Решение от 10.06.2013 года по делу № 164-14к/20к

Номер дела: 164-14к/20к
Дата публикации: 14 июня 2013, 16:15

РЕШЕНИЕ № 164-14к/20к

                 г. Воронеж

Резолютивная часть решения оглашена 10 июня 2013 г.

В полном объеме решение изготовлено 14 июня 2013 г.

 

         Комиссия Воронежского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации в составе:

         председатель Комиссии <…> – заместитель руководителя,

         члены Комиссии: <…> – начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, <…> – специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело № 164-14к/20к о нарушении открытым акционерным обществом «Домостроительный комбинат» (394038, г. Воронеж, ул. Пешестрелецкая, д. 95, ИНН 3665005205, далее – ОАО «ДСК») пункта 2 части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. (далее ФЗ «О защите конкуренции»),

в присутствии представителя ответчика – ОАО «ДСК» по доверенности <…>

УСТАНОВИЛА:

 Воронежским УФАС России в ходе мониторинга соблюдения требований антимонопольного законодательства установлено следующее.

В сети Интернет на официальном сайте ОАО «Домостроительный комбинат» www.dsk.vrn.ru 12.03.2013 г. обнаружена следующая информация в разделе сайта «О комбинате»: «Ежегодно ОАО «ДСК» сдается в эксплуатацию порядка 50 % от всего жилья, строящегося в городе Воронеже», «Ежегодно ОАО «ДСК» сдает в эксплуатацию до 40 % от всего строящегося в городе Воронеже жилья». Кроме того, в номере журнала о строительстве «Парадный квартал» за октябрь 2011 г. на полосе № 10 размещена следующая информация: ОАО «Домостроительный комбинат» (г. Воронеж) один из лидеров строительного рынка ЦФО РФ, крупнейший в регионе строительный холдинг со штатом порядка 4 300 человек. Производственные и строительные предприятия комбината ежегодно сдают около 40 % вводимого жилья в г. Воронеже».

На запрос Воронежского УФАС России ОАО «Домостроительный комбинат» пояснило, что при размещении на официальном сайте www.dsk.vrn.ru информации о процентном соотношении введения в эксплуатацию строящегося в городе Воронеже ОАО «Домостроительный комбинат» жилья произошла техническая ошибка, лица виновные в размещении на сайте некорректной информации привлечены к дисциплинарной ответственности.

В соответствии с Приказом № 88 от 28.05.2013 г. в отношении ОАО «ДСК» возбужденно дело № 164-14к/20к о нарушении антимонопольного законодательства и создана Комиссия по рассмотрению указанного дела.

Определением от 28.05.2013 г. дело назначено к рассмотрению на 10.06.2013 г. на 10 часов 00 минут (мск).

На заседание Комиссии 10.06.2013 г. представитель ответчика ОАО «ДСК» по доверенности <…> пояснила, что недостоверная информация на Интернет сайте www.dsk.vrn.ru и журнале о строительстве «Парадный квартал» размещена ошибочно, виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности. При этом, в ходе рассмотрения дела <…> с квалификацией действий общества, как недобросовестной конкуренции, согласилась, сославшись на незнание специфики антимонопольного законодательства.

Изучив имеющиеся доказательства, ознакомившись с предоставленными объяснениями, позицией по делу ОАО «ДСК» и иными материалами дела, Комиссия считает, что действия ОАО «ДСК», связанные с распространением недостоверной информации на Интернет сайте общества www.dsk.vrn.ru и журнале о строительстве «Парадный квартал», являются актом недобросовестной конкуренции по следующим основаниям.

Согласно ч. 2 ст. 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), целью указанного Закона является предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

В соответствии с п. 7 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции», под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно п. 9 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции», под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Как следует из ст. 10 bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883 г. подлежат запрету указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.

Частью 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на недобросовестную конкуренцию. Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе, введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей (пункт 2 части 1 статьи 14).

При этом перечень установленных статьей запретов не является исчерпывающим.

