Решение от 11.06.2013 года по делу № 135-39р

Номер дела: 135-39р
Дата публикации: 21 июня 2013, 16:15

РЕШЕНИЕ № 135-39р

 

11 июня 2013 года                                                                 город Воронеж

(дата оглашения резолютивной части решения)

Комиссия Воронежского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии <…> – заместитель руководителя управления;

члены Комиссии: <…> – начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; <…> – специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, рассмотрев дело № 135-39р по признакам нарушения негосударственным образовательным учреждением дошкольного, начального и среднего образования «Лингвист» (394018, г. Воронеж, ул. Никитинская, д. 36, далее – НОУ ДНСО «Лингвист»), ООО «Лингвист» (394018, г. Воронеж, ул. Никитинская, д. 36, оф. 1,             ИНН 3666137317, далее – ООО «Лингвист») п. 1, 20 части 3 статьи 5 Федерального Закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),

в присутствии представителя ООО «Нексус» по доверенности  <…> представителя ООО «Акрополь Центр» по доверенности <…> директора НОУ ДНСО «Лингвист», ООО «Лингвист» <…>, представителя НОУ ДНСО «Лингвист» по доверенности <…>, представителя АОНО ВПО «Институт менеджмента, маркетинга и финансов» по доверенности <…>, представителя ФГБОУ ВПО «ВГПУ» по доверенности <…>,

в отсутствие представителей ФГБОУ ВПО «ВГУ» (надлежаще уведомлены),

УСТАНОВИЛА:

В Воронежское УФАС России поступили обращения ООО «Нексус», ООО «Акрополь Центр» о нарушении законодательства РФ о рекламе в отношении Международного Центра «Лингвист». В ходе рассмотрения обращений установлено следующее.

В журнале «Pulse» за март 2013 г. на полосе № 40, 41 размещена статья «Образование за рубежом – мечты и реальность» о деятельности Международного Центра «Лингвист». В указанной статье утверждается, что «//...Международный Центр «Лингвист» является единственным туроператором в Центральном Черноземье по образованию за рубежом, что позволяет нам заключать прямые контракты с зарубежными школами и иметь страховое покрытие на случай непредвиденных ситуаций. Мы ежегодно посещаем ВСЕ международные конференции и принимаем участие в ознакомительных программах Ассоциаций частных школ Великобритании и Швейцарии//...//Международный Центр Лингвист, летние каникулы, частные школы, высшее образование, ЛУЧШЕЕ в образовании за рубежом, 271-22-00, www.lingvist.org» (далее – рассматриваемая информация).

ООО «Нексус», ООО «Акрополь Центр» в обращениях указывали на недостоверность рассматриваемой информации, так как деятельность по организации получения образования за рубежом и заключение контрактов с зарубежными школами и университетами нормативно не ставятся в зависимость от наличия статуса туроператора у соответствующего юридического лица. При этом деятельность по организации образования за рубежом осуществляется также Воронежским государственным университетом, Воронежским государственным педагогическим университетом и рядом языковых школ в г. Воронеже, имеющих прямые контракты с зарубежными школами и университетами.

Кроме того, в жалобе ООО «Акрополь Центр» указывал на возможность предоставления обществом добровольного страхование финансового риска клиента по причине невыезда за рубеж, несмотря на отсутствие статуса туроператора.

На запрос Воронежского УФАС России НОУ ДНСО «Лингвист» пояснило, что Международный Центр «Лингвист» включает в себя ряд юридических лиц - НОУ ДНСО «Лингвист», ООО «Лингвист», НОУ ДПО «Лингвист».

25 апреля 2013 г. в отношении НОУ ДНСО «Лингвист» вынесено определение о возбуждении дела № 135-39р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Рассмотрение дела назначено на 15 ч. 00 мин. (мск) 13 мая 2013 г.

Рассмотрение дела отлагалось 13.05.2013 г., 23.05.2013 г. в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств и сведений, в целях объективного, полного и всестороннего рассмотрения дела, а также для привлечения к участию в деле в качестве заинтересованного лица АОНО ВПО «Институт менеджмента, маркетинга и финансов», а ООО «Лингвист» в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе.

