Новый этап реализации программы развития конкуренции

Сегодня Программа развития конкуренции (ПРК), утвержденная в Воронежской области распоряжением правительства №187-р от 02.04.2010 года требует доработки и продления срока действия до 2015 года в соответствии с решением Правительства РФ. Такое требование обусловлено следующими обстоятельствами.

В настоящее время одним из важнейших условий обеспечения экономического роста является повышение конкурентоспособности. К сожалению, в рейтингах конкурентоспособности Россия продолжает занимать аутсайдерские места. Так согласно рейтингу Всемирного банка наша страна в прошлом году лишь незначительно улучшила свои позиции: поднявшись со 123-го на 120-е место среди 183 стран. Слагаемыми же конкурентоспособности страны в целом являются конкурентоспособность продукции, предприятия, района, отрасли, региона.

Поиском действенных путей повышения конкурентоспособности заняты очень многие. Недавно (в середине июня) эта проблема обсуждалась на заседании Правительства РФ. Проблема, безусловно, комплексная, требующая для ее решения заинтересованного участия большого числа организаций и специалистов.

К сожалению, в процессе повышения конкурентоспособности до настоящего времени должным образом не задействован один из эффективных экономических механизмов управления, которым и является ПРК.

Возрастает роль ПРК и в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО),  поскольку угроза тотального проигрыша зарубежным производителям на внутреннем отечественном рынке требует от  производителей предложения большего количества товаров или услуг лучшего качества и за меньшие цены. Это возможно лишь в условиях развитой конкурентной среды, ведь с экономической точки зрения конкуренция выполняет одну из важнейших функций в экономике, выделяя наиболее эффективных производителей, и способствуя уходу с рынка менее эффективных. Именно в рамках ПРК действительно проводится анализ состоянии конкуренции в регионе, выделение приоритетных социально значимых рынков, отраслей, где есть проблемы конкуренции, и далее по каждому проблемному рынку определяются меры, которые позволили бы решить эти проблемы, оценивается к каким изменениям приведёт реализация данных мер.

Выполнение заданий ПРК направлено на:

  • снижение административных барьеров ведения бизнеса;
  • увеличение количества предприятий и числа занятых (рабочих мест);
  • снижение издержек производства товаров и услуг, повышение их качества;
  • стабилизацию ценовой ситуации на соответствующих рынках.

А все перечисленные результаты, в свою очередь – важные слагаемые конкурентоспособности.

Вопросы совершенствования работы по реализации ПРК обсуждались в начале сентября на заседании ОКСа при Воронежском УФАС России, оперативном совещании у Губернатора области, где было принято решение о подготовке предложений (на основе всестороннего обсуждения со всеми заинтересованными сторонами: органами власти, производственными, научными структурами, малым бизнесом, организациями саморегулирования, институтами гражданского общества и др.) по доработке Плана мероприятий Программы, которая позволит правильно состыковать все эти виды деятельности.

Сейчас основная задача – обеспечить совершенствование организационного механизма функционирования Программы по исполнению и контролю заданий, анализу результатов и их использованию в практике за счет:

  • включения в ПРК в качестве исполнителей муниципальные районы по значимым рынкам, и учета при оценке деятельности муниципальных образований показателей, отражающих ход реализации ПРК на социально значимых рынках этих районов;
  •  улучшения деятельности подразделений курирующих соответствующие направления Программы и осуществляющих общую координацию работы;
  •  регулярного обсуждения информации о ходе реализации Программы, возникающих проблемах, применении получаемых результатов (в том числе на оперативном совещании у Губернатора Воронежской области, Президиуме Правительства области и др.);
  • развития системы обучения государственных и муниципальных служащих, менеджеров и предпринимателей конкурентным подходам решения управленческих и производственных задач;
  • широкого информирования в СМИ о результатах функционирования Программы и проблемах конкурентного развития региона;
  • повсеместного использования результатов работы по Программе для стабилизации ситуации на соответствующих социально значимых рынках.