В п. 1 ч. 1 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Актом осмотра Интернет сайта www.dsk.vrn.ru от 12.02.2013 г. установлено распространение на сайте информации следующего содержания: «Ежегодно ОАО «ДСК» сдается в эксплуатацию порядка 50 % от всего жилья, строящегося в городе Воронеже», «Ежегодно ОАО «ДСК» сдает в эксплуатацию до 40 % от всего строящегося в городе Воронеже жилья».

Помимо этого, на запрос Воронежского УФАС России ООО «Медиа-Дом» предоставило издаваемый обществом номер журнала о строительстве «Парадный квартал» за октябрь 2011 г., в котором на полосе № 10 размещена следующая информация: ОАО «Домостроительный комбинат» (г. Воронеж) один из лидеров строительного рынка ЦФО РФ, крупнейший в регионе строительный холдинг со штатом порядка 4 300 человек. Производственные и строительные предприятия комбината ежегодно сдают около 40 % вводимого жилья в г. Воронеже».

Вместе с тем, на запрос Воронежского УФАС России администрация городского округа город Воронеж предоставила информацию о количестве введенного в эксплуатацию ОАО «ДСК» жилья на территории г. Воронежа. Согласно предоставленной информации ОАО «ДСК» ввело в эксплуатацию объектов жилищного строительства на территории г. Воронежа в 2010 г. около 15 %, в 2011 г. около 13 % , в 2012 г. около 16 %.

Кроме того, вышеуказанная информация о количестве введенного в эксплуатацию жилья подтверждается предоставленными ОАО «ДСК» сведениями, имеющимися в материалах дела.

Таким образом, рассматриваемые действия ОАО «Домостроительный комбинат» нарушают пункт 2 части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции», так как вводят (могут ввести) в заблуждение потребителей (общественность) посредством распространения недостоверной информации на официальном Интернет сайте ОАО «Домостроительный комбинат», в журнале о строительстве «Парадный квартал» о количестве строящегося и сдаваемого акционерным обществом в эксплуатацию жилья в городе Воронеже.

Указанные действия ОАО «Домостроительный комбинат» направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности с помощью распространения недостоверной информации о завышенном количестве производимого товара на рынке строительства и реализации жилья, тем самым, занижения доли производимых товаров конкурентами, создания у потребителей (общественности) необъективного представления о положении хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, что вводит (может ввести) их в заблуждение и противоречит ст. 10 bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности, п. 2 ч. 1 ст. 14 ФЗ «О защите конкуренции», принципам добропорядочности, разумности и справедливости.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса РФ под убытками понимаются, в том числе, неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Рассматриваемые действия ОАО «Домостроительный комбинат» могут причинить убытки конкурентам в виде упущенной выгоды, так как введение потребителей (общественности) в заблуждение может способствовать неправомерному и необоснованному перераспределению потребительского спроса на рынке строительства и реализации жилья в пользу товара, в том числе, финансовых услуг (привлечения денежных средств граждан для участия в долевом строительстве), реализуемого ОАО «Домостроительный комбинат» и приводит к получению обществом преимуществ в предпринимательской деятельности.

Таким образом, перечисленные действия ОАО «Домостроительный комбинат» являются недобросовестной конкуренцией, запрещенной п. 2 ч. 1 ст. 14 ФЗ «О защите конкуренции».

Комиссия находит основания для выдачи ОАО «Домостроительный комбинат» предписаний о прекращении недобросовестной конкуренции и о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 14, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьями 49, 50 ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

РЕШИЛА:

 

1. Признать недобросовестной конкуренцией действия открытого акционерного общества «Домостроительный комбинат» (394038, г. Воронеж,  ул. Пешестрелецкая, д. 95, ИНН 3665005205), выраженные в распространении недостоверной информации о количестве построенных и введенных обществом в эксплуатацию объектов жилищного строительства на территории г. Воронежа, что вводит (может ввести) потребителей (общественность) в заблуждение, поскольку такие действия являются нарушением пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать ОАО «Домостроительный комбинат» (394038, г. Воронеж,          ул. Пешестрелецкая, д. 95, ИНН 3665005205) предписание о прекращении недобросовестной конкуренции путем прекращения распространения недостоверной информации о построенных и введенных обществом в эксплуатацию объектов жилищного строительства на территории г. Воронежа.