На заседании Комиссии 11.06.2013 г. представитель ООО «Нексус» по доверенности <…>, представитель ООО «Акрополь Центр» <…> поддержали заявленные требованиям. Директор НОУ ДНСО «Лингвист», ООО «Лингвист» <…> возражала по основаниям, изложенным в письменных объяснениях. Представители АОНО ВПО «Институт менеджмента, маркетинга и финансов», ФГБОУ ВПО «ВГПУ» по доверенностям <…> изложили правовые позиции по делу, имеющиеся в материалах дела.

Ознакомившись с материалами дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее.

Статья «Образование за рубежом – мечты и реальность» о деятельности Международного Центра «Лингвист», опубликованная в журнале «Pulse» за март 2013 г. на полосе № 40, 41 в соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формированию или поддержанию интереса к нему и его продвижению на рынке.

Согласно п. 2 ст. 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с п. 1 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» товар – объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Объектами рекламирования в рассматриваемой рекламе являются Международный Центр «Лингвист» и оказываемые услуги по организации получения образования за рубежом.

В соответствии с п. 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В соответствии с п. 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 г.  № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе).

В рассматриваемой рекламе для характеристики объекта рекламирования использовано слово «лучшее» без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение.

В ходе рассмотрения дела ООО «Лингвист» не предоставлено объективного подтверждения преимуществ объекта рекламирования, определенного в рекламе как «лучшее».

В письменных пояснениях ООО «Лингвист» указывает, что «формулировка «Международный Центр «Лингвист», летние каникулы, частные школы, высшее образование, ЛУЧШЕЕ в образовании за рубежом» не говорит о том, что Международный Центр «Лингвист» - лучший в образовании за рубежом. Кроме того, указанная формулировка не имеет значения, что общество предлагает или реализует лучший продукт, в данном случае образование за рубежом. Словосочетание «Лучшее в образовании за рубежом», с предлогом «в» дает понять, что общество помогает выбрать из всего многообразия программ обучения за рубежом лучшее для каждого отдельного клиента, исходя из его личных предпочтений, запросов и, порой, очень субъективных критериев. Каждый клиент сам делает окончательный выбор образовательного тура, справедливо считая, что этот выбор для него лучший».

Комиссия данные доводы считает несостоятельными, поскольку использование слова «лучшее», в совокупности с отсутствием критерия для сравнения, характеризует объект рекламирования – услуги по организации получения образования за рубежом, а также качество предоставляемых услуг и образовательных учреждений за рубежом (частные школы, высшие учебные заведения).

Таким образом, рассматриваемая реклама является недостоверной, так как содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами, что не допускается п. 1 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем рассматриваемой рекламы в соответствии с предоставленным НОУ ДНСО «Лингвист» договором № 054/Р от 22.02.2013 г. является ООО «Лингвист» (394018,г. Воронеж, ул. Никитинская, д. 36, ИНН 3664081718).

В соответствии с ч. 6 ст. 38 ФЗ «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе».

Комиссия находит основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе рекламодателю ООО «Лингвист».

Руководствуясь ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 36 – 43 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 г. № 508, Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «Образование за рубежом – мечты и реальность//...Международный Центр «Лингвист» является единственным туроператором в Центральном Черноземье по образованию за рубежом, что позволяет нам заключать прямые контракты с зарубежными школами и иметь страховое покрытие на случай непредвиденных ситуаций. Мы ежегодно посещаем ВСЕ международные конференции и принимаем участие в ознакомительных программах Ассоциаций частных школ Великобритании и Швейцарии//...//Международный Центр Лингвист, летние каникулы, частные школы, высшее образование, ЛУЧШЕЕ в образовании за рубежом, 271-22-00, www.lingvist.org», распространенную в журнале «Pulse» за март 2013 г. на полосе № 40, 41, поскольку в ней нарушены требования п. 1 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ООО «Лингвист» предписание о прекращении нарушения п. 1 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе» путем прекращения распространения ненадлежащей рекламы, либо путем приведения рекламы в соответствии с требованиями ФЗ «О рекламе».

3. Производство по делу № 135-39р в отношении НОУ ДНСО «Лингвист» прекратить.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Воронежского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 21 июня 2013 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 АПК РФ.

