Как сделать подрядчика несговорчивым?

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Свою очередную пресс-конференцию руководитель Воронежского управления Федеральной антимонопольной службы Владимир Рохмистров провел с особым эмоциональным подъемом. Возможно, потому что в портфеле у него лежала настоящая информационная бомба — не более и не менее, как альтернативный, воронежский проект поправок к Федеральному закону 94‑ФЗ.
Да-да, тому самому закону «О госзакупках», по поводу которого сегодня ломается так много копий в высоких кабинетах. Но судьба этих предложений — это как бы дело сослагательное и выходящее за региональные рамки. Обсуждать их на пресс-конференции не стали. Зато поняли, ЧТО именно вызвало такой законотворческий энтузиазм у воронежских антимонопольщиков.
Увы, несмотря на попытки залатать дыры в действующем законодательстве о госзакупках, недобросовестные подрядчики проявляют все большую и большую изобретательность. По-прежнему воронежское антимонопольное управление рассматривает порядка 300 жалоб в год от участников размещения заказов. 90 процентов из них — жалобы о нарушениях в сфере строительства и закупках оборудования для медицинских учреждений. Каждое четвертое обращение заканчивается выдачей предписания об устранении нарушения.
— Жалобы разные, — рассказал Владимир Рохмистров. — В том числе от жалобщиков-профессионалов. Но когда подрядчики жалуются на чересчур взыскательные условия торгов, резко ограничивающие круг потенциальных участников, — такую жалобу обязательно рассматриваем.
В сентябре, например, УФАС провело внеплановые проверки электронных аукционов, проводимых РайДез ЖКХ Центрального района Воронежа и городским управлением организации закупок для муниципальных нужд. В основном по юбилейным объектам Воронежа — реконструкции привокзальной площади, улиц Кольцовской и Карла Маркса, Адмиралтейской набережной. В соответствии с требованиями аукционной документации, претенденты на реализацию этих проектов должны были предоставить, например, лицензию ФСБ на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
НЕУЖЕЛИ ПЛАН УЛИЦЫ КОЛЬЦОВСКОЙ ДО СИХ ПОР СОСТАВЛЯЕТ ГОСТАЙНУ?
Сюда же попал и водозабор в поселке Масловка. Ну, это хоть сколько-нибудь можно понять. Вдруг строители подсмотрят и американским шпионам расскажут, куда лучше на этой водокачке сыпать яд и ловчее травить масловчан…
Удивительно, но даже такие требования не смогли помешать тому, что основные юбилейные объекты в Воронеже достались достойным фирмам. По крайней мере, в этом убежден Владимир Рохмистров. Достойным — значит, с опытом аналогичной работы, располагающим собственной техникой и кадрами достаточной квалификации. Ни одного случая, когда выигрывал торги посредник и тут же передавал объемы субподрядчику — таких традиционных ходов в юбилейной кампании не было. Другое дело, что кому-то все-таки не хватило сил, ресурсов, квалифицированных кадров — и при всем уважении к достойным подрядчикам мы поимели и поплывшую плитку, и кривой асфальт, и краску, не выдержавшую испытания осенними дождями.
А ЧТО БЫЛО БЫ, ЕСЛИ БЫ ПОДРЯД ДОСТАЛСЯ НЕДОСТОЙНЫМ?
Увы, при нынешней системе организации торгов такое возможно. Еще в начале года это казалось почти немыслимым, а теперь антимонопольщики говорят: «Участилось».
Участились случаи сговора участников электронных аукционов. Привели такой пример: на аукцион подают заявки три участника. Один из них делает предложение ниже на полпроцента от первоначальной цены. Второй и третий «падают» на 20-30, а то и 50 процентов — и, разумеется, выигрывают. Ура! Огромная экономия для государства! Но потом, когда комиссия начинает проверять вторые части заявок (есть такая послеаукционная процедура), второй и третий участники не подают некоторые из нужных документов.
В итоге контракт заключается с первым номером, предлагавшим минус полпроцента — то есть фактически по первоначальной цене. Эффект тщательно разработанного механизма электронных аукционов сводится к нулю.
Если бы наши подрядчики так же изобретательно боролись за повышение качества своих услуг, как за первенство на торговой площадке, мы бы давно не имели многих проблем в этой стране.
Да, но как же удается махинаторам сговариваться, если анонимность в системе электронных торгов имеет почти такой же уровень защиты, как бумажные купюры? Если в любом конце страны может найтись «темная лошадка» и сорвать замыслы жуликов?
«Коммунар» уже писал о появлении в Воронеже медиаторской фирмы «Согласие». Не стоит слишком углубляться в сущность термина «медиация», потому что в нашем городе его истолковали слишком широко — как организацию информационного обмена о составе участников предстоящих торгов.
То есть, как бы еще не сговор, но уже нарушение анонимности.
«Медиаторов» воронежским антимонопольщикам «сдал» никто иной, как известный блогер-антикоррупционер Алексей Навальный. Потом уже сами специалисты ФАС сделали мониторинг и обнаружили, что вслед за воронежскими пионерами русской медиации в стране появилось еще добрых шесть фирм. Но, по оценкам руководителя воронежского УФАС, эти последователи воронежцев — и вовсе чистейшей воды «разводилы», обеспечить клиента реальной информационной услугой они не в состоянии.
Как в таком случае «договорщики» находят друг друга в потемках электронного пространства, для нас осталось загадкой. Видимо, не такой уж большой у нас рынок; и если объект имеет определенную специфику, круг возможных претендентов легко определить навскидку и просто созвониться.
Но в любом случае грядущие поправки в 94‑й закон должны сделать невозможными и сговоры, и проникновение на рынок госзаказа некомпетентных авантюристов, и просто проявления чиновничьей дури.
О сущности этих поправок надо будет поговорить в отдельном материале. Потому что по-прежнему существует много версий и предложений (вот и воронежские есть, оказывается), идет борьба концепций. А пока всем нам остается надеяться, что в этой борьбе родится если не панацея, то максимально эффективная система госзакупок.
Учитывающая, в том числе, и такой особый фактор, как менталитет российского подрядчика.

Александр Саубанов, газета «Молодой Коммунар», № 110 (12889)