Миллионы с дырками

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Депутаты Воронежской областной Думы сразу в двух чтениях поправили бюджет на 2011 год. Поправки связаны с праздником - 425-летием со дня основания Воронежа. Под торжества взят кредит на громадную сумму в 2,35 миллиарда рублей.
Денежная благодать кредитом не исчерпывается: доходы областного бюджета поправились за счет федерального на 546,7 млн. рублей. Почти все они (496,4 млн. рублей) запланированы на переселение в этом году граждан из аварийного жилья. Приятно будет посмотреть… Всего на подготовку к юбилею запланировано освоить около 10 млрд. рублей.
«Не стая воронов слеталась»
Желающих «освоить» бюджетный пирог много. И хорошо бы как-то оградить котлеты от мух. Мэр Воронежа Сергей Колиух провел специальную коллегию о распределении средств: к великому юбилею планируется масштабное строительство, реконструкция и капремонт на сумму около трех миллиардов рублей. Мэрию, судя по всему, беспокоят шулеры, контролировать которых не так-то просто. В первую очередь, это касается муниципальных конкурсов.
Колиух не сомневался, что шулеры попытаются получить часть подрядов; они уже и пытались, и получали – с печальными последствиями для города. Дело в том, что Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (ФЗ №94) оказался дырявым; случайно или умышленно – второй вопрос.
Главная в нем дыра – возможность участия в конкурсах тех, кто на самом деле не собирается, да и не способен исполнить муниципальный контракт, а лишь добывает маржу на корыстном посредничестве. Причем зачастую им удается оттеснить не только воронежских подрядчиков, но даже и федеральных.
Закон написан так, что главный критерий на конкурсах – цена, а не качество и надежность. Предварительного отбора участников закон не предполагает, поэтому не раз уже случалось, что фирма, состоящая из директора, стула, секретарши и печати, выигрывала конкурс у солидной организации. Главное для шулеров – заполучить заказ и средства на его выполнение, а там видно будет. Серьезная фирма не может опуститься ниже себестоимости работ, а те – могут.
Такие уж у нас законы; Госдума на самом деле не глупа, просто депутаты тоже люди, и каждое слово в законах имеет свой тайный смысл. Поэтому дельцы-посредники исправно участвуют в конкурсах, сбивают стартовую цену и добывают свою маржу. А получив контракт, используют его двумя способами.
Первый: за определенную мзду «победитель» снимается с конкурса. Причем закон не запрещает ему и впредь регулярно участвовать в конкурсах. Мэрия пытается составлять «черные списки», но до победы далеко.
Второй путь - субподряд. Получив заказ и финансирование, фирма «Стул и печать» ищет реальных субподрядчиков, готовых работать за гроши; в условиях кризиса таких найти было нетрудно. А если цена опущена ниже себестоимости, да еще и «победитель» отпилит свое, то не приходится сомневаться: работа будет откровенной халтурой с использованием бросовых материалов и давно списанной техники – именно поэтому Воронеж сегодня стал чуть ли не чемпионом по падающим кранам.
«Огласите весь список, пжалста!»
Из интервью Владимира Рохмистрова, главы Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области, изданию «Монолит»:
«В наше управление порой в день приходит до десятка жалоб о нарушении ФЗ №94… Практически все серьезные торги, которые проходят в районах области с суммами от 100 миллионов, заканчиваются жалобами от всех участников. Борьба за «откат» и сговор участников остаются реалиями сегодняшнего дня… Почему-то торги на получение госзаказа, причем на огромные суммы, в районах области были назначены на 30-31 декабря. Где-то были выявлены подставные фирмы, где-то торги вообще не состоялись… Фирмам теперь ведь еще нужны и банковские гарантии, поручители со стороны солидных фирм. Поэтому некоторые и решили в конце года быстренько провести торги – и спрятать концы в воду. Раньше такого предновогоднего ажиотажа не было. Причем начали проверять, а у фирмы, подавшей заявку, нет даже статуса юридического лица, она даже не зарегистрирована! …Возможно, что к некоторым организаторам и победителям торгов необходимо применять не административные меры, а уголовное законодательство».
Кто эти «некоторые», Рохмистров не сообщил, хотя вычислить их несложно.
В мэрии борьбой с шулерами занимается Управление организации закупок и Контрольное управление. Вместе с антимонопольным управлением (ФАС) и налоговой инспекцией (ФНС) они пытаются вести «черные списки» и расторгать контракт, если подрядчик не выполняет обязательства.