 

Председатель Комиссии                                                               

Члены Комиссии                                                                       

   

stdClass Object ( [vid] => 11840 [uid] => 5 [title] => Решение от 11.06.2013 года по делу № 135-39р [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 11840 [type] => solution [language] => ru [created] => 1375704391 [changed] => 1375704391 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1375704391 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ № 135-39р

 

11 июня 2013 года                                                                 город Воронеж

(дата оглашения резолютивной части решения)

Комиссия Воронежского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии <…> – заместитель руководителя управления;

члены Комиссии: <…> – начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; <…> – специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, рассмотрев дело № 135-39р по признакам нарушения негосударственным образовательным учреждением дошкольного, начального и среднего образования «Лингвист» (394018, г. Воронеж, ул. Никитинская, д. 36, далее – НОУ ДНСО «Лингвист»), ООО «Лингвист» (394018, г. Воронеж, ул. Никитинская, д. 36, оф. 1,             ИНН 3666137317, далее – ООО «Лингвист») п. 1, 20 части 3 статьи 5 Федерального Закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),

в присутствии представителя ООО «Нексус» по доверенности  <…> представителя ООО «Акрополь Центр» по доверенности <…> директора НОУ ДНСО «Лингвист», ООО «Лингвист» <…>, представителя НОУ ДНСО «Лингвист» по доверенности <…>, представителя АОНО ВПО «Институт менеджмента, маркетинга и финансов» по доверенности <…>, представителя ФГБОУ ВПО «ВГПУ» по доверенности <…>,

в отсутствие представителей ФГБОУ ВПО «ВГУ» (надлежаще уведомлены),

УСТАНОВИЛА:

В Воронежское УФАС России поступили обращения ООО «Нексус», ООО «Акрополь Центр» о нарушении законодательства РФ о рекламе в отношении Международного Центра «Лингвист». В ходе рассмотрения обращений установлено следующее.

В журнале «Pulse» за март 2013 г. на полосе № 40, 41 размещена статья «Образование за рубежом – мечты и реальность» о деятельности Международного Центра «Лингвист». В указанной статье утверждается, что «//...Международный Центр «Лингвист» является единственным туроператором в Центральном Черноземье по образованию за рубежом, что позволяет нам заключать прямые контракты с зарубежными школами и иметь страховое покрытие на случай непредвиденных ситуаций. Мы ежегодно посещаем ВСЕ международные конференции и принимаем участие в ознакомительных программах Ассоциаций частных школ Великобритании и Швейцарии//...//Международный Центр Лингвист, летние каникулы, частные школы, высшее образование, ЛУЧШЕЕ в образовании за рубежом, 271-22-00, www.lingvist.org» (далее – рассматриваемая информация).

ООО «Нексус», ООО «Акрополь Центр» в обращениях указывали на недостоверность рассматриваемой информации, так как деятельность по организации получения образования за рубежом и заключение контрактов с зарубежными школами и университетами нормативно не ставятся в зависимость от наличия статуса туроператора у соответствующего юридического лица. При этом деятельность по организации образования за рубежом осуществляется также Воронежским государственным университетом, Воронежским государственным педагогическим университетом и рядом языковых школ в г. Воронеже, имеющих прямые контракты с зарубежными школами и университетами.

Кроме того, в жалобе ООО «Акрополь Центр» указывал на возможность предоставления обществом добровольного страхование финансового риска клиента по причине невыезда за рубеж, несмотря на отсутствие статуса туроператора.

На запрос Воронежского УФАС России НОУ ДНСО «Лингвист» пояснило, что Международный Центр «Лингвист» включает в себя ряд юридических лиц - НОУ ДНСО «Лингвист», ООО «Лингвист», НОУ ДПО «Лингвист».

25 апреля 2013 г. в отношении НОУ ДНСО «Лингвист» вынесено определение о возбуждении дела № 135-39р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Рассмотрение дела назначено на 15 ч. 00 мин. (мск) 13 мая 2013 г.

Рассмотрение дела отлагалось 13.05.2013 г., 23.05.2013 г. в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств и сведений, в целях объективного, полного и всестороннего рассмотрения дела, а также для привлечения к участию в деле в качестве заинтересованного лица АОНО ВПО «Институт менеджмента, маркетинга и финансов», а ООО «Лингвист» в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе.

На заседании Комиссии 11.06.2013 г. представитель ООО «Нексус» по доверенности <…>, представитель ООО «Акрополь Центр» <…> поддержали заявленные требованиям. Директор НОУ ДНСО «Лингвист», ООО «Лингвист» <…> возражала по основаниям, изложенным в письменных объяснениях. Представители АОНО ВПО «Институт менеджмента, маркетинга и финансов», ФГБОУ ВПО «ВГПУ» по доверенностям <…> изложили правовые позиции по делу, имеющиеся в материалах дела.

Ознакомившись с материалами дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее.

Статья «Образование за рубежом – мечты и реальность» о деятельности Международного Центра «Лингвист», опубликованная в журнале «Pulse» за март 2013 г. на полосе № 40, 41 в соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формированию или поддержанию интереса к нему и его продвижению на рынке.

Согласно п. 2 ст. 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с п. 1 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» товар – объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Объектами рекламирования в рассматриваемой рекламе являются Международный Центр «Лингвист» и оказываемые услуги по организации получения образования за рубежом.

В соответствии с п. 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В соответствии с п. 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 г.  № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе).

В рассматриваемой рекламе для характеристики объекта рекламирования использовано слово «лучшее» без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение.

В ходе рассмотрения дела ООО «Лингвист» не предоставлено объективного подтверждения преимуществ объекта рекламирования, определенного в рекламе как «лучшее».

В письменных пояснениях ООО «Лингвист» указывает, что «формулировка «Международный Центр «Лингвист», летние каникулы, частные школы, высшее образование, ЛУЧШЕЕ в образовании за рубежом» не говорит о том, что Международный Центр «Лингвист» - лучший в образовании за рубежом. Кроме того, указанная формулировка не имеет значения, что общество предлагает или реализует лучший продукт, в данном случае образование за рубежом. Словосочетание «Лучшее в образовании за рубежом», с предлогом «в» дает понять, что общество помогает выбрать из всего многообразия программ обучения за рубежом лучшее для каждого отдельного клиента, исходя из его личных предпочтений, запросов и, порой, очень субъективных критериев. Каждый клиент сам делает окончательный выбор образовательного тура, справедливо считая, что этот выбор для него лучший».

Комиссия данные доводы считает несостоятельными, поскольку использование слова «лучшее», в совокупности с отсутствием критерия для сравнения, характеризует объект рекламирования – услуги по организации получения образования за рубежом, а также качество предоставляемых услуг и образовательных учреждений за рубежом (частные школы, высшие учебные заведения).

Таким образом, рассматриваемая реклама является недостоверной, так как содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами, что не допускается п. 1 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем рассматриваемой рекламы в соответствии с предоставленным НОУ ДНСО «Лингвист» договором № 054/Р от 22.02.2013 г. является ООО «Лингвист» (394018,г. Воронеж, ул. Никитинская, д. 36, ИНН 3664081718).

В соответствии с ч. 6 ст. 38 ФЗ «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе».

Комиссия находит основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе рекламодателю ООО «Лингвист».

Руководствуясь ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 36 – 43 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 г. № 508, Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «Образование за рубежом – мечты и реальность//...Международный Центр «Лингвист» является единственным туроператором в Центральном Черноземье по образованию за рубежом, что позволяет нам заключать прямые контракты с зарубежными школами и иметь страховое покрытие на случай непредвиденных ситуаций. Мы ежегодно посещаем ВСЕ международные конференции и принимаем участие в ознакомительных программах Ассоциаций частных школ Великобритании и Швейцарии//...//Международный Центр Лингвист, летние каникулы, частные школы, высшее образование, ЛУЧШЕЕ в образовании за рубежом, 271-22-00, www.lingvist.org», распространенную в журнале «Pulse» за март 2013 г. на полосе № 40, 41, поскольку в ней нарушены требования п. 1 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ООО «Лингвист» предписание о прекращении нарушения п. 1 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе» путем прекращения распространения ненадлежащей рекламы, либо путем приведения рекламы в соответствии с требованиями ФЗ «О рекламе».

3. Производство по делу № 135-39р в отношении НОУ ДНСО «Лингвист» прекратить.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Воронежского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 21 июня 2013 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 АПК РФ.

