От первого лица
ШЕФ: Владимир Васильевич, какая складывается ситуация с конкуренцией на местном рынке в сфере АПК? И какую работу Воронежский УФАС проводит сегодня в этом направлении?
Владимир Рохмистров: Сегодня развитию конкуренции на федеральном уровне уделяется большое значение. Разработка и реализация региональных программ развития конкуренции на особом контроле в правительстве.
Что касается нашего региона, то у нас разработана, утверждена и успешно реализуется программа «Развитие конкуренции в Воронежской области на 2010-2012 годы». Стоит отметить, что серьезный раздел данного документа посвящен конкуренции в агропромышленном комплексе.
В целом реализация конкурентной политики, в рамках данной программы, должна способствовать появлению на рынке новых игроков, новых продуктов, что в конечном итоге должно привести к снижению цен и повышению качества товаров и услуг, которые предоставляются конечному потребителю.
И самое главное - в этой программе мы не увидели никакой протекционистской политики в поддержку местных крупных или соседних производителей.
Кроме того, кризис наглядно показал, что органы власти не проводили избирательную политику и поддержку хозяйствующих субъектов. Не торопились кому-либо предоставлять субсидии, выделять льготные кредиты. Иными словами - политика проводилась реальная, конкурентная и антимонопольная.
Мы анализировали общую ситуацию на товарных рынках Воронежской области, используя данные статистики, СМИ, органов власти. И реально смотрели: что происходит на рынке АПК. Одно дело, когда происходят сезонные изменения, например, заканчиваются старые запасы, новые на какое-то время задерживаются, поэтому на рынок поступает продукция с новой ценой, которая вырастает в ситуации дефицита товара. Это так называемая простая инфляционная составляющая, вполне нормальный процесс. Но есть и другие - чисто монополистические действия, когда нет экономических обоснований для повышения цены, это уже согласованная политика хозяйствующих субъектов.
Мы очень тонко и скрупулезно ведем эту аналитическую работу, выясняем, кто из субъектов может быть нашим конкретным клиентом. И если мы ждем результат сегодня, то мы его просто не получим. Потому что необходимо проанализировать колоссальную базу документов, посмотреть, насколько обоснованы затраты, какие договора заключены, с кем и на каких условиях. Одни могут отпускать по низким ценам, другие - по высоким. Всё это должно быть учтено именно нами - антимонопольным органом. Вот такую работу мы сейчас и ведем.
ШЕФ: О каких проблемах развития конкурентной среды в сфере АПК в настоящий момент может идти речь?
В. Р.: Нас беспокоит ситуация, сложившаяся на рынке молока. Мы не согласны с поправками, принятыми в федеральный закон «Технический регламент на молоко и молочную продукцию». Более того, мы считаем, что этот техрегламент кем-то пролоббирован. Напомним, в рамках нового техрегламента переработчики должны разделять натуральное молоко и молочный напиток, произведенный из сухих смесей, и указывать это на упаковках. Между тем, по органолептиче-ским и питательным качествам оно не уступает пастеризованному натуральному молоку. Поэтому принятые поправки - это ни что иное, как экстремизм. Вот пока мы эту «косую» систему не поломаем, у нас не будет реально конкурентного рынка.
Также нас интересует ситуация на рынке хлеба. Как известно, в связи с чрезвычайной ситуацией по засухе правительством принято решение об использовании для сокращения ее последствий зерна из государственного интервенционного фонда. Мы хотим знать уже сейчас: когда будет зерновая интервенция и каковы правила приобретения сырья? На наш взгляд, и крупный, и мелкий производитель должны находиться в равных условиях. Каждый должен иметь право купить сырье через биржу или же через мукомольные предприятия, но под оком государства. Пока что этот механизм не обнародован. И нас беспокоит эта ситуация...
Журнал ШЕФ № 7 (95), ноябрь 2010г.