3. Выдать ОАО «Домостроительный комбинат» (394038, г. Воронеж,          ул. Пешестрелецкая, д. 95, ИНН 3665005205) предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства путем недопущения распространения недостоверной информации о построенных и введенных обществом в эксплуатацию объектов жилищного строительства на территории  г. Воронежа в течение всего периода осуществления деятельности по строительству и реализации объектов жилья.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 АПК РФ.

 

Примечание:

За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

Председатель Комиссии <…>

 

Члены Комиссии <…>

stdClass Object ( [vid] => 11841 [uid] => 5 [title] => Решение от 10.06.2013 года по делу № 164-14к/20к [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 11841 [type] => solution [language] => ru [created] => 1375705209 [changed] => 1375705287 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1375705287 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ № 164-14к/20к

                 г. Воронеж

Резолютивная часть решения оглашена 10 июня 2013 г.

В полном объеме решение изготовлено 14 июня 2013 г.

 

         Комиссия Воронежского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации в составе:

         председатель Комиссии <…> – заместитель руководителя,

         члены Комиссии: <…> – начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, <…> – специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело № 164-14к/20к о нарушении открытым акционерным обществом «Домостроительный комбинат» (394038, г. Воронеж, ул. Пешестрелецкая, д. 95, ИНН 3665005205, далее – ОАО «ДСК») пункта 2 части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. (далее ФЗ «О защите конкуренции»),

в присутствии представителя ответчика – ОАО «ДСК» по доверенности <…>

УСТАНОВИЛА:

 Воронежским УФАС России в ходе мониторинга соблюдения требований антимонопольного законодательства установлено следующее.

В сети Интернет на официальном сайте ОАО «Домостроительный комбинат» www.dsk.vrn.ru 12.03.2013 г. обнаружена следующая информация в разделе сайта «О комбинате»: «Ежегодно ОАО «ДСК» сдается в эксплуатацию порядка 50 % от всего жилья, строящегося в городе Воронеже», «Ежегодно ОАО «ДСК» сдает в эксплуатацию до 40 % от всего строящегося в городе Воронеже жилья». Кроме того, в номере журнала о строительстве «Парадный квартал» за октябрь 2011 г. на полосе № 10 размещена следующая информация: ОАО «Домостроительный комбинат» (г. Воронеж) один из лидеров строительного рынка ЦФО РФ, крупнейший в регионе строительный холдинг со штатом порядка 4 300 человек. Производственные и строительные предприятия комбината ежегодно сдают около 40 % вводимого жилья в г. Воронеже».

На запрос Воронежского УФАС России ОАО «Домостроительный комбинат» пояснило, что при размещении на официальном сайте www.dsk.vrn.ru информации о процентном соотношении введения в эксплуатацию строящегося в городе Воронеже ОАО «Домостроительный комбинат» жилья произошла техническая ошибка, лица виновные в размещении на сайте некорректной информации привлечены к дисциплинарной ответственности.

В соответствии с Приказом № 88 от 28.05.2013 г. в отношении ОАО «ДСК» возбужденно дело № 164-14к/20к о нарушении антимонопольного законодательства и создана Комиссия по рассмотрению указанного дела.

Определением от 28.05.2013 г. дело назначено к рассмотрению на 10.06.2013 г. на 10 часов 00 минут (мск).

На заседание Комиссии 10.06.2013 г. представитель ответчика ОАО «ДСК» по доверенности <…> пояснила, что недостоверная информация на Интернет сайте www.dsk.vrn.ru и журнале о строительстве «Парадный квартал» размещена ошибочно, виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности. При этом, в ходе рассмотрения дела <…> с квалификацией действий общества, как недобросовестной конкуренции, согласилась, сославшись на незнание специфики антимонопольного законодательства.

Изучив имеющиеся доказательства, ознакомившись с предоставленными объяснениями, позицией по делу ОАО «ДСК» и иными материалами дела, Комиссия считает, что действия ОАО «ДСК», связанные с распространением недостоверной информации на Интернет сайте общества www.dsk.vrn.ru и журнале о строительстве «Парадный квартал», являются актом недобросовестной конкуренции по следующим основаниям.

Согласно ч. 2 ст. 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), целью указанного Закона является предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

В соответствии с п. 7 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции», под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно п. 9 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции», под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Как следует из ст. 10 bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883 г. подлежат запрету указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.

Частью 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на недобросовестную конкуренцию. Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе, введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей (пункт 2 части 1 статьи 14).

При этом перечень установленных статьей запретов не является исчерпывающим.

В п. 1 ч. 1 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Актом осмотра Интернет сайта www.dsk.vrn.ru от 12.02.2013 г. установлено распространение на сайте информации следующего содержания: «Ежегодно ОАО «ДСК» сдается в эксплуатацию порядка 50 % от всего жилья, строящегося в городе Воронеже», «Ежегодно ОАО «ДСК» сдает в эксплуатацию до 40 % от всего строящегося в городе Воронеже жилья».

Помимо этого, на запрос Воронежского УФАС России ООО «Медиа-Дом» предоставило издаваемый обществом номер журнала о строительстве «Парадный квартал» за октябрь 2011 г., в котором на полосе № 10 размещена следующая информация: ОАО «Домостроительный комбинат» (г. Воронеж) один из лидеров строительного рынка ЦФО РФ, крупнейший в регионе строительный холдинг со штатом порядка 4 300 человек. Производственные и строительные предприятия комбината ежегодно сдают около 40 % вводимого жилья в г. Воронеже».

Вместе с тем, на запрос Воронежского УФАС России администрация городского округа город Воронеж предоставила информацию о количестве введенного в эксплуатацию ОАО «ДСК» жилья на территории г. Воронежа. Согласно предоставленной информации ОАО «ДСК» ввело в эксплуатацию объектов жилищного строительства на территории г. Воронежа в 2010 г. около 15 %, в 2011 г. около 13 % , в 2012 г. около 16 %.

Кроме того, вышеуказанная информация о количестве введенного в эксплуатацию жилья подтверждается предоставленными ОАО «ДСК» сведениями, имеющимися в материалах дела.

Таким образом, рассматриваемые действия ОАО «Домостроительный комбинат» нарушают пункт 2 части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции», так как вводят (могут ввести) в заблуждение потребителей (общественность) посредством распространения недостоверной информации на официальном Интернет сайте ОАО «Домостроительный комбинат», в журнале о строительстве «Парадный квартал» о количестве строящегося и сдаваемого акционерным обществом в эксплуатацию жилья в городе Воронеже.

Указанные действия ОАО «Домостроительный комбинат» направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности с помощью распространения недостоверной информации о завышенном количестве производимого товара на рынке строительства и реализации жилья, тем самым, занижения доли производимых товаров конкурентами, создания у потребителей (общественности) необъективного представления о положении хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, что вводит (может ввести) их в заблуждение и противоречит ст. 10 bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности, п. 2 ч. 1 ст. 14 ФЗ «О защите конкуренции», принципам добропорядочности, разумности и справедливости.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса РФ под убытками понимаются, в том числе, неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Рассматриваемые действия ОАО «Домостроительный комбинат» могут причинить убытки конкурентам в виде упущенной выгоды, так как введение потребителей (общественности) в заблуждение может способствовать неправомерному и необоснованному перераспределению потребительского спроса на рынке строительства и реализации жилья в пользу товара, в том числе, финансовых услуг (привлечения денежных средств граждан для участия в долевом строительстве), реализуемого ОАО «Домостроительный комбинат» и приводит к получению обществом преимуществ в предпринимательской деятельности.

