В Воронеже прошла IV Всероссийская научно-практическая конференция по конкурентной политике

17-18 сентября 2014 года в г. Воронеже на базе ВГУ прошла IV Всероссийская научно-практическая конференция по конкурентной политике организованная, как и предшествующие Воронежским УФАС России и Воронежским государственным университетом совместно с Правительством Воронежской области.
В нем приняли участие заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы России Андрей Кашеваров, начальник управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Николай Карташов, ректор ВГУ Дмитрий Ендовицкий, председатель Арбитражного суда Воронежской области Александр Кочетков, первый заместитель главы городского округа г. Воронеж Сергей Крючков, представители Правительства Воронежской области, антимонопольных органов ЦФО, члены судейского сообщества, депутатского корпуса, рекламного бизнеса, саморегулируемых организаций, руководители и сотрудники крупных СМИ региона, преподаватели и студенты профильных факультетов вуза и т.д.
Целью проведения конференции являлось обобщение практики работы по реализации конкурентной политики в регионах, анализ проблем и определение направлений ее совершенствования, обмен опытом и обсуждение вопросов развития научных исследований и адвокатирования конкуренции, правоприменения по результатам антимонопольного контроля и контроля рекламной деятельности.
Выступая с приветственным словом к участникам конференции, заместитель руководителя ФАС России А. Б. Кашеваров отметил большую важность проводимого мероприятия для антимонопольного органа, поскольку оно позволяет обсудить проблемы и выработать предложения по их решению совместно с научным сообществом. В этом году материалы докладов участников собраны в сборник, который был подготовлен и выпущен уже к началу конференции. Также заместитель руководителя ФАС России поблагодарил организаторов конференции за проделанную работу по подготовке и проведению такого значимого и масштабного мероприятия.
– Уже традиционным стало проведение этой конференции в стенах нашего университета. Каждый раз мы поднимаем здесь серьёзные и острые проблемы, связанные с развитием конкуренции, с совершенствованием антимонопольного законодательства, с работой органов антимонопольной службы, ищем пути решения, а также интересные выходы из тупиковых, на первый взгляд, ситуаций. Мы ставим перед собой очень серьезные задачи дальнейшего развития нашей конференции, в том числе, выход на совместные прикладные научно-исследовательские работы. С радостью сообщаю о том, что в этом году мы набрали в пилотном режиме семь талантливых студентов для обучения по магистерской программе «Анализ, регулирование и контроль антимонопольной деятельности», – отметил в своём приветственном слове ректор ВГУ Дмитрий Ендовицкий.
Также с приветственным словом от имени главы городского округа г. Воронеж к собравшимся обратился первый заместитель главы Сергей Крючков. Он пожелал всем участникам конференции плодотворной работы и успехов в реализации конкурентной политики для развития своих регионов.
Одним из наиболее актуальных направлений, обсуждаемых в ходе пленарного заседания, стало развитие конкуренции в регионах ЦФО, проблемы при работе в данном направлении, а также пути ее совершенствования.
О состоянии конкурентной среды на социально значимых рынках Воронежской области рассказал руководитель департамента промышленности, предпринимательства и торговли Воронежской области А. Ю. Бродецкий. Также он осветил основные задачи и направления работы по внедрению «Дорожной карты», стандарта развития конкуренции.
А. Н. Лосев сообщил о ситуации на рынке производства и переработки молочной продукции и законодательных инициативах, направленных на развитие отрасли. Так, по данным Росстат объем молока, произведенного в Российской Федерации, в 2 раза больше объема молока, поступившего на переработку. При этом цена на молоко-сырье постоянно растет.
Среди наиболее актуальных проблем молочной отрасли А.Н. Лосев выделил такие, как дефицит молока-сырья, его сезонность, высокую импортозависимость, а также высокая стоимость молока c трендом к повышению. Вместе с тем, в данной сфере наблюдается низкая рентабельность, связанная с административным регулированием цен, увеличение доли молочных составных и молокосодержащих продуктов.
Руководитель Воронежского УФАС России В. В. Рохмистров рассказал об опыте Управления по организации работы по развитию конкуренции в регионе, а также о проблемах и направлениях ее совершенствования.
Так, он отметил, что совершенствование работы по развитию конкуренции с целью обеспечения ее максимальной эффективности следует осуществлять с учетом совокупности региональных условий. Важно продолжить работу на системной основе, сохранить преемственность и ее организационные составляющие, не допустить формирования отношения к совершенствованию конкурентной политики как к очередной компании, имеющей временный приходящий характер.
Также необходимо продолжать работу по повышению эффективности взаимодействия с бизнес-сообществом, областными и муниципальными структурами, которые должны разрабатывать и реализовывать мероприятия по развитию конкуренции.
Кроме того, В. В. Рохмистров отметил, что следует принять все меры для организации реальной и активной работы по развитию конкуренции на муниципальном уровне, обращая особое внимание на всестороннее использование результатов анализа состояния конкурентной среды приоритетных социально значимых рынков для решения актуальных социально-экономических задач муниципального и регионального уровня.
При разработке мер по развитию конкуренции важно обеспечивать учет взаимосвязи, взаимозависимости и возможных результатов влияния конкурентных процессов на смежных товарных рынках.
Об основах системы мотивации хозсубъекта в развитии конкурентных отношений при осуществлении  производственной деятельности рассказал вице-президент по правовым вопросам ОАО «Пивоваренная компания Балтика» А. Л. Рогачевский.
