Профилактика нарушений при проведении торгов по ОСАГО

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Федеральная антимонопольная служба в соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004г. № 331 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд» является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
В Управление федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее по тексту — Воронежское УФАС России) с жалобами на допущенные нарушения при размещении заказов на оказание услуг по обязательному страхованию владельцев транспортных средств (далее по тексту — ОСАГО) часто обращаются страховые организации.
Наиболее часто допускаемые нарушения государственными и муниципальными заказчиками, уполномоченными органами при проведении торгов по ОСАГО:

  • необоснованный отказ в допуске к участию в конкурсе;
  • нарушение порядка оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе при определении победителя.

Для предотвращения указанных нарушений Воронежское УФАС России акцентирует внимание государственных и муниципальных заказчиков, уполномоченных органов, участников размещения заказа на необходимость разрешения следующих проблемных ситуаций.
Очень часто в Воронежское УФАС России обращаются страховые организации с жалобами на нарушения Закона о размещении заказов в действиях государственных, муниципальных заказчиков, уполномоченных органов при проведении конкурсов по ОСАГО, связанные с нарушением при расчете цены контракта (страховой премии) в заявках на участие в конкурсе других участников размещения заказа — страховых организаций требований Постановления Правительства Российской Федерации от 08.12.2005г. № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии». Причем, требования указанного Постановления трактуются участниками страхового рынка (профессионалами) прямо противоположно, в зависимости от их статуса при рассмотрении жалобы (заявитель о нарушении при проведении конкурса или его победитель), т.е. Конъюнктурно.
Такая же позиция характерна и в отношении правильности установления такого критерия качества услуг, как время осмотра транспортных средств независимой экспертизой страховыми организациями (в заявках часто указывается в секундах).
Таким образом, Воронежское УФАС России считает, что для более эффективной профилактики нарушений при проведении торгов по ОСАГО страховым организациям при возникновении вопросов правильно ли рассчитана цена контракта (страховая премия) по ОСАГО и обоснованно ли время осмотра транспортных средств указано в секундах другими участниками размещения заказа и т.п. страховым организациями, следует решить указанные вопросы в формате профессиональной дискуссии либо обращаться для его решения в орган страхового надзора, который осуществляет контроль за соблюдением страхового законодательства в том числе и за соблюдением указанного выше Постановления Правительства Российской Федерации.
В течении 2008 года Воронежским УФАС России неоднократно были рассмотрены жалобы страховых организаций на действия государственных и муниципальных заказчиков, уполномоченных органов, конкурсных комиссий при проведении конкурсов по ОСАГО. По итогам рассмотрения жалоб выданы соответствующие предписания. На сегодняшний день все предписания исполнены.
В целях эффективного использования бюджетных средств федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, государственным внебюджетным фондам, субъектам естественных монополий Воронежское УФАС России по ОСАГО рекомендует проводить конкурс, а не аукцион в связи с тем, что при проведении аукциона победителем признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта, т.е. победитель определяется только по цене контракта.
Между тем, исходя из статей 8,9 Федерального закона Российской Федерации от 25.04.2002г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», цена не может быть ниже применяемых базовых тарифных ставок и коэффициентов, утвержденных в установленном порядке Постановлением Правительства РФ. Поэтому исключительно по цене контракта победитель определяться не может.