От первого лица

ШЕФ: Владимир Васильевич, какая складывается ситуация с конкуренцией на местном рынке в сфере АПК? И какую работу Воронежский УФАС проводит се­годня в этом направлении?
Владимир Рохмистров: Сегодня развитию конкуренции на феде­ральном уровне уделяется большое значение. Разработка и реализация региональных программ развития конкуренции на особом контроле в правительстве.
Что касается нашего региона, то у нас разработана, утверждена и успешно реализуется программа «Развитие конкуренции в Воронеж­ской области на 2010-2012 годы». Стоит отметить, что серьезный раз­дел данного документа посвящен конкуренции в агропромышленном комплексе.
В целом реализация конкурент­ной политики, в рамках данной про­граммы, должна способствовать появлению на рынке новых игроков, новых продуктов, что в конечном итоге должно привести к снижению цен и повышению качества товаров и услуг, которые предоставляются конечному потребителю.
И самое главное - в этой про­грамме мы не увидели никакой протекционистской политики в под­держку местных крупных или со­седних производителей.
Кроме того, кризис наглядно показал, что органы власти не про­водили избирательную политику и поддержку хозяйствующих субъ­ектов. Не торопились кому-либо предоставлять субсидии, выделять льготные кредиты. Иными словами - политика проводилась реальная, конкурентная и антимонопольная.
Мы анализировали общую си­туацию на товарных рынках Воро­нежской области, используя данные статистики, СМИ, органов власти. И реально смотрели: что проис­ходит на рынке АПК. Одно дело, когда происходят сезонные изме­нения, например, заканчиваются старые запасы, новые на какое-то время задерживаются, поэтому на рынок поступает продукция с новой ценой, которая вырастает в ситуа­ции дефицита товара. Это так на­зываемая простая инфляционная составляющая, вполне нормальный процесс. Но есть и другие - чисто монополистические действия, ког­да нет экономических обоснований для повышения цены, это уже со­гласованная политика хозяйствую­щих субъектов.
Мы очень тонко и скрупулезно ведем эту аналитическую работу, выясняем, кто из субъектов может быть нашим конкретным клиентом. И если мы ждем результат сегод­ня, то мы его просто не получим. Потому что необходимо проанали­зировать колоссальную базу до­кументов, посмотреть, насколько обоснованы затраты, какие дого­вора заключены, с кем и на каких условиях. Одни могут отпускать по низким ценам, другие - по высо­ким. Всё это должно быть учтено именно нами - антимонопольным органом. Вот такую работу мы сей­час и ведем.
ШЕФ: О каких проблемах развития конкурентной среды в сфере АПК в настоящий момент может идти речь?
В. Р.:
Нас беспокоит ситуация, сложившаяся на рынке молока. Мы не согласны с поправками, приня­тыми в федеральный закон «Тех­нический регламент на молоко и молочную продукцию». Более того, мы считаем, что этот техрегламент кем-то пролоббирован. Напомним, в рамках нового техрегламента переработчики должны разделять натуральное молоко и молочный напиток, произведенный из сухих смесей, и указывать это на упаков­ках. Между тем, по органолептиче-ским и питательным качествам оно не уступает пастеризованному на­туральному молоку. Поэтому при­нятые поправки - это ни что иное, как экстремизм. Вот пока мы эту «косую» систему не поломаем, у нас не будет реально конкурентно­го рынка.
Также нас интересует ситуа­ция на рынке хлеба. Как известно, в связи с чрезвычайной ситуацией по засухе правительством приня­то решение об использовании для сокращения ее последствий зерна из государственного интервенци­онного фонда. Мы хотим знать уже сейчас: когда будет зерновая ин­тервенция и каковы правила при­обретения сырья? На наш взгляд, и крупный, и мелкий производитель должны находиться в равных усло­виях. Каждый должен иметь право купить сырье через биржу или же через мукомольные предприятия, но под оком государства. Пока что этот механизм не обнародован. И нас беспокоит эта ситуация...

Журнал ШЕФ № 7 (95), ноябрь 2010г.