Состоялась пресс-конференция.

 11.08.2009 года. В 10 часов в информационном агентстве «ИнтерФакс» (ул. Плехановская,9-малый зал второго этажа гостиницы «БРНО») состоялась пресс-конференция руководителя Воронежского УФАС России Владимира Васильевича Рохмистрова. Тема пресс-конференции: второй антимонопольный пакет — реальное наказание для государственных чиновников, которые препятствуют свободному предпринимательству; основные результаты работы Воронежского УФАС России по адвокатированию конкуренции в первом полугодии 2009 года; вопросы представителей СМИ. После короткого выступления Владимир Васильевич ответил на вопросы представителей СМИ из 19 печатных изданий (от районных до региональных и российских) и 4-х областных и региональных телерадиокомпаний. Итоги работы пресс-конференции размещены на сайтах СМИ, освещены в различных печатных изданиях, на радио и телевидении. Т. 55-92-39 E-mail: to36@fas.gov.ru Сайт в сети Интернет: www.voronezh.fas.gov.ru

В конце июля был подписан ряд поправок входящих в так называемый «Второй антимонопольный пакет». Состоит он из 4-х частей: поправки в 135-ФЗ «О защите конкуренции». Поправки в статьи 17.1 и 53 закона «О защите конкуренции» стоят особняком, так как они касаются вопросов предоставления имущества. Были внесены большие изменения в Кодекс об административных правонарушениях, и принятие в новой редакции 178 статьи Уголовного Кодекса РФ. 

Уже в конце августа начнет действовать ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты РФ», и антимонопольщики рассчитывают активно применять его на практике. По словам Владимира Рохмистрова, теперь сотрудникам службы будет «легче искать черную кошку в темной комнате». В частности, согласно законодательным новшествам, ФАС имеет право признать доминирующей компанию, доля которой на товарном рынке составляет менее 35 процентов, если при этом она в силах влиять на конъюнктуру этого рынка. В первую очередь, эта мера позволит наказывать торговые сети, диктующие собственные правила игры, но по формальным требованиям сегодня не подходящие под определение монополистов. Впрочем, добросовестным компаниям не стоит опасаться учащения «визитов» антимонопольщиков: плановые проверки будут проводиться не чаще чем раз в три года. Что же касается внеплановых проверок, то есть инициированных сторонними заявителями, то отныне УФАС не должно согласовывать их с прокуратурой и не обязано предварительно уведомлять о своем визите проверяемое лицо, если оно подозревается в ограничении конкуренции. 

Серьезной антикоррупционной мерой назвал Владимир Рохмистров изменения в порядке предоставления государственной или муниципальной поддержки. Теперь власти, желающие поддержать тот или иной хозяйствующий субъект, обязаны объяснить причины предоставления ему преференций: то ли это предприятие несет важную социальную нагрузку, то ли активно заботится о сохранности окружающей среды и т. д. Сегодня нарушения в этой сфере фиксируются лишь постфактум. Кстати, более суровыми станут наказания за преступления в сфере антимонопольного законодательства. Злостным нарушителям теперь грозит прямое попадание за решетку. По мнению Владимира Рохмистрова, реальными претендентами на «отсидку» могут стать и недобросовестные чиновники. Он отметил, что сегодня до 40 процентов административных дел в отношении чиновников не только в Воронежской области, но и в России не доходят до логического завершения из-за высокой степени их «реагирования»: едва получив предписание, люди увольняются, меняют место работы и даже регион проживания. При этом руководитель Воронежского УФАС уверен, что нельзя и «перебарщивать» со строгостью наказания: «Мы можем наложить многомиллионные штрафы на предприятие, но, если это приведет его к банкротству, а от этого никому лучше не станет».

Так же руководитель Воронежского УФАС России напомнил журналистам о том, что во время рабочей встречи Президента РФ с руководителем ФАС России было озвучено то, что теперь «государственные чиновники будут подвергаться дисквалификации, большим штрафам, если будут ограничивать передвижение товаров не только в регионе, но и по стране, или же, скажем, оказывать каким-то компаниям выборочные преференции. Допустим, одна компания получает субсидию из бюджета, а другие этого не получают. Теперь Поправки в антимонопольное законодательство позволяют контролировать всё это более успешно.» Владимир Рохмистров напомнил и слова Президента РФ Дмитрия Медведева о том, что: «В Статье 178 УК РФ содержится очень жёсткая санкция: до шести лет лишения свободы за совершение преступления в сфере ограничения конкуренции. Это беспрецедентно для нашей страны. У нас такого не было. Нужно, чтобы теперь следственные органы научились этой нормой пользоваться, но чтобы это не превратилось в преследование неугодных. А с другой стороны, сами предприниматели прежде всего должны думать о том, чтобы не совершать, с точки зрения Уголовного права, таких тяжких действий.»

Жить в условиях рынка, рыночной конкуренции, и не выполнять определённых законов, продиктованных прежде всего временем, невозможно. Конкуренция была всегда, даже в так называемый период застоя...Правда, тогда это называлось социалистическим соревнованием, но суть от этого не менялась: законы нужно выполнять всегда. Если же говорить более глобально, то руководитель ФАС России Игорь Артемьев на недавней встрече с Президентом страны Дмитрием Медведевым подчеркнул то, что государство стало уделять внимание антимонопольной службе не только в смысле уголовной статьи, но и поправок в закон о конкуренции, в КОАП; и это привело к тому, что Россия сегодня, по данным ООН, вошла в семёрку стран с самым быстрым реформированием антимонопольного законодательства в целом в мире, гармонизированного на основе лучшей практики ФАС – правда, это не про нас, а про Россию – получила тридцатое место в мировом рейтинге. Это признание прежде всего не ФАС, а России как страны, которая сделала за последние три-четыре года очень многое. И, кроме того, очень важно, что сегодня во всех этих рейтингах, Россия является абсолютно общепризнанной, причём со стороны всех ведущих стран, страной, имеющей современное антимонопольное законодательство, и поэтому нас и ввели в так называемый постоянный комитет Международной конкурентной сети, которая объединяет более 140 ведомств со всего мира, куда входят все руководители. Мы вошли в 12 постоянных членов. Это случилось в этом году. Ещё раз обращаю внимание на то что, самый главный смысл так называемого второго антимонопольного пакета – это защита свободного предпринимательства от действий, которые нарушают конкуренцию, со стороны государственных чиновников.

P.S. Желающим получить полностью весь текст принятых поправок второго антимонопольного пакета,-звонить по телефону: 55-92-39. E-mail: to36@fas.gov.ru Сайт в сети Интернет: www.voronezh.fas.gov.ru