Протокол №3 от 04.09.2014 года заседания Общественно-консультативного Совета при Воронежском УФАС России

Протокол №3 от 04.09.2014 года заседания
Общественно-консультативного Совета при Воронежском УФАС России

Председательствовал: Рохмистров Владимир Васильевич – руководитель Воронежского УФАС России.
Присутствовали: члены ОКС:
Девлетукаев Николай Алексеевич – Член Попечительского совета Швейцарского Фонда поддержки экономических реформ;
Дегтярев Николай Михайлович – председатель исполнительного комитета общественного движения «Качество Нашей Жизни»;
Корнев Константин Викторович – президент Ассоциации рекламных агентств;
Лютикова Марина Владимировна — президент Гильдии Пекарей и Кондитеров Воронежской области;
Смикалов Андрей Борисович – председатель правления Воронежской областной общественной организации «Союз перевозчиков»;
Шендрик Ольга Анатольевна – специалист-эксперт Воронежского УФАС России (секретарь Совета).
Приглашенные: Куклина Людмила Витальевна – начальник юридического управления ОАО «Газпром газораспределение Воронеж»; Михин Сергей Васильевич – начальник отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Воронежского УФАС России; Попов Виталий Геннадьевич – заместитель руководителя Воронежского УФАС России; Попов Сергей Николаевич – руководитель Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области; Ушаков Денис Владимирович – представитель ООО «ВоронежТехноГазСервис»; Хлестун Юлия Викторовна – начальник правового отдела Казенного предприятия Воронежской области «Единая дирекция капитального строительства и газификации»; Чесноков Владимир Александрович – заместитель начальника проектно-сметного отдела Казенного предприятия Воронежской области «Единая дирекция капитального строительства и газификации»; Шамрай Владимир Владимирович – ведущий эксперт Воронежского УФАС России.
Вопросы:
1. Эффективность реализации положений Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 г. №1314), а также проблемы их применения.
2. Разное.
По первому вопросу выступил Михин Сергей Васильевич – начальник отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Воронежского УФАС России.
В своем докладе он сообщил, что 30.12.2013г. Постановлением Правительства РФ № 1314 утверждены Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (с 01.03.2014 г. вступили в силу).
Правила состоят из 7 разделов таких как: общие положения (раздел 1), определение и предоставление технических условий (раздел 2), особенности определения и предоставления технических условий при уступке права на использование мощности (раздел 3), об особенностях информирования заявителя о    размере платы за технологическое присоединение (раздел 4), об особенностях определения технической возможности подключения (технологического присоединения) заявителя с максимальным часовым расходом газа свыше 300 куб. метров (раздел 5), о заключении договоров о подключении (раздел 6), о корректировке размера платы за технологическое присоединение при ее определении по индивидуальному проекту (раздел 7).
С. В. Михин отметил, что за достаточно небольшой период действия Правил в Воронежском УФАС России сформировалась правоприменительная практика, связанная с применением «института Предупреждение». Так, с начала действия Правил Воронежским УФАС России на основании поступивших заявлений от граждан, намеревающихся присоединить свои жилые дома к газопроводу в адрес ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» было выдано два предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Признаки нарушения антимонопольного законодательства выразились в необоснованном уклонении от заключения договора о подключении в установленный Правилами срок. Предупреждения выполнены ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» в полном объеме.
Вместе с тем С. В. Михин обратил внимание собравшихся на то, что в текущем году Федеральным арбитражным судом Центрального округа поставлена точка в принципиальном споре между Воронежским УФАС России и ОАО «Газпром газораспределение Воронеж», связанному с правомерностью применения Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 83 от 27.11.2010.
В 2012 году Воронежское УФАС России признало действия ОАО «Воронежоблгаз» по экономически и технологически необоснованному уклонению от присоединения к газораспределительной системе домовладения гражданина <...>, злоупотреблением доминирующим положением на рынке услуг по газоснабжению и нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЭ «О защите конкуренции».
Основанием для возбуждения указанного дела послужило заявление потребителя. В ходе рассмотрения дела было установлено, что потребитель обратился в филиал «Таловаярайгаз» ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» с заявлением о газификации его домовладения.
После указанного обращения заявителю были выданы технические условия на присоединение к действующему газопроводу, а также заключены: договор подряда на строительство газового ввода, договор подряда на монтаж внутридомового газового оборудования.
Указанные договоры были подписаны как со стороны ОАО «Газпром газораспределение Воронеж», так и со стороны потребителя без каких-либо разногласий. Также заявителем были оплачены проектные работы, первичный пуск газа к газовому оборудованию, монтаж внутридомового газопровода, строительство подземного газопровода. В соответствии с заключенными договорами подряда ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» выполнило работы по газификации домовладения потребителя, при этом заявителем были подписаны акты приемки выполненных работ.
Однако фактически присоединение домовладения потребителя к газораспределительной системе осуществлено не было, несмотря на оплату и подписанные акты выполненных работ по причине неполучения ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» от главы администрации Тишанского сельского поселения Таловского района Воронежской области реестра об уплате 25 000 рублей за право подключения к газовым сетям.
Таким образом, ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» в нарушение действующего на момент рассмотрения дела федерального законодательства (Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства РФ№ 83 от 27.11.2010), несмотря на все выполненные гражданином условия, злоупотребило своим доминирующим положением, необоснованно уклоняясь от присоединения домовладения потребителя под предлогом необходимости предоставления дополнительных документов, которые не предусмотрены Правилами подключения – реестра от главы Тишанской администрации об оплате 25 тысяч рублей за право подключения.
ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» пыталось оспорить указанные решения и предписания Воронежского УФАС России. 19.02.2013 Арбитражный суд Воронежской признал решение Воронежского УФАС России от 18.04.2012 г. незаконным и отменил, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд оставил решение Арбитражного суда Воронежской области без изменений.
Однако Федеральный арбитражный суд Центрального округа отменил принятые по данному делу судебные акты, и направил дело на новое рассмотрение.
При повторном рассмотрении дела арбитражный суд Воронежской области повторно признал решение Воронежского УФАС России от 18.04.2012 г. незаконным и отменил, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд вновь оставил решение Арбитражного суда Воронежской области без изменений. Однако, Федеральный арбитражный суд Центрального округа поставил точку при рассмотрении данного судебного дела, отменив решения судов первой и апелляционной инстанции и приняв по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» о признании недействительными решения и предписания Воронежского УФАС России по делу № 423-10К о нарушении антимонопольного законодательства.
Также по первому вопросу выступил представитель ООО «ВоронежТехноГазсервис» Ушаков Денис Владимирович.
Он отметил, что в результате анализа сложившейся практики работы компании, можно выделить такую основную проблему реализации положений постановления №1314 от 30.12.2013 г. как то, что его принятие привело фактически к монополизации деятельности по проектированию и строительству газораспределительных сетей.
Это выражается в том, что в качестве исполнителя, как стороны по договору о подключении, постановление называет исключительно газораспределительную организацию, владеющую сетью газораспределения, к которой планируется подключение объекта. При этом принятым постановлением установлено, что мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, включают в себя как проектирование, строительство сетей газораспределения, так и врезку и пуск газа, что является слишком широким толкованием термина «подключение».
Таким образом, практически все работы по подключению теперь выполняются владельцем сетей газораспределения. Владельцами же подавляющего большинства газораспределительных сетей в России являются структуры, подконтрольные ОАО «Газпром».
Д. В. Ушаков отметил, что заявитель имеет право самостоятельно (или с привлечением подрядных организаций) выполнить некоторые мероприятия по подключению, но только в границах собственного земельного участка и под контролем исполнителя-монополиста. Вследствие этого заявителю придется заключить два договора с двумя организациями на газификацию своего объекта. Разногласия между двумя подрядчиками, один из которых к тому же обладает контрольными полномочиями в отношении другого, могут привести не только к задержкам подключения. Поэтому, заявитель в большинстве случаев будет выбирать монополиста как единственного исполнителя всего комплекса работ по подключению.
В результате, существующие ныне проектные и строительные организации (которые имеют допуски СРО на право проектирования и строительства газовых сетей) смогут рассчитывать только лишь на привлечение их исполнителем в качестве субподрядчиков, что повлечет для заявителя удорожание подключения, а также позволит монополисту единолично решать какую из организаций брать на субподряд, а какую вообще устранить с рассматриваемого рынка.
Также Д. В. Ушаков отметил, что в Постановлении присутствует механизм, позволяющий заявителю выполнить абсолютно весь комплекс мероприятий по подключению, однако, условием его реализации является мощность подключаемого газового оборудования, которая должна превышать 500 куб. м. в час либо давление в присоединяемом газопроводе более 0,6 МПа (газопровод высокого давления 1 категории).
В связи с этим ряд заинтересованных воронежских организаций, среди которых было и ООО «ВоронежТехноГазСервис», направили в Правительство РФ запрос, где просили разъяснить на каких основаниях заявитель, подключающий газоиспользующее оборудование, максимальный часовой расход газа которого составляет 500 куб. метров и более, может проектировать и строить газопровод за пределами своего земельного участка, а затем оформить право собственности на него, а заявитель, газоиспользующее оборудование которого потребляет 499 куб. метров - уже нет. В чем принципиальная разница проектирования и строительства газопроводов при различной мощности газоиспользующего оборудования?
Отдельные нормы постановления в их совокупности с монопольным положением исполнителя несут в себе коррупционную составляющую, например:
1. Установление максимального срока выполнения мероприятий по подключению от 1 года до 2 лет (при том, что реальные сроки газификации домовладения составляют 3-4 месяца и заявитель успевает подключить газ за сезон).
Данная норма фактически дает право монополисту искусственно растягивать сроки газификации объекта заявителя на законных основаниях.
2. Монопольное положение исполнителя также создает для него соблазн понудить заявителя к заключению других договоров, напрямую не связанных с подключением, еще на стадии подключения, например — на последующее техническое обслуживание объекта. Для заявителей, которые не захотят отдавать свои объект на обслуживание исполнителю, возможно установление дополнительных препятствии при газификации: неподписание акта готовности объекта к присоединению под надуманным предлогом, искусственное затягивание сроков подключения и т.д.
Д. В. Ушаков отметил, что для разрешения сложившейся ситуации необходимо распространить действие механизма, установленного Постановлением и дающего право заявителю самостоятельно выполнять мероприятия по подключению за границами своего земельного участка, на все категории потребителей, независимо от максимального расхода подключаемого оборудования. Но для этого необходимо внести изменения в п. 112 действующих Правил.

В результате обсуждения вопросов были одобрены следующие предложения:
Проработать вопрос о направлении в ФАС России предложений по внесению изменений в п. 112 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 г. №1314), а именно, распространить действие механизма, установленного Правилами и дающего право заявителю самостоятельно выполнять мероприятия по подключению за границами своего земельного участка, на все категории потребителей, независимо от максимального расхода подключаемого оборудования.

Дата проведения Совета: 
4 сентября 2014, 15:00