Арбитражный суд Центрального округа поставил точку в деле о навязывании ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» невыгодных условий договора подключения жилого дома к газу

21.10.2015 арбитражный суд Центрального округа отменил решение Арбитражного суда Воронежской области от 17.03.2015 и постановление девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2015 по делу № А14-16624/2014, принял по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» о признании частично недействительным предупреждения Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Управление) от 15.09.2014.
Напомним, что ранее 01.09.2014  в Управление поступило заявление гр. К. на действия ОАО «Газпром газораспределение Воронеж», выразившиеся в необоснованном навязывании гр. К. невыгодных для него условий договора подключения (технологического присоединения) жилого дома.
По результатам рассмотрения заявления Управлением установлено, что ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» необоснованно навязывает гр. К. при заключении договора подключения (технологического присоединении) жилого дома к газораспределительной сети ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» невыгодные для него условия, а именно:
─ о выполнении заявителем проектных работ по созданию сети газопотребления,
─ о порядке внесения платы за подключение,
─ требования, содержащихся в технических условиях, связанные с необходимостью согласования точки подключения с ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» и ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» в с. Новая Усмань.
Указанные условия проекта договора подключения и технических условий являются экономически и технологически необоснованными и прямо не предусмотрены действующим законодательством, в том числе ч. 3 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, а также Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314.
В связи с этим, в действиях ОАО «Газпром газораспределении Воронеж» были установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).
На основании изложенного, в соответствии со ст.ст. ч. 1-2 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции, Управлением ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» было выдано предупреждение о прекращении действий, которое содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем приведения договора подключения в соответствии с положениями действующего законодательства.
ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» пыталось частично оспорить указанное предупреждение Воронежского УФАС России. 17.03.2014 Арбитражный суд Воронежской признал предупреждение Воронежского УФАС России от 15.09.2014 г. незаконным и отменил, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд оставил решение Арбитражного суда Воронежской области без изменений.
Однако, арбитражный суд Центрального округа поставил точку при рассмотрении судебного дела № А14-16624/2014, отменив решения судов первой и апелляционной инстанции и приняв по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» о признании частично недействительным предупреждения Воронежского УФАС России от 15.09.2014.
 Необходимо также отметить, что газораспределительные организации включают в проекты договора о подключении требования о необходимости выполнения заявителями проектных работ по созданию сети газопотребления в большинстве субъектов РФ.
Вместе с тем, в соответствии с действующим законодательством, в случае если подключение газоиспользующего оборудования осуществляется на объекте индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящем жилом доме с количеством этажей не более чем три, предназначенного для проживания одной семьи) разработка заявителем проектной документации не является обязательной и может быть выполнена им только по собственной инициативе при наличии добровольного волеизъявления.
С учетом этого, организации, осуществляющие подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования, не вправе навязывать указанным лицам условия о разработке в обязательном порядке проектной документации, в случае если объектом присоединения к сети газораспределения выступает индивидуальный жилой дом, соответствующий характеристикам, предусмотренным ч. 3 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ.