Состоялась пресс-конференция заместителя руководителя Управления

15 апреля 2010 года в 11 часов в информационном агентстве «Интерфакс» в Воронеже состоялась пресс-конференция заместителя руководителя УФАС по Воронежской области Сергея Александровича Ведерникова. Тема пресс-конференции: новшества в законодательстве о рекламе и ситуация на рекламном рынке Воронежской области. После короткого выступления Сергей Александрович ответил на вопросы представителей СМИ.
В своем выступлении С.А. Ведерников рассказал об основных изменениях Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в части ответственности за нарушения Закона о рекламе, а также об изменениях ФЗ от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
В частности с 31 марта 2010 г. вступила  в силу новая редакция Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. От старой редакции она отличается некоторыми изменениями, среди которых можно выделить:
1. Внесены изменения в статью 14.3 Нарушение законодательства о рекламе.
Ужесточается ответственность за общие нарушения законодательства о рекламе  - минимальный порог санкции на юридических лиц увеличивается в 2,5 раза. Ранее минимальный размер штрафа составлял от сорока тысяч до пятисот тысяч  рублей. Сейчас - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
2. В кодексе появились новые статьи:
   - Статья 14.37 - устанавливает санкции за нарушения требований к установке рекламной конструкции.
   - Статья 14.38 — устанавливает санкции за размещение рекламы на дорожных знаках и транспортных средствах.
   - Статья 19.31.  - устанавливает санкции за нарушение  сроков хранения рекламных материалов.
3. Статья 19.8 дополнена частью 6, которая определяет размер административного штрафа за непредставление в антимонопольный орган информации, предусмотренной законодательством о рекламе.
Также были внесены изменения в ФЗ от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе":
1. В сентябре 2009 года внесены дополнения в часть 5  и пункт 2 части 11  статьи 19 (Наружная реклама и установка рекламных конструкций). Уточнены вопросы размещения рекламных конструкций на объектах общего имущества многоквартирных домов.
2. В декабре 2009 г. внесены дополнения в статьи: 14 (Реклама в телепрограммах и телепередачах), 33 (Полномочия антимонопольного органа на осуществление государственного контроля в сфере рекламы), 36  (Решения и предписания антимонопольного органа по результатам рассмотрения дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе)
Введены некоторые ограничения для федеральных телеканалов по выбору контрагентов для заключения договоров о распространении телерекламы.
3. В январе 2010 года внесены дополнения в часть 3 и часть 11 статьи 24 (реклама лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения). Уточнены вопросы рекламы медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности.
В качестве примера наиболее значимых дел по недобросовестной конкуренции можно привести дело таксистов. 19 октября 2009 года в Воронежское УФАС России поступило заявление Торгово-промышленной палаты Воронежской области. В ТПП ВО обратились перевозчики легковым такси с коллективным заявлением на действия конкурентов, в частности ООО «В.». В заявлении указывается, что на территории городского округа город Воронеж подавляющая часть перевозок легковым такси производится без государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя, с нарушением закона РФ «О безопасности дорожного движения» (без путевых листов, предрейсового и послерейсового медицинского осмотра) без оформления трудовых отношений между перевозчиком и водителем.
ТПП ВО считает, что в действиях ООО «В.» (далее - ответчик), использующего в рекламе термин «такси», содержатся признаки нарушения пунктов 1 и 2 части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции».
В ходе рассмотрения дела Воронежским УФАС России установлено следующее.
Ответчик и перевозчики легковым такси имеют общую сферу деятельности, являются конкурентами на рынке услуг перевозки пассажиров и багажа легковым такси, в том числе в границах городского округа город Воронеж.
Ответчик использовал в рекламе и в названии интернет-домена слова «такси» и «taxi», и сообщил Комиссии Воронежского УФАС России, что не осуществляет деятельность такси, а занимается только диспетчерскими услугами и передает заказы индивидуальным предпринимателям-водителям.
В соответствии с законодательством Российской Федерации, лицо может осуществлять только предварительный прием заказов на подачу такси (диспетчеризацию), при наличии договорных отношений с фрахтовщиками индивидуальными предпринимателями-водителями, тогда права и обязанности по договору фрахтования возникают у таких индивидуальных предпринимателей — водителей. Однако ответчик не подтвердил наличия договорных отношений с конкретными индивидуальными предпринимателями-водителями.
Комиссия Воронежского УФАС России пришла к выводу о наличии в действиях ответчика нарушения антимонопольного законодательства.
Заявляя в рекламе и в наименовании домена об осуществлении деятельности такси, ответчик тем самым публично предлагает любому обратившемуся заключить с ним договор фрахтования, а значит, принимает на себя все права и обязанности фрахтовщика, предусмотренные законодательством Российской Федерации. При этом ответчик не исполняет принятых на себя обязательств фрахтовщика в сфере услуг перевозки пассажиров и багажа легковым такси, что нарушает требования действующего законодательства. Такие действия направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, так как потребитель рекламы, прочитав рекламные объявления ответчика, и, в последствии осуществив заказ такси посредством диспетчерской службы ответчика, не знает, что получит для поездки водителя и транспортное средство, не прошедшие обязательные процедуры, предусмотренные законодательством Российской Федерации для деятельности такси. При определении перевозчика (фрахтовщика), потребитель (фрахтователь) услуги такси ориентируется на информацию, сопровожденную словами «такси» или «taxi». За счет снижения издержек, предусмотренных законодательством Российской Федерации связанных с деятельностью фрахтовщика на рынке услуг перевозки пассажиров и багажа легковым такси, ответчик получает преимущества перед конкурентами, несущими такие издержки, что может причинить убытки последним путем перераспределения потребительского спроса в пользу ответчика на рынке услуг перевозки пассажиров и багажа легковым такси. Такие действия ответчика противоречат принципам добропорядочности, разумности и справедливости.
При этом, искажается смысл информации и потребитель вводится в заблуждение относительно характера, качества и потребительских свойств услуг, производимых ответчиком, что является нарушением пункта 1 и пункта 2 части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции».
Комиссией принято решение о признании действий ответчика недобросовестной конкуренцией и о выдаче предписания о прекращении недобросовестной конкуренции путем прекращения указания ответчиком в рекламе и в наименовании домена на осуществление деятельности такси, либо обеспечить осуществление деятельности в сфере услуг перевозки пассажиров и багажа легковым такси с исполнением требований действующего законодательства Российской Федерации.
Также принято решение о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 14.3 (Недобросовестная конкуренция) Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.