Почему одним можно, а другим – нет

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Встреча руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Воронежской области Владимира Рохмистрова с журналистами совпала с двумя важными новостями.
Накануне глава Правительства РФ Владимир Путин сказал о необходимости пересмотра системы государственных закупок, внесения соответствующих поправок в Федеральный закон №94-Ф3 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
В тот же день региональное ведомство возбудило дело в отношении Администрации городского округа город Воронеж «по необоснованному препятствию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами в связи с невключением киосков, павильонов в схему размещения нестационарных торговых объектов», которые утверждены постановлением самой горадминистрации ещё в мае нынешнего года.
С такой же формулировкой – «по признакам нарушения антимонопольного законодательства» – передано в правоохранительную инстанцию предписание на антимонопольные действия Воронежской гордумы за «выборочное установление продления разрешительных документов для некоторых категорий хозяйствующих субъектов».
Проще говоря, одним предпринимателям можно держать киоски, павильоны, другим - нельзя. Происходит, мягко говоря, неестественный отбор.
В хитросплетениях государственных, муниципальных заказов сам чёрт ногу сломает. И об этом, вокруг федерального закона, пошла речь на пресс-конференции.
Владимир Рохмистров привел такие цифры. За неполный год Воронежским УФАС рассмотрено 224 жалобы от участников различных тендеров. По ним выдано 41 предписание. Возбуждено 22 дела об административных правонарушениях.
Владимир Рохмистров рассказал о практике выявления барьеров при госзакупках, муниципальных заказах, об ухищрениях чиновников по ограничению количества участников в торгах, других – тоже многочисленных – нарушениях.
Подчас организаторы умышленно выдвигают претензии на отсутствие тех или иных лицензий, в частности, якобы составляющих государственную тайну. Наравне с придирками имеют место и моменты сговора на торгах. Это было пояснено на примере аукциона по строительным работам в лицее №4 с начальной ценой контракта на сумму более 40 миллионов рублей. Он был проведен в апреле нынешнего года со снижением цены на 0,5 процента. По оперативным мероприятиям антимонопольного ведомства, вместе с правоохранительными органами был выявлен инициатор сговора (победитель аукциона).
Схема, как и на электронных торгах, проста. Первый участник понижает цену на полпроцента. Представители двух других компаний снижают исходную сумму до 30 и выше процентов, умышленно не предъявив ряд документов. Их заявки отклоняются, и победителем становится первый участник из трёх.
На вопрос корреспондента «Коммуны», есть ли на сайте ведомства списки недобросовестных поставщиков, и известны ли фамилии сговорщиков, Владимир Рохмистров ответил утвердительно.
–При каждом обнаружении случаев сговора названия фирм и их руководителей вывешиваются на сайте, – подчеркнул он.
Был вопрос, ответ на который моментально появился на лентах информационных агентств. Речь о том, что одно из областных управлений разместило на своем портале заказ на поставку пяти комплектов наручных часов в золотом корпусе на сумму 445 тысяч рублей с конкретными условиями: с сапфировым стеклом, циферблатом из натурального перламутра, с содержанием пяти рубиновых камней, определённого диаметра и толщины.
-Конечно же, получено конкретное предложение от какой-то фирмы, - отметил Владимир Рохмистров.
Словом, какие тут торги, какие равные условия?
Среди имеющихся проблем руководитель регионального антимонопольного ведомства подчеркнул отсутствие системы планирования закупок, произвольную оценку заказчиком квалификации участников конкурсов и качества их предложений, умышленное или по незнанию злоупотребления участников торгов.
Сейчас межведомственная рабочая группа работает над изменениями в системе государственного заказа, куда внесли свои предложения специалисты регионального ведомства.

Вадим Русланов, газета «Коммуна» № 151 (25779), 04.10.2011г.