Для решения поставленных задач предлагается проработать предложения по включению в Программу для наблюдения и подготовки соответствующих мер воздействия новых рынков (поскольку нужно выделить наиболее значимые для населения рынки, которые влияют на то, сколько людей тратят на получение того или иного товара и сосредоточить усилия на этих рынках).

Рынки, которые предлагается включить в Программу, объединены в два блока.  

 

Региональный уровень:

 

  • Рынок оптовой реализации нефтепродуктов
  • Рынок оптовой реализации продуктов питания
  • Рынок услуг местных (пригородных) пассажирских перевозок  по железным дорогам
  • Рынок услуг междугородных автомобильных  (автобусных) пассажирских перевозок, подчиняющиеся расписанию
  •  Рынок предоставления образовательных услуг, медицинских услуг
  • Рынок услуг адвокатов и нотариусов
  • Рынок услуг предоставления доступа к сети Интернет
  • Рынок услуг по предоставлению  универсального подвижного состава под перевозку грузов железнодорожным транспортом общего пользования
  • Рынок услуг погрузочно-разгрузочных (крановых) работ с универсальными контейнерами (грузами в универсальных контейнерах) и услуг по хранению универсальных контейнеров (грузов в универсальных контейнерах), выполняемых на местах общего пользования (железнодорожных станциях)
  • Розничный рынок электрической энергии.

 

Муниципальный уровень:

 

  • Рынок услуг по вывозу твердых бытовых отходов
  • Рынки услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению
  • Рынок реализации угля
  • Рынок розничной торговли нефтепродуктами
  • Рынок услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов
  • Рынок услуг по техническому освидетельствованию и обслуживанию лифтов в г. Воронеж
  • Рынок услуг охраны квартир и жилых домов
  • Рынок  розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами
  • Рынок сжиженного углеводородного газа- СУГ и сжатого природного газа-СПГ для заправки автомобилей
  • Рынок услуг по управлению многоквартирными домами
  • Рынок услуг внутригородских автомобильных  (автобусных) пассажирских перевозки, подчиняющиеся расписанию
  • Рынок услуг риэлторов, оценщиков, землеустроителей

В связи с изложенным обращаемся к предпринимателям, всем заинтересованным участникам хозяйственного процесса с просьбой направить в антимонопольное управление свои предложения по составу рынков, другим вопросам совершенствования ПРК.
    Это позволит в полной мере реализовать возможности конкуренции, как центрального элемента рыночного механизма, действительного «двигателя»  развития рыночной экономики, создав условия для оптимального выполнения таких ее функций как:

  • обеспечение необходимого уровня рыночной активности,
  • расщепление экономической власти субъектов рынка,
  • противодействие формированию абсолютного доминирования какого  -  либо  из  преимуществ фирмы и обеспечение, таким образом, возникновения и сосуществования  разных  по  виду, масштабу   и   форме   организации предпринимательских структур,
  • развитие  и совершенствование самих рыночных отношений, ориентированных на поиск новых  рынков,  применение  более действенных методов предпринимательства, развитие   форм и способов хозяйствования, создание  новых  товаров  и  услуг и др.,
  • стимулирование роста наиболее эффективных производств и вымывание неэффективных хозяйственных звеньев,
  • регулирование экономических пропорций,
  • выявление, установление рыночной стоимости товара и др.

Предложения участников рыночного процесса важны и потому, что планируется дальнейшее совершенствование поддержки предпринимателей, работающих на приоритетных и социально значимых рынках, которые будут включены в ПРК (в том числе, для малого бизнеса работающего в кооперации с крупными предприятиями (аутсорсинг), связанных с индустриальными парками, и проч., предпринимателей занятых производством товаров и услуг, в народных промыслах и т. п. …).
      Поскольку сейчас готовится вопрос для обсуждения Программы на Правительстве области, очень хотелось, что бы позиция воронежцев была, как можно более полно, представлена в новой редакции ПРК.