Встреча руководителя Управления В. В. Рохмистрова с деканом факультета журналистики ВГУ В. В. Тулуповым

8 ноября 2010 года руководитель Воронежского УФАС России В. В. Рохмистров обсудил с деканом факультета журналистики ВГУ В. В. Тулуповым основные направления деятельности Управления в рамках интервью для телеканала «Форум-36».
В ходе беседы были затронуты различные вопросы, в том числе и история формирования и развития ФАС России. Российским антимонопольным органам в 2010 году исполнилось 20 лет. При их создании ставилась задача быстро адаптировать существовавшую ранее экономическую систему к новым условиям и перевести ее из централизованной системы планирования через переходный период в рыночное устройство. Необходимо было дебюрократизировать, демонополизировать экономику. Как отметил В. В. Рохмистров, важно было сделать так, чтобы все хозяйствующие субъекты работали по единым правилам, ведь и мелкие и крупные хозсубъекты должны быть в едином положении.
За прошедшие 20 лет антимонопольными органами была проведена огромная работа. Руководитель Воронежского УФАС России сообщил, что существует уже вторая редакция Закона о защите конкуренции, а это говорит о том, что произошла определенная демонополизация разных сфер. Кроме того, появилась вторая редакция Закона о рекламе, он совершенствуется, в него вносятся поправки. Закон о поддержке предпринимательства был впервые разработан антимонопольным органом, так же, как и Закон о естественных монополиях. Антимонопольным органом осуществляется контроль за законодательством об электроэнергетике, за стандартами раскрытия информации, за размещением госзаказов — закупок продукции для государственных и муниципальных нужд, что является очень важным направлением для сегодняшней России.
Также в ходе беседы была обсуждена ситуация, связанная с ростом цен на отдельные группы продуктовых товаров. В. В. Рохмистров пояснил, что, когда в стране неурожай, когда известно, что запасов недостаточно, чтобы покрыть нужды, необходимо создать льготный режим для закупки продукции (без пошлин, барьеров) для притока в Российскую Федерацию товаров. Когда товаров недостаточно, когда существует определенный дефицит, ни один орган (антимонопольный, Прокуратура, Министерство внутренних дел) не сможет изменить что-либо на рынке. Это законы рынка. Есть спрос на продукцию, но продукция в дефиците. К чему это приводит? Конечно, к росту цен. Антимонопольный орган не занимается вопросами регулирования цен на различных рынках. Это поручено Минэкономразвития. Минэкономразвития, в случае получения информации о росте цен по своим данным, по сведениям субъектов Федерации, сообщает Правительству Российской Федерации, что, допустим в Липецкой, Белгородской, Воронежской области или где-либо еще более чем на 30% в течение 30 дней повысились цены на соответствующие социально значимые продукты. После чего предлагает ввести меры регулирования, установить предельные цены. Однако в подобных случаях крайне сложно определить размер справедливой цены. Когда устанавливается предельная максимальная цена, торговля вместе с производителями, с оптовым звеном начинает подтягивать цену на этот товар.
Кроме того, участники беседы обсудили работу действующего при Воронежском УФАС России Общественно-консультативного Совета. В Совет входят ведущие ученые, специалисты, практики. На заседания Совета выносятся наиболее важные проблемы. В. В. Рохмистров отметил, что обсуждение проблемных вопросов позволяет взглянуть на ситуацию с разных сторон и лучше разобраться в ее сути. Информация по результатам обсуждения направляется в соответствующие инстанции и доводится до руководителей определенных отраслей.
Руководитель Воронежского УФАС России отметил, что важным аспектом деятельности Управления является предотвращение нарушений конкурентного законодательства, развитие конкуренции не только через систему наказания, но и путем информирования участников рынка о содержании норм, что повышает их готовность использовать конкурентное законодательство для защиты своих прав. В рамках данной работы Управлением разрабатываются различные рекомендации, в них выделяются ключевые моменты, на которые следует обратить внимание участникам того или иного рынка.