйствующего субъекта;
Vi - объем оказанных услуг по добровольному личному страхованию от несчастных случаев и болезней на территории Воронежской области хозяйствующим субъектом;
Vm - общий объем оказанных услуг по добровольному личному страхованию от несчастных случаев и болезней на территории Воронежской области.
Таким образом, доли хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по добровольному личному страхованию от несчастных случаев и болезней Воронежской области в 2016 году распределились следующим образом.

7. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ КОНЦЕНТРАЦИИ ТОВАРНОГО РЫНКА

В соответствии с Порядком для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:
1) коэффициент рыночной концентрации (CR) – сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рынке:
в 2016 г. крупнейшими хозяйствующими субъектами действующими на исследуемом рынке являлись ООО «Страховая компания КАРДИФ» (доля-26,2 %), ПАО СК «Росгосстрах» (18,62%), ООО «СК «Росгосстрах-Жизнь» (12,47%).
CR  = 26,2+18,62+12,47=57,29%;
2)  индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) – сумма квадратов долей на товарном рынке (выраженных в процентах) всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:
                       N         2
         HHI = SUM  Di,  где    
                      I=1
Di – выраженная в процентах доля одного хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке;
N – общее количество хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.
Таким образом, индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана исследуемого рынка составляет:                    
HHI = 1353,15
В соответствии с п. 7.2 Порядка, умеренному уровню концентрации товарного рынка соответствуют следующие показатели:
45 % < = CR  < 70%
или 1000 < = HHI < 2 000.
Исходя из полученных значений коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана, можно сделать вывод о том, что уровень концентрации рынка услуг добровольного личного страхования от несчастных случаев и болезней на территории Воронежской области  в 2016 г. являлся умеренным.

8. БАРЬЕРЫ ВХОДА НА ТОВАРНЫЙ РЫНОК

К барьерам входа на товарный рынок относятся:
а) экономические:
- минимальный размер уставного капитала;
- преимущества хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед новыми участниками рынка: уровень расходов на ведение дел страховщиков, отношение суммы расходов по ведению страховых операций и управленческих расходов к страховым взносам. (У компаний, которые давно существуют на рынке данный показатель составляет в среднем 43%, тогда как у компаний, входящих на рынок данный показатель может достигать и 90%. Соответственно, новые хозяйствующие субъекты на рынке не могут установить такие тарифы, которые бы могли окупать все расходы страховой компании. Тогда как крупнейшие страховщики за счет масштаба собранных премий способны устанавливать невысокие тарифы при сохранении прибыльности компании.
- издержки выхода с рынка, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности.
б) административные ограничения, вводимые органами государственной власти, в том числе:
-  условия и необходимость лицензирования страховой деятельности;
- стандарты, предъявляемые к условиям и порядку осуществления добровольного страхования;
- квалификационные и иные требования, предъявляемые к руководителям и сотрудникам страховых организаций;
- квотирование для участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций;
- ограничения для иностранных страховых организаций.
Также к существующим барьерам развития конкуренции на  рынке услуг по добровольному личному страхованию от несчастных случаев и болезней относится невысокий уровень страховой культуры и страховой грамотности потребителей страховых услуг, низкий спрос на страховые услуги.
Вместе с тем, указанные барьеры являются преодолимыми, за исключением административных ограничений, введенных органами государственной власти в отношении размера (квоты) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций.
При этом, действующие на исследуемом товарном рынке хозяйствующие субъекты предоставили информацию об отсутствии у них каких-либо барьеров входа на данный рынок.

9. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ

С учетом обстоятельств, установленных в процессе исследования товарного рынка добровольного личного страхования от несчастных случаев и болезней на территории Воронежской области в 2016 г., целесообразно сделать следующие выводы.
Рынок услуг добровольного личного страхования от несчастных случаев и болезней на территории Воронежской области в 2016 г. являлся рынком с развитой конкуренцией.
Уровень концентрации рынка услуг добровольного личного страхования от несчастных случаев и болезней на территории Воронежской области в 2016 г. - умеренный.
Барьеры входа на рынок услуг добровольного личного страхования от несчастных случаев и болезней на территории Воронежской области в 2016 г. являлись преодолимыми, за исключением административных ограничений, введенных органами государственной власти в отношении размера (квоты) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций.
Согласно п. 7 статьи 5 Закона о защите конкуренции условия признания доминирующим положения финансовой организации, поднадзорной Центральному банку Российской Федерации, с учетом ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Согласно Условиям признания доминирующим положения финансовой организации доминирующим признается положение финансовой организации на товарном рынке, дающее такой финансовой организации возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения финансовой услуги на соответствующем рынке, и (или) устранять с товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять им доступ на товарный рынок.
С учетом относительного размера долей на соответствующем товарном рынке, принадлежащих конкурентам, доминирующим признается положение финансовой организации, в отношении которой выполняются в совокупности следующие условия:
доля финансовой организации превышает 10 процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке либо 20 процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации;
доля финансовой организации на товарном рынке в течение длительного периода времени (не менее одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее одного года) увеличивается и (или) неизменно превышает 10 процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке либо 20 процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации.
По расчетным данным анализа товарного рынка доля ООО «Страховая компания КАРДИФ», осуществляющего деятельность по предоставлению услуг по добровольному личному страхованию от несчастных случаев и болезней, на территории Воронежской области  в 2016 году фактически составила 26,2%.
На основании изложенного, расчетные данные анализа товарного рынка позволяют признать положение ООО «Страховая компания КАРДИФ»  на исследуемом товарном рынке доминирующим.
При исследовании данного товарного рынка было установлено, что между одним из участников исследуемого рынка - ОАО «Страховая компания «Европа» и ООО «Автовокзал» заключен договор  возмездного оказания услуг от 01.03.2016 г. б/н. Согласно положений данного договора ОАО «Страховая компания «Европа» осуществляет от своего имени и за свой счет добровольное личное страхование пассажиров от несчастных случаев на пригородных и междугородных маршрутов посредством заключения договора страхования, а ООО «Автовокзал» предоставляет своих работников для осуществления деятельности по добровольному личному страхованию пассажиров, осуществляет сбор взносов по добровольному личному страхованию и перечисляет на расчетный счет ОАО «Страховая компания «Европа».
Учитывая, что рынок услуг добровольного личного страхования от несчастных случаев и болезней на территории Воронежской области в 2016 г. являлся высококонкурентным; большое количество участников рынка (46 страховых компаний);  отсутствие фактов отказа ООО «Автовокзал» какой-либо из действующих на данном рынке страховых компаний в заключении аналогичных договоров, заключенных с ООО «Страховая компания «Европа»; доля АО «Страховая Компания «Европа» на рынке услуг добровольного личного страхования от несчастных случаев и болезней на территории Воронежской области в 2016 г. была незначительной -1,45%, заключение указанного договора не привело к ограничению конкуренции на данном рынке.