Глава городского округа г. Острогожск Острогожского муниципального района Воронежской области А. В. Колесников осветил вопросы организации работы по развитию конкуренции на уровне муниципальных образований.
О проблемах технологического присоединения к электрическим сетям, развития сетевой инфраструктуры и конкурентной среды на смежном рынке строительства объектов недвижимости рассказал начальник правового департамента филиала ОАО «МРСК Центра» - «Воронежэнерго» Ю. В.  Коробов.
В настоящее время на территории города Воронежа сложилась ситуация, связанная с отсутствием свободной электрической мощности и загруженностью центов питания ОАО «МРСК Центра», которые не только не имеют резерва мощности, но и являются дефицитными по ней.
На территории города Воронежа большинство центров питания загружены в полном объеме, а их реконструкция в условиях городской застройки невозможна по объективным, не зависящим от ОАО «МРСК Центра», причинам. Присоединение к таким подстанциям новых заявителей не осуществляется.
Кроме того, Правила технологического присоединения не предусматривают прямого права сетевой организации в случае обращения заявителя за техприсоединением изменять точку присоединения. Это может быть расценено как новое техприсоединение, что противоречит Правилам.
Для решения этой проблемы необходимо, чтобы в Правилах технологического присоединения в подобных ситуациях было четкое указание на право сетевой организации  указать иной  ближайший объект электрической сети, или строительство нового объекта, от которого будет осуществляться технологическое присоединение.
Кроме того, зачастую максимальная мощность центра питания не используется потребителем в полном объеме. То есть технологически пропускная способность подстанции позволяет выдать мощность новым потребителям или увеличить ее для существующих, но принятые на себя обязательства сетевой организации эту возможность исключают.
Как следствие, при рассмотрении новых заявок на техприсоединение сетевая организация должна планировать и осуществлять мероприятия по реконструкции центров питания, фактически не загруженных в полной мере.
Выходом из сложившейся ситуации, несомненно, является ускорение процесса принятия и введение в действие нормативных актов, устанавливающих обязанность потребителей оплачивать резервируемую мощность сетевой организации, либо отказываться от неиспользуемой мощности в пользу сетевой организации.
О совершенствовании контроля деятельности хозяйствующих субъектов в целях развития конкуренции на рынке лекарственных средств рассказал директор БУ ВО «Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств» О.А. Селютин.
Так, среди основных нарушений в сфере обеспечения качества лекарственной продукции на территории Воронежской области он выделил такие, как то, что продавцы зачастую заинтересованы в получении прибыли в ущерб работе по организации обеспечения  качества  продукции, также ряд фармацевтических организаций не имеют информационных систем контроля качества в режиме текущего времени.
Зачастую у препаратов отсутствует полный пакет документов или информации подтверждающей качество лекарственных средств, в аптеках и медицинских организациях недостаточно используется автоматическая система учета сроков годности и посерийная проверка базы на брак лекарственных средств.
Для разрешения сложившихся проблем в данной сфере необходимо организовать на основании соглашения по обеспечению качества лекарственной продукции и защиты прав потребителей взаимодействие федеральных и государственных структур на территории Воронежской области (Росздравнадзор, УФАС, Роспотребнадзор, Правительство Воронежской области, Департамент здравоохранения Воронежской области).
Кроме того необходимо создать постоянно действующую комиссию с участием административных, правоохранительных, ведомственных и общественных структур по пресечению оборота недоброкачественных и фальсифицированных лекарственных препаратов, совершенствовать единую информационную систему мониторинга качества лекарств с участниками  лекарственного обеспечения, медицинскими и фармацевтическими работниками и другими ответственными лицами.
Напрямую с вопросом развития конкуренции в регионе связано совершенствование контроля пресечения нарушений законодательства о торговле, обеспечение беспрепятственного доступа товаропроизводителей в торговые сети.
Опытом по совершенствованию контроля в данной сфере поделился руководитель Курского УФАС России Ю. А. Комов.
О работе по развитию конкуренции в регионах рассказал также руководитель Тульского УФАС России Ю. В. Елагин.
Председатель Арбитражного суда Воронежской области А. В. Кочетков осветил практику рассмотрения дел, связанных с применением рекламного законодательства, а также влияние ее результатов на развитие конкурентной среды.
Вопросам влияния изменений рекламного законодательства на функционирование телевизионных каналов посвятил свой доклад директор телевизионного канала РЕН ТВ-Воронеж К. Н. Котелкин.
Также в ходе конференции обсуждались актуальные изменения законодательства о рекламе. Начальник отдела рекламы Воронежского УФАС О. Г. Козинина рассказала о пресечении ненадлежащей рекламы как важном механизме защиты прав граждан.
В настоящее время остро стоит проблема в квалификации нарушений по части 7 статьи 24 (в части рекламы медицинских услуг), связанная с изменениями, вносимыми в статью 24 ФЗ «О рекламе» в 2014 году, а также с противоречиями в трактовке понятий «профиль деятельности медицинской организации» и «медицинская услуга».
В ходе дискуссии по данному вопросу отмечалось, что необходимо пересмотреть толкование и применение в рекламе понятия «профиль деятельности медицинской организации» и внести ясность в использование антимонопольными органами Номенклатуры медицинских услуг для квалификации соответствующих нарушений.
По итогам обсуждения докладов и завершения дискуссии участниками мероприятия были одобрены обширные рекомендации, как по изменению законодательства так и разъяснению проблемных моментов правоприменительной практики.