Суд отказал в удовлетворении заявления АО «ЕПСС ЖКХ ВО» о признании недействительными решения антимонопольного органа

 Ранее Воронежским УФАС России было рассмотрено дело, возбужденное по признакам нарушения АО «ЕПСС ЖКХ ВО» и ООО «РВК-Воронеж» законодательства о защите конкуренции».

В ходе разбирательства было установлено, что между АО «ЕПСС ЖКХ ВО» и ООО «РВК-Воронеж» заключен договор на обеспечение информационного взаимодействия по расчетам с собственниками и нанимателями жилых помещений и поставщиками коммунального ресурса.
На основании договора АО «ЕПСС ЖКХ ВО» ежемесячно осуществляет доставку платежных документов собственникам и нанимателям жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, которым ООО «РВК-Воронеж» оказывает услуги по водоснабжению и водоотведению. При оплате указанных платежных документов гражданами денежные средства поступают на расчетный счет АО «ЕПСС ЖКХ ВО».
Однако в соответствии с действующим жилищным законодательством РФ денежные средства от потребителей жилищно-коммунальных услуг должны поступать: 1) на счет исполнителя коммунальных услуг; 2) на счет ресурсоснабжающей организации (в случае принятия собственниками жилых помещений в многоквартирных домах соответствующего решения). При этом денежные средства могут поступать на счета исполнителя коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организации либо непосредственно, либо через специальный счет платежного агента, либо через счет банковского платежного агента.
Внесение собственниками помещений в многоквартирном доме платы за жилищно-коммунальные услуги иным лицам, не являющимся управляющей либо ресурсоснабжающей организацией, жилищным законодательством не предусмотрено.
В результате указанных действий АО «ЕПСС ЖКХ» и ООО «РВК-Воронеж» собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных домах искусственно были созданы обязательства перед АО «ЕПСС ЖКХ», которое не является ни исполнителем коммунальных услуг, ни представителем исполнителя коммунальных услуг, ни платежным агентом, банковским платежным агентом и которое в нарушение требований действующего жилищного законодательства самостоятельно производит расчеты за исполнителя коммунальных услуг (ООО «РВК-Воронеж»).
Более того, указанным соглашением АО «ЕПСС ЖКХ» и ООО «РВК-Воронеж» произвольно установили иной порядок внесения платы за коммунальные услуги, противоречащий установленному ЖК РФ, а также Правилами № 354, тем самым в одностороннем порядке определив общие условия обращения коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению  г. Воронежа на рынках этих услуг.
ООО «РВК-Воронеж» фактически отказалось от осуществления своих функций по приему платежей за оказанные им коммунальные услуги на свой расчетный счет и допустило к выполнению названных функций посторонних (с точки зрения ответственности перед жильцами) лиц.
Таким образом, действия АО «ЕПСС ЖКХ ВО» и ООО «РВК-Воронеж» по заключению и участию в ограничивающем конкуренцию соглашении являются нарушением пункта 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
АО «ЕПСС ЖКХ ВО» и ООО «РВК-Воронеж» были выданы предписания о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Также АО «ЕПСС ЖКХ ВО» и ООО «РВК-Воронеж» были выданы предписания о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

Не согласившись с решением по делу No 544 - 11К от 29.12.2015 года и предписаниями № 04 -16/5832 и 04-16/5833 от 29.12.2015 года Акционерное общество «Единая процессинг-сервисная система жилищно-коммунального хозяйства Воронежской области» обратилось с заявлением в Арбитражный суд Воронежской области.

4 июля 2016 года Решением Арбитражного суда Воронежской области было отказано в удовлетворении заявленных требований.

Судебная инстанция в очередной раз стала на сторону антимонопольного ведомства, тем самым подтвердив обоснованность принятого ранее решения о недопустимости заключения между ресурсоснабжающей организацией и хозяйствующим субъектом ограничивающего конкуренцию соглашения.