ОАО «Оператор ЕПСС ЖКХ» и ОАО «УК Левобережного района» подозреваются в заключении и участии в ограничивающем конкуренцию соглашении

19.02.2015 Воронежским УФАС России в отношении ОАО «Оператор ЕПСС ЖКХ» и ОАО «УК Левобережного района» возбуждено дело № 37-11К по признакам нарушения пункта 1 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении и участии в ограничивающем конкуренцию соглашении, которое приводит к навязыванию собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении ОАО «УК Левобережного района», необоснованных условий о перечислении денежных средств за оказанные указанной управляющей организацией жилищно-коммунальные услуги на расчетный счет ОАО «Оператор ЕПСС ЖКХ».
Поводом для возбуждения указанного дела послужило заявление гр. <…> о том, что ей выставляются квитанции за жилищно-коммунальные услуги, оказываемые ОАО «УК Левобережного района», при оплате которых денежные средства перечисляются на расчетный счет ОАО «Оператор ЕПСС ЖКХ», а не на счет управляющей компании.
В ходе рассмотрения указанного заявления Воронежским УФАС России установлено, что 30.04.2014 между ОАО «УК Левобережного района» и ОАО «Оператор ЕПСС ЖКХ» заключен агентский договор № 49А на комплексное обслуживание управляющей организации по расчетам с собственниками и арендаторами/нанимателями жилых и нежилых помещений и поставщиками коммунального ресурса, в соответствии с пунктом 1.1 которого ОАО «УК Левобережного района» (Принципал) поручает, а ОАО «Оператор ЕПСС ЖКХ» (Агент) за вознаграждение принимает на себя обязательства осуществлять от собственного имени и за счет Принципала в том числе сбор платежей за жилищные, коммунальные и иные услуги.
На основании указанного агентского договора ОАО «Оператор ЕПСС ЖКХ» ежемесячно осуществляет доставку собственникам и нанимателям жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении у ОАО «УК Левобережного района», платежных документов на оплату жилищно-коммунальных услуг.
 При оплате указанных платежных документов гражданами денежные средства поступают на расчетный счет ОАО «Оператор ЕПСС ЖКХ» (40702810713000014883 в ЦЧБ Сбербанка РФ г. Воронеж).
При этом собственники и наниматели помещений в многоквартирных домах лишены возможности вносить денежные средства за потребленные жилищно-коммунальные услуги непосредственно на расчетный счет их управляющей организации – ОАО «УК Левобережного района» по платежному документу ОАО «Оператор ЕПСС ЖКХ», так как соответствующие реквизиты в нем (пункт «Исполнитель» раздела 1) отсутствуют.
Вместе с тем в соответствии с действующим жилищным законодательством Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме должны вносить плату за жилищно-коммунальные услуги именно управляющей организации, которая управляет данным домом. Плата за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) может вноситься ресурсоснабжающим организациям только на основании решения собрания собственников жилья.
Внесение собственниками помещений в многоквартирном доме платы за жилищно-коммунальные услуги иным лицам, не являющимся управляющей либо ресурсоснабжающей организацией, жилищным законодательством не предусмотрено.
Таким образом, ОАО «УК Левобережного района» и ОАО «Оператор ЕПСС ЖКХ», заключив агентский договор № 49А, в соответствии с которым собственники помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении у ОАО «УК Левобережного района», должны вносить плату за жилищно-коммунальные услуги на расчетный счет ОАО «Оператор ЕПСС ЖКХ», которое в свою очередь не является ни управляющей, ни ресурсоснабжающей организацией, самовольно установили иной порядок внесения платы за жилищно-коммунальные услуги, отличный от установленного ЖК РФ, тем самым определив общие условия обращения товара на рынке услуг по управлению многоквартирными домами.
При этом ОАО «УК Левобережного района» фактический отказалось от осуществления своих функций (самостоятельных действий) на рынке услуг управления многоквартирными домами и допустило к выполнению названных функций посторонних (с точки зрения ответственности перед жильцами) лиц, что также привело к изменению общих условий обращения товара на указанном товарном рынке.
Заключение указанного агентского договора фактически привело к навязыванию собственникам помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении у ОАО «УК Левобережного района», необходимости перечисления платы за жилищно-коммунальные услуги на расчетный счет ОАО «Оператор ЕПСС ЖКХ».
На основании изложенного агентский договор от 30.04.2014 № 49А, заключенный между ОАО «УК Левобережного района» и ОАО «Оператор ЕПСС ЖКХ», содержит в себе признаки соглашения, недопустимого в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, в связи  с чем в отношении указанных лиц возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства.

Примечание:
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 Закона о защите конкуренции), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения о навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования).