Изменения в законе о рекламе не позволяют воронежским медучреждениям зазывать к себе клиентов

Реклама клиник превращается в лингвистическую игру
Во вторник, 11 февраля, представители бизнеса, надзорного ведомства и юристы за круглым столом обсудили изменения в законе о рекламе, которые вступили в силу с 1 января. В основном речь шла о медицинских учреждениях. Так, с этого года ввели запрет на рекламу абортов, нетрадиционной медицины, а также врачебных услуг.
По словам руководителя Воронежского УФАС Владимира Рохмистрова, на сегодняшний день возникли условия, когда необходимо оперативно принимать меры по корректировке норм, так как они подразумевают двоякое толкование, что плохо, как для бизнеса, так и для контролирующих органов.
Как отметили присутствующие на круглом столе представители частных клиник, изменения в законодательстве только мешают нормальной работе учреждений. Так как теперь рекламировать медицинские услуги запрещено, на баннерах невозможно даже перечислить тех врачей, которые в клинике работают. По сути, составление рекламы превращается в лингвистическую игру. Учреждениям приходится как бы намёками рассказывать потенциальным клиентам, какие процедуры у них проводят и так далее. Так, говорить о том, что в больнице лечат от того или иного заболевания нельзя, а о том, что вам помогут излечиться – можно.
- Мы с нетерпением ждём от федеральной антимонопольной службы пояснения, как исключить противоречия в законе. Правда, с некоторой рекламой действительно увлекаться нельзя, - рассказал Владимир Рохмистров. – К примеру, сейчас широко распространена форма самолечения, когда каждый человек считает себя профессионалом. Посмотрев рекламу, он под впечатлением ставит себе диагноз, назначает препараты и проходит курс лечения. В дальнейшем медикам устранять эти последствия становится значительно сложнее.
На противоречия в законе обращают внимание и юристы. Так, по словам руководителя Центра прав СМИ Галины Араповой, изменения вызвали шквал реакции среди представителей прессы, которые во многом свою политику определяют на базе доходов от рекламы. Нововведения не то чтобы дестабилизировали рынок СМИ, но привели его в некоторое замешательство, потому что не совсем понятно, как многие из изменений применять на практике.
- На мой взгляд, действия, которые совершает государственная Дума, непоследовательны, - возмутилась Галина Юрьевна. – По моим ощущениям, закон принимался в пакете с другими законодательными актами. То есть, как у нас обычно бывает, пакет из 80 документов рассмотрели за 10 минут без особого внимания. В итоге получили то, что получили. Теперь возникала ситуация, когда все должны подстраиваться под эту норму, менять свою политику, более тщательно проверять макеты. Мы все с нетерпением ждём внятной расшифровки изменений от ФАС. Потому что в такой ситуации работать очень сложно.
За нарушения закона о рекламе блогером ответственность несёт и СМИ, которое предоставило ему площадку
Присутствующий на круглом столе директор агентства бизнес информации «Абирег» Дмитрий Орищенко, чтобы справиться с изменениями, предложил собравшимся альтернативный вид рекламы, вернее некие пиар технологии.
- Когда запрещено что-то рекламировать, возникает возможность информировать о своей деятельности, - пояснил Дмитрий Орищенко. – То есть если есть крупная сеть клиник, можно участвовать в различных конференция, круглых столах. Специалисты могут выступать с докладами и тем самым заявлять о себе. Таким способом можно более эффективно выстроить репутацию, чем рекламными методами, которые не всегда вызывают доверие.
Представитель Живого Журнала в Воронеже Александр Сапрыкин предложил владельцам клиник ещё один вариант выхода из ситуации – если нет возможности действовать в правовом поле, то можно выйти, по его словам, в нерегулируемое, то есть в блоги.
- Год назад был принят закон о запрете рекламы алкоголя. После этого компании начали активное взаимодействие с блогерами. К примеру, определённая фирма является спонсором вечеринки. Она приглашает туда блогеров, которые потом выкладывают на своей странице в Интернете фотографии вечеринки с изображением алкогольного бренда. Тоже самое может произойти и с медучреждениями, - рассказал Александр Сапрыкин. – Большинство блогеров не считают себя юридическими лицами. Попытки государства привести их к оплате налогов до сих пор не увенчались успехом. Другой вопрос, что многие компаний с блогерами не умеют работать.
На это Галина Арапова отметила, что как бы блогеры не были уверены в своей безнаказанности, физические лица никто не освобождал от ответственности за нарушение закона о рекламе. Если их записи открыты для других пользователей Интернета, то автоматически они превращаются в площадку публичных выступлений. Поэтому за всё, что там было написано, блогер в полной мере несёт ответственность.
При этом, как отметила руководитель Центра защиты прав СМИ, если блогер высказывается на площадке, которая зарегистрирована, как средство массовой информации, ответственность будет нести не только автор, но и юридическое лицо – редакция и должностное лицо – редактор.
- Если СМИ предоставляют свой контент для блогера, то он фактически становится аналогом авторской колонки, - пояснила Галина Юрьевна. – В целом блогеры не имеют никаких привилегий. Вопрос только в том насколько тщательно ФАС будет отслеживать блогосферу, потому что это огромная площадка для распространения информации, за которой уследить очень сложно.
По словам Галины Араповой, единственный выход для представителей медучреждений – учится работать в том правовом поле, которое на сегодняшний день существует, а также ждать внятного пояснения от ФАС.
Евгения Полухина