 

Председатель Комиссии                                                               

Члены Комиссии                                                                       

   

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ № 135-39р

 

11 июня 2013 года                                                                 город Воронеж

(дата оглашения резолютивной части решения)

Комиссия Воронежского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии <…> – заместитель руководителя управления;

члены Комиссии: <…> – начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; <…> – специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, рассмотрев дело № 135-39р по признакам нарушения негосударственным образовательным учреждением дошкольного, начального и среднего образования «Лингвист» (394018, г. Воронеж, ул. Никитинская, д. 36, далее – НОУ ДНСО «Лингвист»), ООО «Лингвист» (394018, г. Воронеж, ул. Никитинская, д. 36, оф. 1,             ИНН 3666137317, далее – ООО «Лингвист») п. 1, 20 части 3 статьи 5 Федерального Закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),

в присутствии представителя ООО «Нексус» по доверенности  <…> представителя ООО «Акрополь Центр» по доверенности <…> директора НОУ ДНСО «Лингвист», ООО «Лингвист» <…>, представителя НОУ ДНСО «Лингвист» по доверенности <…>, представителя АОНО ВПО «Институт менеджмента, маркетинга и финансов» по доверенности <…>, представителя ФГБОУ ВПО «ВГПУ» по доверенности <…>,

в отсутствие представителей ФГБОУ ВПО «ВГУ» (надлежаще уведомлены),

УСТАНОВИЛА:

В Воронежское УФАС России поступили обращения ООО «Нексус», ООО «Акрополь Центр» о нарушении законодательства РФ о рекламе в отношении Международного Центра «Лингвист». В ходе рассмотрения обращений установлено следующее.

В журнале «Pulse» за март 2013 г. на полосе № 40, 41 размещена статья «Образование за рубежом – мечты и реальность» о деятельности Международного Центра «Лингвист». В указанной статье утверждается, что «//...Международный Центр «Лингвист» является единственным туроператором в Центральном Черноземье по образованию за рубежом, что позволяет нам заключать прямые контракты с зарубежными школами и иметь страховое покрытие на случай непредвиденных ситуаций. Мы ежегодно посещаем ВСЕ международные конференции и принимаем участие в ознакомительных программах Ассоциаций частных школ Великобритании и Швейцарии//...//Международный Центр Лингвист, летние каникулы, частные школы, высшее образование, ЛУЧШЕЕ в образовании за рубежом, 271-22-00, www.lingvist.org» (далее – рассматриваемая информация).

ООО «Нексус», ООО «Акрополь Центр» в обращениях указывали на недостоверность рассматриваемой информации, так как деятельность по организации получения образования за рубежом и заключение контрактов с зарубежными школами и университетами нормативно не ставятся в зависимость от наличия статуса туроператора у соответствующего юридического лица. При этом деятельность по организации образования за рубежом осуществляется также Воронежским государственным университетом, Воронежским государственным педагогическим университетом и рядом языковых школ в г. Воронеже, имеющих прямые контракты с зарубежными школами и университетами.

Кроме того, в жалобе ООО «Акрополь Центр» указывал на возможность предоставления обществом добровольного страхование финансового риска клиента по причине невыезда за рубеж, несмотря на отсутствие статуса туроператора.

На запрос Воронежского УФАС России НОУ ДНСО «Лингвист» пояснило, что Международный Центр «Лингвист» включает в себя ряд юридических лиц - НОУ ДНСО «Лингвист», ООО «Лингвист», НОУ ДПО «Лингвист».

25 апреля 2013 г. в отношении НОУ ДНСО «Лингвист» вынесено определение о возбуждении дела № 135-39р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Рассмотрение дела назначено на 15 ч. 00 мин. (мск) 13 мая 2013 г.

Рассмотрение дела отлагалось 13.05.2013 г., 23.05.2013 г. в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств и сведений, в целях объективного, полного и всестороннего рассмотрения дела, а также для привлечения к участию в деле в качестве заинтересованного лица АОНО ВПО «Институт менеджмента, маркетинга и финансов», а ООО «Лингвист» в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе.

На заседании Комиссии 11.06.2013 г. представитель ООО «Нексус» по доверенности <…>, представитель ООО «Акрополь Центр» <…> поддержали заявленные требованиям. Директор НОУ ДНСО «Лингвист», ООО «Лингвист» <…> возражала по основаниям, изложенным в письменных объяснениях. Представители АОНО ВПО «Институт менеджмента, маркетинга и финансов», ФГБОУ ВПО «ВГПУ» по доверенностям <…> изложили правовые позиции по делу, имеющиеся в материалах дела.

