Вам пакет!

В ноябре пакет новых поправок будет рассмотрен на совещании у первого вице-премьера страны Игоря Шувалова, а дальше — в правительстве. В декабре он должен быть внесен на обсуждение депутатов Государственной Думы. Вероятнее всего, что поправки вступят в силу уже со второго квартала 2011 года.
На днях в Воронеже побывал первый зам. руководителя Федеральной антимонопольной службы Андрей Цариковский, который принял участие в семинаре «Судебная практика применения антимонопольного законодательства». Он рассказал журналистам об основных моментах, которые будут затронуты в третьем пакете поправок.
Ближе к Европе
Законодательство в области конкуренции развивается в последнее время стремительно. Четыре года назад в России принят новый закон о конкуренции, который ввел один из самых эффективных на сегодняшний день инструментов — оборотные штрафы (санкции, размер которых ограничен только объемом денежного оборота компании-нарушителя). В прошлом году приняли так называемый второй антимонопольный пакет, который внес большую ясность в отношения бизнеса и чиновников. И вот теперь на подходе третий пакет поправок. По словам Андрея Цариковского, его принятие станет доведением реформы до логического завершения. «Появление этого пакета вызвано тем, что мы должны действовать в соответствии с европейской практикой, — отметил Цариковский, — работать по одним правилам».
Нарушил — ответишь
В новом пакете есть и другие важные поправки, на которых акцентировал внимание Андрей Цариковский. Он отметил, что применение законодательства показало необходимость устранения ненужных ограничений и барьеров, мешающих предпринимательской деятельности, в частности, малому бизнесу. Для тех нарушителей, которые представляют собой реальную и серьезную опасность для конкуренции, наказание должно стать неотвратимым и караться гораздо более существенными штрафными санкциями, чем сегодня. ФАС предлагает увеличить их до максимально возможных размеров. Кстати, во многих странах преступления против конкуренции по тяжести приравнены к налоговым. Россия не должна отставать от мировых тенденций. А за коррупцией должна следовать дисквалификация.
По словам Андрея Цариковского, сегодня одним из самых опасных является так называемый сговор при размещении государственного заказа. Очень часто участники торгов просто договариваются между собой, и аукцион проходит формально, в результате чего победителем всегда становится «свой» участник. Проблема здесь в том, что до последнего времени не было ни четкого юридического определения такого сговора, ни прописанной ответственности. Теперь же подобные ситуации будут рассматриваться особо. Отдельного внимания заслуживает усиление такой меры, как дисквалификация. Она будет распространяться и на законодательство в сфере проведения торгов. Отныне чиновники, нарушающие антимонопольное законодательство при проведении торгов, рискуют лишиться своего места.
Много проблем возникает при общении бизнеса, и не только бизнеса, с чиновниками. Особенно это касается получения различных справок и разрешений, в том числе — на возведение пристроек к домам, открытие магазинов и тем более строительства новых предприятий. На получение этих документов уходят годы! Именно бюрократические проволочки являются сегодня основной причиной того, что доморощенные и иностранные инвесторы не хотят вкладывать средства в развитие российской экономики. Теперь же, когда вводится система административного обжалования, чиновнику грозят реальные штрафы — предположительно от 10 до 50тыс. руб. А если подобные нарушения будут зафиксированы неоднократно, то он может также лишиться своего места.
Когда в судах согласья нет
Что касается проведения семинара, то руководитель Воронежского УФАС Владимир Рохмистров сказал: «В этот раз в Воронеже собрались представители восьми УФАС по ЦФО и судьи, которые рассматривают дела подобного рода, в том числе Федерального арбитражного суда ЦФО г. Брянска. Сообща мы подробно обсудили правоприменительную практику, которая складывается сегодня на подведомственной территории. Это очень важно, что антимонопольное сообщество и судьи обсуждают конкретные проблемы и ищут совместные пути их решения».
На протяжении нескольких лет одной из ведущих тем, которыми занималось УФАС по Воронежской области, была проблема роста цен на нефтепродукты. По словам Владимира Рохмистрова, сейчас говорить о монопольно высокой цене на нефтепродукты необходимости нет, потому что цена соответствует определенным требованиям, каждая компания сама проводит свою ценовую политику. Недавно руководитель налоговой службы УФНС по Воронежской области Сергей Дуканов отметил, что нефтяные компании стали работать на рынке прозрачно и понятно. Несомненно, это результат совместных усилий органов власти и антимонопольной службы.

Людмила Варюшина, газета «Берег», №121 (1257), 29 октября 2010