Состоялось заседание Общественно-консультативного совета, посвященное обсуждению вопросов развития конкуренции в Воронежской области

10 июня 2014 года состоялось заседание Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области.
В заседании приняли участие представители ТПП Воронежской области, ВРСП «Опора», Воронежского УФАС России, Общественного движения «Качество Нашей Жизни».
На повестке заседания были рассмотрены следующие вопросы:
1. Мониторинг реализации Плана мероприятий («дорожная карта») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики». Итоги реализации Программы развития конкуренции в Воронежской области.
2. Практика работы по реализации специализации Управления.
3. Административные барьеры в сфере деятельности малого и среднего предпринимательства. Обсуждение конкурентных и проконкурентных практик действий органов власти.
В рамках заседания обсуждалась, что в ходе реализации утвержденной программы развития конкуренции по итогам 2013 года ответственными органами исполнительной власти Воронежской области были достигнуты все целевые индикаторы. По некоторым пунктам таким как, например индикаторы, характеризующие доступность для населения государственных и муниципальных услуг, уровень удовлетворенности населения качеством предоставления государственных и муниципальных услуг (на базе АУ «МФЦ») достиг 86% от запланированных 70%.
Вместе с тем отмечалось, что выполнение программы во многом зависит от эффективного взаимодействия между всеми заинтересованными структурами региона и общественными организациями. В частности на сегодняшний день вовлеченность бизнеса в выполнение положений программы если не отсутствует совсем, то ведется довольно пассивно. Хотя программа развития конкуренции является именно тем инструментом, при использовании которого можно влиять на развитие конкуренции в той или иной отрасли.
Также обсуждалась практика работы по реализации специализации Воронежского УФАС России.
Так, по одному из направлений специализации отмечается ряд проблемных моментов, связанных с несоответствием некоторых положений утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 №410 «Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению» законодательству Российской Федерации
Некоторые положения Правил пользования газом приводят к искусственной монополизации на законодательном уровне рынка услуг по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования  и, соответственно, недопущению конкуренции на указанном рынке.
Решением указанного противоречия послужило бы внесение изменений в п. 2 Правил пользования газом, в части изменения определения специализированной организации, исключив из него положения о том, что такой организацией является газораспределительная организация.
Кроме того, услуги по ТО ВДГО и услуги по ремонту ВДГО могут быть оказаны любой организацией, получившей в установленном порядке допуск к выполнению данных работ (услуг), как в рамках единого договора, заключенного потребителем с какой-либо одной организацией, так и по отдельным договорам, заключенным потребителем по своему выбору с различными организациями, в том числе и непосредственно изготовителем газового оборудования.
Одновременно с этим, оказание услуг по аварийно-диспетчерскому обеспечению газового оборудования в силу специфики этой деятельности, должно осуществляться газораспределительной организацией.
Также определенные сложности связаны с реализацией п/п. «а» п. 17 Правил пользования газом, в части круга лиц, имеющих право на заключение договора ТО и ремонта ВДГО.
Другим направлением специализации Воронежского УФАС России является рынок «кристаллического сахара».
Управлением осуществляется мониторинг соблюдения законодательства на указанном рынке, а также анализируется состояние конкуренции на нем.
На территории Воронежской области деятельность по переработке сахарной свеклы осуществляют девять сахарных заводов, восемь из которых кроме ОАО «Воронежсахар» принадлежат ОАО «Продимекс-Холдинг.
Данное обстоятельство дает возможность компании «Продимекс» оказывать решающее влияние на общие условия купли-продажи сахарной свеклы на территории Воронежской области.
В связи с этим Управлением Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области, была проведена проверка соблюдения требований антимонопольного законодательства компанией «Продимекс», а именно: была проанализирована информация по заключаемым компанией договорам, информация о том, одинаковые ли условия для всех сельхозтоваропроизводителей сахарной свеклы и кристаллического сахара и т.д. Случаев отказа перерабатывающих предприятий в заключении договоров с поставщиками сахарной свеклы не выявлено.