Ознакомившись с материалами дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее.

Статья «Образование за рубежом – мечты и реальность» о деятельности Международного Центра «Лингвист», опубликованная в журнале «Pulse» за март 2013 г. на полосе № 40, 41 в соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формированию или поддержанию интереса к нему и его продвижению на рынке.

Согласно п. 2 ст. 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с п. 1 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» товар – объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Объектами рекламирования в рассматриваемой рекламе являются Международный Центр «Лингвист» и оказываемые услуги по организации получения образования за рубежом.

В соответствии с п. 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В соответствии с п. 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 г.  № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе).

В рассматриваемой рекламе для характеристики объекта рекламирования использовано слово «лучшее» без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение.

В ходе рассмотрения дела ООО «Лингвист» не предоставлено объективного подтверждения преимуществ объекта рекламирования, определенного в рекламе как «лучшее».

В письменных пояснениях ООО «Лингвист» указывает, что «формулировка «Международный Центр «Лингвист», летние каникулы, частные школы, высшее образование, ЛУЧШЕЕ в образовании за рубежом» не говорит о том, что Международный Центр «Лингвист» - лучший в образовании за рубежом. Кроме того, указанная формулировка не имеет значения, что общество предлагает или реализует лучший продукт, в данном случае образование за рубежом. Словосочетание «Лучшее в образовании за рубежом», с предлогом «в» дает понять, что общество помогает выбрать из всего многообразия программ обучения за рубежом лучшее для каждого отдельного клиента, исходя из его личных предпочтений, запросов и, порой, очень субъективных критериев. Каждый клиент сам делает окончательный выбор образовательного тура, справедливо считая, что этот выбор для него лучший».

Комиссия данные доводы считает несостоятельными, поскольку использование слова «лучшее», в совокупности с отсутствием критерия для сравнения, характеризует объект рекламирования – услуги по организации получения образования за рубежом, а также качество предоставляемых услуг и образовательных учреждений за рубежом (частные школы, высшие учебные заведения).

Таким образом, рассматриваемая реклама является недостоверной, так как содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами, что не допускается п. 1 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем рассматриваемой рекламы в соответствии с предоставленным НОУ ДНСО «Лингвист» договором № 054/Р от 22.02.2013 г. является ООО «Лингвист» (394018,г. Воронеж, ул. Никитинская, д. 36, ИНН 3664081718).

В соответствии с ч. 6 ст. 38 ФЗ «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе».

Комиссия находит основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе рекламодателю ООО «Лингвист».

Руководствуясь ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 36 – 43 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 г. № 508, Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «Образование за рубежом – мечты и реальность//...Международный Центр «Лингвист» является единственным туроператором в Центральном Черноземье по образованию за рубежом, что позволяет нам заключать прямые контракты с зарубежными школами и иметь страховое покрытие на случай непредвиденных ситуаций. Мы ежегодно посещаем ВСЕ международные конференции и принимаем участие в ознакомительных программах Ассоциаций частных школ Великобритании и Швейцарии//...//Международный Центр Лингвист, летние каникулы, частные школы, высшее образование, ЛУЧШЕЕ в образовании за рубежом, 271-22-00, www.lingvist.org», распространенную в журнале «Pulse» за март 2013 г. на полосе № 40, 41, поскольку в ней нарушены требования п. 1 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ООО «Лингвист» предписание о прекращении нарушения п. 1 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе» путем прекращения распространения ненадлежащей рекламы, либо путем приведения рекламы в соответствии с требованиями ФЗ «О рекламе».

3. Производство по делу № 135-39р в отношении НОУ ДНСО «Лингвист» прекратить.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Воронежского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 21 июня 2013 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 АПК РФ.

 

Председатель Комиссии                                                               

Члены Комиссии                                                                       

   

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 135-39р [format] => [safe_value] => 135-39р ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] =>

Одной из сфер деятельности Воронежского УФАС России является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы.
К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся:
– предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан;
– защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы;
– привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе;
– взаимодействие с органами саморегулирования рекламы.

[format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 45 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 45 [vid] => 1 [name] => Воронежское УФАС России [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 121 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 121 [vid] => 1 [name] => пресечение недобросовестной конкуренции [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-06-21 12:15:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-06-11 11:59:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1375704391 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Воронежское УФАС России )