Перетягивание растяжек

Но говорить о том, что в противостоянии с администрацией выиграл бизнес, вряд ли стоит. С конца 2011 года полномочия по организации конкурсов и заключению контрактов с операторами на рекламные конструкции, расположенные на неразграниченных земельных участках, перешли новому отделу департамента имущественных и земельных отношений облправительства.
"ВК" не раз сообщал о противостоянии городских властей и рекламщиков, в которое оказались втянуты многие структуры, в том числе управление Федеральной антимонопольной службы и облпрокуратура. В Воронеже в 2011-м эксплуатировалось 2,5 тыс. рекламных конструкций, но их могло быть и больше. В ходе подготовки к празднованию юбилея города по инициативе мэрии было демонтировано около 400 транспарантов-перетяжек, прежде всего на центральных улицах. Свои действия чиновники нередко объясняли предписаниями силовиков. Как сообщала облпрокуратура, в ходе проверок были выявлены значительные нарушения законодательства на рынке "наружки2: более 3 тыс. договоров оказались заключены с нарушением полномочий, свыше 500 перетяжек висели вопреки требованиям ГОСТа, около 100 транспарантов и множество щитов размещались вообще без разрешительной документации.
В ответ на действия мэрии Ассоциация операторов наружной рекламы во главе с Игорем Комаровым стала обращаться в ФАС. Там отреагировали: возбудили дело против гордумы - за отсутствие нормативных актов, регламентирующих порядок проведения торгов по распределению мест. Депутаты приняли решение, по которому заключение договора на установку и эксплуатацию конструкций отправлялось на конкурс. Оставалось, правда, непонятным, кто его будет проводить - мэрия, где выделен спецотдел, или областная власть, которой с 2006-го принадлежат права на неразграниченные земли (именно на них размещены до 90% рекламных конструкций).
На днях управление ФАС возбудило второе дело против мэрии - за то, что власти отказывали в выдаче и продлении разрешений на установку и эксплуатацию перетяжек, но закрывали глаза на конструкции иного типа - стенды, билборды, щиты. В ответ чиновники напомнили, что рынок "наружки" в большей части сформировался в 2002 - 2007 годах, практически в отсутствие нормативно-правовой базы. Позднее появились существенные изменения в Федеральном законе "О рекламе" и некоторых ГОСТах.
"Естественно, установленные рекламные конструкции в большинстве своем не соответствуют действующим нормам, - уверяют в горадминистрации. - Именно в соответствии с представлением облпрокуратуры начался демонтаж транспарантов-перетяжек. Рекламные носители установлены на объектах городской собственности - опорах освещения, контактной сети. Другие же элементы рекламы - билборды, сити-форматы - в основном располагаются на земле, право госсобственности на которую не разграничено. На момент начала работ по упорядочиванию рынка наружной рекламы не был определен орган, уполномоченный в том числе производить демонтаж в рамках прав собственника объекта недвижимости, к которому рекламные конструкции присоединены. С декабря такие функции возложены на ДИЗО области. Очевидно, те рекламные конструкции, которые размещены в нарушение действующего законодательства, будут демонтированы. Можно сказать, что очистка городских магистралей от транспарантов-перетяжек - первый этап работы по наведению порядка, а не создание условий для развития одного из сегментов бизнеса за счет других".
По словам Игоря Комарова, в 2011-м закончилось действие около 30% старых договоров на установку рекламных конструкций, в 2012-м истекает срок больше половины разрешений, а в 2013-м практически всем игрокам придется заключать новые контракты. Некоторые операторы переживают, что новые правила игры будут на руку федеральным компаниям, обладающим, по определению, более серьезными ресурсами. Другие же замечают, что, если ДИЗО, новый куратор рекламы, начнет разбираться в законности установки тех же рекламных щитов, большую их часть вообще придется демонтировать как не отвечающую различным нормативам.

Андрей Цветков, 26 января 2012 г, «Воронежский курьер» № 8 (3247)