За 2010 год ФАС дополнило «черный список» шестью фирмами: ООО «Медикалвэй», ООО «Лигис», ООО «Динар», ООО «Производственное объединение «Дорстрой», ООО «Висмут» и ЗАО «Алексеевский завод «Авангард», но недобросовестных фирм на самом деле намного больше, и сотрудники ФАС насчитали полсотни, которые требуют повышенного внимания. Это лишь те, кто участвует в торгах за контракты свыше 100 тысяч рублей, а сколько их приходит на охоту «по-маленькому», и сосчитать трудно.
В 2010 году мэрия подготовила проект контракта, по которому победитель конкурса обязан перевести на специальный счет 20-30 процентов от его суммы. Деньги эти останутся в бюджете в случае нарушений контракта.
Плюс серьезные штрафные санкции. Правда, с фирм «Стул и печать» взыскать штраф будет непросто.
Управление закупок пытается не допускать шулеров, во-первых, с помощью особых технических требований к контракту. Во-вторых, угрозой жестко контролировать его исполнение. Как ни странно, это помогает, и фирма «Стул и печать» зачастую сама отказывается от участия в конкурсе.
В-третьих, элементарно проверять сведения, которые подают о себе участники конкурсов. Оказывается, многие уже так привыкли к халяве и безнаказанности, что дают липовые адреса.
Например, на крупный строительный контракт претендовало ООО «Престиж-Строй» (директор Дружинин А.Б.), но по адресу в заявке найти его не удалось. О казусе доложили налоговикам, хотя по-хорошему надо бы подключить прокуратуру и уголовное законодательство о мошенничестве.
ФНС тоже пытается активно бороться с фирмами-однодневками и не нашла по адресам в документах таких претендентов на крупные муниципальные заказы: ООО «Капитал-Проект» (директор Куксина С.С.). ООО «Компания «ВоронежЭнергоСтрой» (учредитель Васин А.В., директор Рогов Р.В.), ООО «Производственная база ЖКХ» (учредитель Боровских В.В., директор Бурмистров М.П.), ООО «Комплексное решение» (учредитель Санакоев Г.А., директор Грицей Е.М.), ООО «ЭЛКОМ ПЛЮС» (директор Кузьменко Я.В.).
Их тоже пытаются привлечь к административной ответственности.
Еще Контрольное управление шлет запросы о претендентах в ФНС и Пенсионный фонд: платят ли они налоги, и много ли у них сотрудников. И выясняется, например, что в ООО «Акрополь-Строй» (директор Ляшенко Д.Л.) трудится всего лишь один человек – сам директор, в ООО «АРОМА» (учредитель-директор Головина Н.Д.) и ООО «Комплекстехмонтаж» (учредитель-директор Даньшин А.В.) вообще нет работников, зарегистрированных в ПФ. Причем «АРОМА» уже была исключена из списка юрлиц еще в 2009 году. В ООО «Стройкомплекс» (учредители Жукова П.С., Мышкевич М.А.) работает один человек, в ООО «Компания СтройМаксимум» - трое, в ООО «ВМА-Строй» – четверо. И т.д.
Если контроль за дележом громадных денег будет утерян, они могут быть попилены-ополовинены, как случалось при закупках медтехники при прежней власти.
Один из воронежских врачей так написал об этом в блоге губернатора: «Вновь будут поставлять оборудование в больницы от ОКБ до участковых больниц без учёта мнения специалистов, которые в них работают. А нужен им тот или иной прибор? А первоочередная необходимость в нём? А насколько эффективен он для пациента? И продолжится «эра откатов», и не жалко будет денег главным врачам на эту Модернизацию, т.к. процент уж очень хороший... То самое дешёвое, что работать невозможно, то самое русское, что в ремонте больше времени проводит, чем в работе...
А ничего, что санитарка в больнице – это уже чуть ли не оскорбление, а медсестрой может работать женщина только с обеспеченным мужем, но работы требовать от неё невозможно – нет мотивации, и она права!
Я - новое поколение врачей! Я не хочу унижаться и разводить больных на бабки. Я хочу читать книги по вечерам, а не таксовать. Хочу по выходным ездить на рыбалку, а не на пасеку, на картошку. Хочу жить в своём жилье, а не снимать его у жены мелкого чиновника. Хочу, чтобы, чем сложнее я делал операции, тем лучше жила моя семья, а не чем дольше я не буду подходить к больному, тем больше денег мне принесут, чтобы посмотрел, или план выполню/не выполню…»
Вот жизнь настала – мечтаем об элементарном здравом смысле.

Александр Ягодкин, Газета «Коммуна», №33 (25681), 10.03.11г.