В Управлении прошли публичные обсуждения правоприменительной практики за 2022 год и 1 квартал 2023 года

16 марта 2023 года Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области провело публичные обсуждения, посвященные правоприменительной практике за 2022 год и 1 квартал 2023 года.
Мероприятие проходило в формате прямой трансляции в сообществе Управления в социальной сети «ВКонтакте».
Вместе с тем в нем очно приняли участие представители рекламного рынка, СМИ, общественных организаций, председатель Общественного совета при Воронежском УФАС России.
В ходе мероприятия была рассмотрена практика пресечения нарушений подконтрольного антимонопольному органу законодательства.
Также в расширенном формате обсуждалась практика выявления и пресечения недобросовестной конкуренции и нарушений законодательства о рекламе.
В своем докладе заместитель руководителя А. В. Логошин кратко осветил основные показатели работы и правоприменительную практику Управления за 2022 год и 1 квартал 2023 года.
Так, было рассмотрено 3209 заявлений граждан и хозяйствующих субъектов, по результатам рассмотрения которых выдано 577 предписаний и предупреждений об устранении нарушений.
Рассмотрено 525 дел об административных правонарушениях.
Сумма наложенного штрафа составила 81,7 миллионов рублей. На конец 2022 года оплачено порядка 72,3 миллионов рублей. После исполнения предписаний Воронежского УФАС России удалось дополнительно сэкономить 38,7 миллионов рублей.
При этом А.В. Логошин отметил, что после вмешательства Управления была погашена задолженность по исполненным контрактам перед субъектами малого предпринимательства на общую сумму 36 000 000 рублей.
В отношении хозяйствующих субъектов, злоупотребляющих своим доминирующим положением на рынке, возбуждено и рассмотрено 188 дел об административных правонарушениях, по итогам рассмотрения которых наложен штраф на общую сумму 80,4 миллионов рублей. Основные нарушения допускаются в сфере электроснабжения.
Также в 2022 году в Управление поступило 425 жалоб от участников тендеров, из них 117 были признаны обоснованными и в 96 случаях выданы предписания об устранении нарушений.
Кроме того, в 2022 году в Воронежское УФАС России поступило 447 обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков. Из них 243 записи внесены в реестр о недобросовестных исполнителях.
Вместе с тем А.В. Логошин рассказал о работе Управления в сфере контроля рекламы, а также отметил наиболее часто встречающиеся нарушения. Среди них он выделил распространение рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации, смс-рекламы без согласия абонента, рекламы медицинских услуг и недостоверной рекламы.
А. В. Логошин привел примеры дел из практики Управления, рассказал об основных изменениях законодательства о рекламе.
В частности, Управлением был рассмотрен ряд дел в отношении крупных банков, которые при распространении рекламы различных финансовых услуг (кредиты, ипотека), использовали мелкий шрифт при размещении существенной информации об условиях приобретения этих услуг, что фактически можно считать отсутствием такой информации.
Другим примером стало дело о неэтичной рекламе, когда использовался образ армейца с плаката времен Великой Отечественной войны в рекламе мебели.
Также А.В. Логошин отметил дело в отношении ООО «Дневник.ру», которое незаконно разместило на своем сайте баннеры с рекламой медицинских препаратов, а также услуг онлайн школы.
Кроме того, А.В. Логошин рассказал о разработанной по инициативе членов Общественного совета при Воронежском УФАС памятке по размещению рекламы для обеспечения соблюдения действующего законодательства. Памятка была размещена на сайте Управления и распространена среди представителей бизнеса.
Она включает в себя не только указание на требования законодательства и типичные примеры выявляемых нарушений, но также устанавливает последовательность действий при подготовке и размещении рекламной информации.
Среди основных изменений рекламного законодательства А.В. Логошин выделил такие, как распространение запрета на рассылку рекламы без согласия пользователя посредством push-уведомлений, корректировка требований к рекламе алкогольной продукции, распространяемой в теле- и радиопрограммах. Также рассматривается вопрос об исключении из сферы действия рекламного законодательства справочной информации о деятельности компаний, товарах и услугах, размещаемой на официальных сайтах организаций и продавцов товаров.
Начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Воронежского УФАС России А.В. Капранчиков рассказал об итогах работы по пресечению недобросовестной конкуренции в 2022 году – 1 квартале 2023 года.
Он отметил основные виды недобросовестной конкуренции и привел примеры дел из практики Управления.
Среди них он выделил дело в отношении ООО «Горгаз-Сети», которое распространяло в г. Воронеже в счета-извещения, содержащие обозначение, символизирующее газовую горелку, которое имеет признаки значительного сходства с товарным знаком ОАО «Газпром газораспределение».
Вместе с тем он привел примеры дел с использованием слов «самый» и «лучший» без указания конкретных критериев сравнения.
Об особенностях регулирования рекламной деятельности на территории г. Воронежа, а также мерах поддержки операторов наружной рекламы сообщила начальник отдела регулирования рекламной деятельности и организации закупок Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области И.И. Кириллова.
Начальник юридической службы ООО ИД «СВОБОДНАЯ ПРЕССА» Е.В. Фомичева поделилась практикой распространения интернет-рекламы по новым правилам.
Она отметила ряд проблем, в том числе технического характера, с которыми столкнулись рекламораспространители в этой сфере.
Среди проблем общего характера она выделила низкий уровень готовности аудитории к изменениям, неисполнение закона отдельными лицами, вопросы о месте размещения пометки о рекламе, а также разграничение рекламных и информационных материалов.
К техническим проблемам она отнесла отсутствие механизма удаления документов, внесения корректировок в них, отсутствие единообразия среди операторов рекламных данных (избыточные обязательные характеристики и сведения). Вместе с тем не ясны последствия отмены всей процедуры уже после запуска рекламы.
О проблемных вопросах правоприменения законодательства о рекламе рассказал директор ООО «Мегасайн-Воронеж» В.А. Шаршов.
Руководитель антимонопольной практики ООО Юридическая компания «Центральный округ» А.Ю. Кононова отметила особенности доказывания недобросовестной конкуренции в форме смешения.
В завершение мероприятия в ходе дискуссии участники обсудили проблемные вопросы, с которыми бизнес сталкивается при применении законодательства о рекламе, а также и защиты от недобросовестной конкуренции.