Обобщенные ответы на вопросы, поступившие в ходе проведения публичного обсуждения 28.09.2017 года

Следует ли рассматривать рекламу солярия как рекламу медицинских услуг (физиопроцедуры) или такие услуги могут быть отнесены к бытовым, осуществляемым без лицензии на медицинскую деятельность?
Ответ
Требования к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины установлены статьей 24 Федерального закона "О рекламе".
часть 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" обязывает сопровождать рекламу методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, за исключением такой рекламы, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и иной рекламы, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Перечень медицинских услуг определен Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 1664н (далее - Номенклатура).
Вместе с тем с в соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 № 608, Министерство здравоохранения Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере здравоохранения.
Таким образом, при возникновении вопросов об отнесении тех или иных способов воздействия на организм человека к медицинским услугам (методам лечения), целесообразно направить соответствующее обращение в Министерство здравоохранения Российской Федерации (адрес: Рахмановский пер., д.3, г. Москва, ГСП-4, 127994).

Насколько допустимо в рекламе пива публиковать интервью сотрудника пивоваренной компании?
Ответ

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Вопросы распространения рекламы алкогольной продукции, в том числе пива, регулируются статьей 21 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе», реклама алкогольной продукции не должна размещаться в периодических печатных изданиях, за исключением рекламы пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, а также вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда, которая не должна размещаться на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов;
В соответствии с частью 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе», реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
Вопрос об отнесении информации к рекламе решается отдельно в каждом конкретном случае, исходя из наличия или отсутствия признаков, указанных в статье 3 ФЗ «О рекламе».
В случае если интервью с представителем пивоваренной компании не формирует интерес к пиву и напиткам, изготавливаемых на основе пива, то на эту информацию не будут распространяться требования статьи 21 ФЗ «О рекламе». В остальных случаях такая информация публикуется с учетом всех требований указанной статьи закона о рекламе.

 

Является ли ограничением конкуренции с точки зрения части 17 статьи 3 Федерального закона «О защите конкуренции» отказ Управления главного архитектора согласовать размещение рекламной или информационной конструкции со ссылкой на положения Дизайн-регламента?
Ответ
В соответствии со статьей 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:
1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;
2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;
3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;
4) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;
5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;
6) предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;
7) предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона;
8) создание дискриминационных условий;
9) установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг;
10) дача хозяйствующим субъектам указаний о приобретении товара, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

 

Является ли ограничением конкуренции предпринимателей г. Воронежа установление требований Дизайн-регламента, имеющих признаки 1) неясности, 2) избыточности, 3) коррупционной составляющей к хозяйствующим субъектам и вправе ли предприниматели, чьи права такие нормы нарушают с приложением отказов, ответов и т.д. обратиться в УФАС с заявлениями об устранении нарушений закона, имеется ли такая практика в г. Воронеже?
Ответ

Признаками ограничения конкуренции является: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.


Возбуждались ли УФАС в г. Воронеже дела, прямо или косвенно связанные с внедрением Дизайн-регламента?
Ответ
Дела о нарушении антимонопольного законодательства, прямо или косвенно связанные с внедрением дизайн-регламента, Воронежским УФАС России не возбуждались.

 

Насколько допустимо использование в рекламе информации, дискредитирующей конкурента? Например, весьма популярна такая область, как исследование продуктов питания на наличие растительных жиров, замещающих компонентов. Исследования зачастую проводят независимые лаборатории или социальные проекты. Допустимо ли в рекламе, к примеру, производителя сыра, творога, молочных продуктов, хлеба использовать данные таких независимых исследований, в которых были найдены нарушения в партиях товаров каких-либо конкурентов.
Ответ
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама прежде всего должна быть достоверной. То есть все то, о чем сообщается в рекламе, должно соответствовать действительности. Если данные исследования соответствуют действительности, и есть ссылка на источник этой информации, ссылка является достоверной, такое исследование проводилось, то это возможно. В противном случае подобные действия могут быть определены как дискредитация конкурента, и это будет уже не просто нарушение законодательства о рекламе, но еще и нарушение статьи 14.1 Федерального закона «О защите конкуренции», в соответствии с которой не допускается недобросовестная конкуренция путем дискредитации, то есть распространения ложных, неточных или искаженных сведений о конкуренте.
В подобном случае риски в первую очередь существуют для рекламодателя, рекламораспространитель по данной статье ответственности не несет. Таким образом, рекламодатель должен очень деликатно и ответственно относиться ко всей информации, которую он распространяет.


Какие должны быть доказательства, аргументы, обстоятельства выявлены для того, чтобы действия были признаны сговором между органом власти или представителем органа власти и поставщиком, подрядчиком?
Ответ
Практика рассмотрения подобных дел показывает, что определить исчерпывающий перечень доказательств сложно, принимаются любые доказательства, как прямые, так и косвенные. В указанных случаях зачастую это могут быть пояснения лиц и опросы свидетелей. К примеру, встречаются случаи выявления сговоров на аукционах, когда заявки участников подаются с одних IP-адресов, когда компании одна за другую перечисляют обеспечение. Компании могут быть аффилированы друг к другу, например, иметь одних и тех же учредителей или в одной компании человек является директором, а в другой главным инженером. В каждом деле собирается большой объем информации для подтверждения факта наличия сговора.