Владимир Рохмистров уверен, что главные контролёры на выборах – это кандидаты-конкуренты

В прошлом году УФАС усмотрело нарушение в действиях администрации Воронежа, когда в апреле появились билборды с изображением кандидата на пост градоначальника  Константина Ашифина с надписью «мэр». Рекламные конструкции использовались не по назначению, а власти ничего не предприняли, чтобы это устранить. О том, как проходит предвыборная гонка в этом году, а также об изменениях в рекламном законодательстве Интернет-газете «Время Воронежа» рассказал руководитель Воронежского УФАС Владимир Рохмистров.
- Есть ли ли в этом году, подобные нарушения?
- В прошлом году мы рассматривали этот момент на экспертном совете. Причём вопрос касался не только политической рекламы, но и тех объявлений, которые по своей содержательной части не являются рекламой. Мы направили в администрацию города свои пожелания, рекомендации экспертного совета. На баннерах должна быть коммерческая реклама или социальная, а не поздравления и прочее. Город к нам прислушался. Сейчас, безусловно, на различных листовках, в газетах, появляется информация о том, что мы вступили в фазу выборной кампании. 14 сентября будут проходить выборы губернатора, выборы депутатов в отдельных муниципальных образованиях. Это – процесс творческий. Но мы не осуществляем контроль над политической рекламой.
- То есть никакого мониторинга не ведётся?
- В период предвыборной кампании, эти вопросы регулируются избирательной комиссией. Таким образом, если политическая реклама начинает стартовать раньше, чем кандидат зарегистрировался, или заявил о своём желании участвовать в выборах, то тогда избирком может вынести предупреждение и предпринять какие-либо санкции.
-Это не будет рассматриваться как нарушение закона о конкуренции?
- Нет, не будет, поскольку реклама регулируется специальным законодательством. И, повторюсь, закон о рекламе распространяется на коммерческую и на социальную рекламу. Политическая регулируется избирательным законодательством. Вся эта деятельность  отнесена к специальному уполномоченному органу, которым является избирательная комиссия Воронежской области.
- То есть если возникают какие-либо жалобы…
- По политической рекламе надо обращаться с этими материалами в избирком.  Комиссия может попросить наших специалистов профессионально оценить жалобу. Наши сотрудники могут быть привлечены только в качестве экспертов. Но полномочиями, по контролю над политической рекламой мы не наделены.
-В таком случае, как можно определить, где заканчивается информационный повод и начинается уже агитация. К примеру, если какая-то партия выдвинула своего кандидата и все СМИ начинают об этом активно писать, будет ли это агитацией?
- Этому вопросу в Воронежской области уделено очень большое внимание. Мы, совместно с факультетом журналистики ВГУ проводили семинары для СМИ. Туда приезжают ведущие сотрудники ведомства, в том числе и заместитель руководителя антимонопольной службы. Определения  «информационный повод» и «реклама», детально разбираются. Более того, учёные Воронежской области издали специальные брошюрки, в которых даются эти критерии, выдали их всем представителям СМИ. Если какое-то события впервые презентуется, то, конечно, это информационный повод. Если кандидат проводит какую-либо встречу, то это политическая реклама. Продвижение – это системная работа, многократное упоминание политика. Регистрация на выборы – информповод, дальнейшее сопровождение кандидата, описание встреч, где он даёт те или иные обещания, транслирует избирателям свою предвыборную программу – политическая реклама. Здесь, скорее всего, СМИ будут нести ответственность за нарушения. Эта политическая реклама должны быть оплачена из предвыборного фонда. Наш избирком будет следить очень внимательно, оплатил ли кандидат рекламу из фонда или нет. Нарушение является очень серьёзным. Вплоть до того, что кандидата могут снять с дистанции.
- Но уже сейчас в СМИ можно найти именно то, что отвечает критериям предвыборной рекламы: круглые столы, которые организуют политические партии с участием кандидата.
- Если партия организует, то это материалы, которые касаются деятельности определенной политической партии.
- То есть существуют какие-то лазейки?
- Да. Кто является организатором мероприятия, какие будут рассматриваться вопросы? Потому что деятельность партии осуществляется постоянно. И, если кандидат присутствует как эксперт, участник круглого стола, то он попадает в поле зрения СМИ. Это естественный процесс, участие в общественно–политических мероприятиях ему закон не запрещает. А вот конкретно встречи агитационной компании – это уже деятельность кандидата.
- На сегодняшний день избирательная комиссия пока не привлекала ваших сотрудников в качестве экспертов по нарушению предвыборного законодательства?
- Не привлекала. И это очень хорошо. Наверное, избирательная кампания идет спокойно, в рамках закона. Скандалов нет, и нет определенного шума. Кандидаты скопили свой ресурс для того, чтобы участвовать в этой кампании.