По результатам проверки нарушений антимонопольного законодательства в деятельности компании «Продимекс» Управлением не установлено.
По результатам проведения анализу состояния конкуренции на рынке реализации кристаллического сахара на территории Воронежской области был выявлен ряд барьеров и особенностей на указанном рынке, таких как отсутствие средств на внедрение новых технологий, что не позволяет повысить коэффициент извлечения сахара из сахарной свеклы, вследствие чего заводы несут большие потери сахара при переработке, при этом необходима реконструкция и усовершенствование производственных линий и оборудования существующих сахарных заводов; неравномерное географическое расположение сахарных заводов на территориях указанных областей, ограничивает возможность производителей поставлять сахарную свеклу на переработку существующим заводом и ряд других.
В целом рынок кристаллического сахара открыт для межрегиональной торговли. Подтверждением открытости рынка кристаллического сахара  является отсутствие административных барьеров при его передвижении.
Также обсуждались барьеры в сфере деятельности малого и среднего предпринимательства.
Отмечалось, что малое предпринимательство сегодня — это относительно самостоятельный сектор рыночной экономики, имеющий ряд очевидных преимуществ по отношению к крупным субъектам предпринимательской среды: способность быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, высокая степень мобильности, свободы поиска и выбора способов экономических действий.
Вместе с тем субъекты малого предпринимательства характеризуются меньшей устойчивостью и конкурентоспособностью, а значит, нуждаются в содействии со стороны государства для поддержания рыночной конкуренции, обеспечения внутренней стабильности и саморазвития этого сектора.
В этой связи в последние годы поддержка малого и среднего предпринимательства является одним из ключевых направлений экономической политики в России. Основной упор в этой области делается на обеспечении для них благоприятных конкурентных условий на всех рынках товаров и услуг, что вполне объяснимо, поскольку именно развитие и поддержка конкуренции является залогом развития малого и среднего бизнеса.
На сегодняшний день в целях реализации государственной конкурентной политики уже разработаны и действуют механизмы финансового, информационного и иного содействия развитию малого и среднего бизнеса (например, в сфере государственного заказа и государственных продаж внедрена открытая и прозрачная информационная система – www.zakupki.gov.ru и www.torgi.gov.ru, малым предприятиям для участия в торгах предоставлены новые гарантии и льготы, действует методика дробления лотов в госзаказе).
На федеральном уровне создана единая инфраструктура поддержки и антимонопольной защиты малого предпринимательства, основанная на положениях ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», ФЗ «О защите конкуренции», «Дорожной карты» «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» от 28 декабря 2012 г. №2579-р, Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования на период 2013-2024 гг.
Воронежская область относится к числу тех регионов, где система поддержки малого бизнеса наиболее развита: в районных центрах области действуют более 20 Центров поддержки предпринимательства и 8 муниципальных фондов, приняты Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Воронежской области» и областная целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Воронежской области на 2011-2015 годы». Последняя определяет ряд ориентиров региональной экономической политики.
Действующая в регионе система закупок направлена на повышение их эффективности, минимизацию затрат и пресечение коррупции. Вместе с тем, к первоочередным мерам развития конкуренции в этой сфере относится увеличение закупок на конкурентных принципах, в частности, расширение возможностей субъектов малого бизнеса для участия в системе государственного заказа и закупок.
В этом аспекте исключительно важным является обеспечение Воронежским УФАС высокого качества действий государственных и муниципальных заказчиков Воронежской области, направленных на развитие конкуренции, в том числе в среде малого предпринимательства, и основанных на соблюдении установленных норм и правил, регламентирующих процесс размещения заказов.
В результате обсуждения вопросов были одобрены следующие предложения:
1. Активизировать работу по реализации Плана мероприятий («дорожная карта») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики».
2. Проработать вопрос о направлении в ФАС России предложений по приведению в соответствие с законодательством Российской Федерации положений Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 № 410 (ред. от 15.04.2014).
3. Активизировать работу по снижению административных барьеров в сфере деятельности малого и среднего предпринимательства с профильными департаментами Правительства Воронежской области.