Порядок заключения контракта на проведение техинвентаризации объектов капстроительства

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Порядок заключения государственного или муниципального контракта на оказание услуг по проведению технической инвентаризации объектов капитального строительства

Настоящие методические рекомендации предназначены для применения государственными и муниципальными и заказчиками, осуществляющими действия по размещению заказов на оказание услуг по проведению технической инвентаризации объектов капитального строительства. Разъясняют условия, порядок и способы размещения заказов на данный вид услуг.
В связи с поступающими в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (Воронежское УФАС России) обращениями о действиях государственных и муниципальных заказчиков по размещению государственных и муниципальных заказов на проведение технической инвентаризации объектов капитального строительства с единственным поставщиком - Государственным унитарным предприятием Воронежской области «Воронежоблтехинвентаризация» (ГУП ВО «Воронежоблтехинвентаризация»), без проведения процедур торгов, Воронежское УФАС России сообщает.
Частью 2 ст. 10 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ предусмотрено, что во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Частью 1 ст. 55 Закона о размещении заказов определено, что под размещением заказа у единственного поставщика, исполнителя, подрядчика понимается способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить государственный или муниципальный контракт только одному поставщику, исполнителю, подрядчику.
В соответствии с п.5 ч.2 ст. 55 Закона о размещении заказов размещение заказа у единственного поставщика, исполнителя, подрядчика осуществляется, если возникла потребность в работах и услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, соответствующие полномочия которых устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
ГУП ВО «Воронежоблтехинвентаризация» создано Постановлением администрации Воронежской области от 17.02.1998 года № 125 «О создании Воронежского областного управления технической инвентаризации «Воронежоблтехинвентаризация»», изданным во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года № 1301 «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации».
Названное Постановление издано в целях создания единой организации технической инвентаризации Воронежской области, дальнейшего развития организации технической инвентаризации в области, совершенствования порядка оказания услуг населению, упорядочения учета и хранения архивов БТИ.
В соответствии с Уставом, утвержденным приказом Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 22.03.2010 года, ГУП ВО «Воронежоблтехинвентаризация» является коммерческой организацией, учрежденной Воронежской областью, созданной в целях удовлетворения  общественных потребностей и получения прибыли. От имени Воронежской области права собственника имущества осуществляют Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области и Департамент архитектурной и строительной политики Воронежской области.
Постановлением администрации Воронежской области от 14.07.1998 года № 698 «О полномочиях ГУП «Воронежоблтехинвентаризация» по государственному учету и регистрации объектов недвижимости и созданию единой системы учета объектов недвижимости на территории Воронежской области» на ГУП ВО «Воронежоблтехлинвентаризация» возложены обязанности по инвентаризации, техническому описанию и выдаче соответствующих документов на объекты недвижимости, ведению реестра по учету объектов недвижимости.
Названным Постановлением, адресованным ГУП ВО «Воронежоблтехинвентаризация», определены функции ГУП ВО «Воронежоблтехинвентаризация», порядок организации деятельности и контроля за исполнением. Однако Постановление не содержит указания на обладание предприятием исключительными полномочиями на оказание услуг по проведению технической инвентаризации объектов капитального строительства, либо запрета в отношении иных субъектов на выполнение названных услуг.
В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Таким образом, Постановление администрации Воронежской области от 14.07.1998 года № 698 «О полномочиях ГУП «Воронежоблтехинвентаризация» не является нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, устанавливающим исключительные полномочия ГУП ВО «Воронежоблтехинвентаризация» в части оказания услуг на проведение технической инвентаризации объектов.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2004 N 477 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности" государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляют Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы (подпункт "а"); до принятия нормативных правовых актов, определяющих порядок ведения государственного технического учета, технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства осуществляют организации (органы), аккредитованные Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости в порядке, устанавливаемом Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, по правилам, утверждаемым данным Министерством (подпункт "б").
Во исполнение указанного Постановления приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 05.04.2005 № 70 утверждено Положение об аккредитации Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.
На территории Воронежской области деятельность по ведению технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства осуществляют две аккредитованные в установленном порядке организации: ГУП ВО «Воронежоблтехинвентаризация» и ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ».  
Таким образом, учитывая то обстоятельство, что в настоящее время отутствуют нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, устанавливающие исключительные полномочия ГУП  ВО «Воронежоблтехинвентаризация» на оказание услуг по проведению технической инвентаризации объектов, а также то, что названные услуги могут быть оказаны и другими лицами, помимо ГУП ВО «Воронежоблтехинвентаризация», придание названной организации на основании пункта 5 статьи 55 Закона о размещении заказов статуса "единственного поставщика, исполнителя, подрядчика" является неверным.
Следовательно, оснований для размещения государственных и муниципальных заказов на услуги по проведению технической инвентаризации объектов капитального строительства у единственного поставщика не имеется.
В связи с изложенным, Воронежское УФАС России рекомендует размещать государственные и муниципальные заказы на проведение технической инвентаризации объектов капитального строительства посредством проведения торгов либо запроса котировок, в соответствии с требованиями, установленными Законом о размещении заказов.
В соответствии с частью 1 статьи 7.29. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принятие должностным лицом заказчика, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с Законом о размещении заказов на осуществление функций по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков решения о способе размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков с нарушением требований, установленных законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 7.29. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принятие должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа решения о размещении заказа иным способом в случае, если размещение такого заказа в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд должно осуществляться путем проведения торгов, а также принятие решения о размещении заказа иным способом в случае, если размещение такого заказа в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд должно осуществляться путем проведения торгов в форме аукциона влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.