- А если сравнивать с опытом прошлых выборов: мэра, губернатора?
- Во время прошлых выборов не было не одного обращения в антимонопольное управление. Кандидаты законопослушные. У каждого в штабе есть юрист, отвечающий за правовые вопросы. Хотя, помните, были некоторые скандалы, определенные кандидаты выясняли отношения в суде. Но это касалось не предвыборных материалов, а конкретных высказываний в адрес друг друга.
- Говорят, что главные контролеры кандидатов на выборах – это их конкуренты. Можно ли применить высказывание относительно Воронежской области?
- И это правда. Конечно же, конкуренты - контролеры. Каждый следит друг за другом. Во-первых, чтобы не упустить время, не потерять темпа, посмотреть, какие меры надо предпринимать во время предвыборной кампании. Лучше, чем потребитель – конкурент - никого нет. Бывает, когда граждане сообщают, что кандидат, за которого они не собираются голосовать ведёт агрессивную рекламу.
- Сейчас, когда блоги, у которых читателей более трёх тысяч человек, приравняли к СМИ, будет ли рассматриваться страничка кандидата, на которой он говорит о предвыборной кампании, как средство массовой информации?
- Норма вступает в силу с 1 августа. Впервые появился закон, который регулирует деятельность блогеров. Это большой плюс. Что касается предвыборной кампании, политической борьбы, то мы ранее знали, что интернет полон такой информации. Там всегда можно было свободно и неограниченно найти материалы о встрече кандидатов, о тех обещаниях, которые они давали. Теперь на блоги будут распространяться все требования к СМИ, в том числе и в сфере коммерческой рекламы, и социальной рекламы, и политической. Кстати, мы надеемся, что в закон о рекламе все-таки внесут специальную норму, которая будет регулировать рекламу в блогах, так же как регулируется дорожная реклама, реклама на транспорте, в печатных и электронных СМИ. Все это должно войти собирательно в отдельную норму закона о рекламе. Он, к слову, динамично меняется: если с первого января запретили рекламу медицинских услуг, то сейчас ее разрешили везде, если реклама пива была везде запрещена, то сейчас депутаты вносят определенные поправки в закон, для того, чтобы во время различных спортивных мероприятий пиво можно было рекламировать. Нам надо оперативно реагировать на изменения в законе. Была норма - мы принимали решения. Более того, был определенный период, когда мы рассылали электронные письма всем СМИ с пояснением, что появилась некая норма. Я считаю, что предупреждение намного эффективнее, чем борьба со следствием, когда незаконная реклама уже появилась у кого-то на странице.
- Многие компании, в особенности частные, которые не могли себе позволить рекламу на телеканалах, обращались к блогерам, чаще всего это молодежные клубы, магазины. Теперь, получается, закрывается огромный контент, для всех этих маленьких фирм?
- Частные фирмы могут продолжать рекламировать свою деятельность, но с пометкой о рекламе. И это нормально. Должны быть определенные ограничения. Я однажды на одном семинаре задал вопрос французскому журналисту: «А у вас существуют какие-то системы, ассоциации, объединения, которые проводят цензуру?». Он ответил: «Нет, у нас все профессиональны». Они являются и самоцензорами и профессиональными журналистами, они готовят качественный «продукт» ». Того и мы хотим, чтобы везде был «качественный продукт». Нормы, которые появились, как раз направлены на усиление системы саморегуляции каждого профессионала. Ответ того французского журналиста меня поразил: «А, они работают, самостоятельно, без какой-либо цензуры, но внутренний контроль у каждого есть».
-Как раз блоги и были нацелены на то, чтобы обойти закон...
- Безусловно. Но всё должно быть в рамках закона. Профессионалы стараются благодарить законодателей за то, что появляются акты, регулирующие их деятельность. Они могут быть избыточными. Когда в первом чтении приняли закон «о блогах», поступила масса поправок. Уже после второго чтения, он приобрел цивилизованный вид. Поэтому бывают недостатки у любого закона, надо над ними работать.
-А хватит ли человеческих ресурсов, чтобы контролировать такое огромное количество блогов?
- Человеческих ресурсов, конечно, хватит, в нашей беседе мы как раз говорили о том, что конкуренты следят друг за другом.
- То есть контроль будет идти по жалобам и обращениям?
 -И не только. Будет система мониторинга, будут программы Роскомнадзора, направленные на то, чтобы блогеры занимались самоконтролем, здесь ничего страшного нет. Мы должны воспитывать у себя убеждение, что надо быть законопослушными. Совершенно неправильно пытаться нарушить закон, из-за этого и происходит разбалансировка любой системы. Если законы правовые, то по ним нужно жить, работать, и тогда система приходит в нормальное состояние. А когда все пытаются разбалансировать систему, рождается  правовой нигилизм. Такие подходы недопустимы.
Евгения Полухина