Таким образом, перечисленные действия ОАО «Домостроительный комбинат» являются недобросовестной конкуренцией, запрещенной п. 2 ч. 1 ст. 14 ФЗ «О защите конкуренции».

Комиссия находит основания для выдачи ОАО «Домостроительный комбинат» предписаний о прекращении недобросовестной конкуренции и о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 14, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьями 49, 50 ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

РЕШИЛА:

 

1. Признать недобросовестной конкуренцией действия открытого акционерного общества «Домостроительный комбинат» (394038, г. Воронеж,  ул. Пешестрелецкая, д. 95, ИНН 3665005205), выраженные в распространении недостоверной информации о количестве построенных и введенных обществом в эксплуатацию объектов жилищного строительства на территории г. Воронежа, что вводит (может ввести) потребителей (общественность) в заблуждение, поскольку такие действия являются нарушением пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать ОАО «Домостроительный комбинат» (394038, г. Воронеж,          ул. Пешестрелецкая, д. 95, ИНН 3665005205) предписание о прекращении недобросовестной конкуренции путем прекращения распространения недостоверной информации о построенных и введенных обществом в эксплуатацию объектов жилищного строительства на территории г. Воронежа.

3. Выдать ОАО «Домостроительный комбинат» (394038, г. Воронеж,          ул. Пешестрелецкая, д. 95, ИНН 3665005205) предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства путем недопущения распространения недостоверной информации о построенных и введенных обществом в эксплуатацию объектов жилищного строительства на территории  г. Воронежа в течение всего периода осуществления деятельности по строительству и реализации объектов жилья.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 АПК РФ.

 

Примечание:

За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

Председатель Комиссии <…>

 

Члены Комиссии <…>

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ № 164-14к/20к

                 г. Воронеж

Резолютивная часть решения оглашена 10 июня 2013 г.

В полном объеме решение изготовлено 14 июня 2013 г.

 

         Комиссия Воронежского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации в составе:

         председатель Комиссии <…> – заместитель руководителя,

         члены Комиссии: <…> – начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, <…> – специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело № 164-14к/20к о нарушении открытым акционерным обществом «Домостроительный комбинат» (394038, г. Воронеж, ул. Пешестрелецкая, д. 95, ИНН 3665005205, далее – ОАО «ДСК») пункта 2 части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. (далее ФЗ «О защите конкуренции»),

в присутствии представителя ответчика – ОАО «ДСК» по доверенности <…>

УСТАНОВИЛА:

 Воронежским УФАС России в ходе мониторинга соблюдения требований антимонопольного законодательства установлено следующее.

В сети Интернет на официальном сайте ОАО «Домостроительный комбинат» www.dsk.vrn.ru 12.03.2013 г. обнаружена следующая информация в разделе сайта «О комбинате»: «Ежегодно ОАО «ДСК» сдается в эксплуатацию порядка 50 % от всего жилья, строящегося в городе Воронеже», «Ежегодно ОАО «ДСК» сдает в эксплуатацию до 40 % от всего строящегося в городе Воронеже жилья». Кроме того, в номере журнала о строительстве «Парадный квартал» за октябрь 2011 г. на полосе № 10 размещена следующая информация: ОАО «Домостроительный комбинат» (г. Воронеж) один из лидеров строительного рынка ЦФО РФ, крупнейший в регионе строительный холдинг со штатом порядка 4 300 человек. Производственные и строительные предприятия комбината ежегодно сдают около 40 % вводимого жилья в г. Воронеже».

На запрос Воронежского УФАС России ОАО «Домостроительный комбинат» пояснило, что при размещении на официальном сайте www.dsk.vrn.ru информации о процентном соотношении введения в эксплуатацию строящегося в городе Воронеже ОАО «Домостроительный комбинат» жилья произошла техническая ошибка, лица виновные в размещении на сайте некорректной информации привлечены к дисциплинарной ответственности.

В соответствии с Приказом № 88 от 28.05.2013 г. в отношении ОАО «ДСК» возбужденно дело № 164-14к/20к о нарушении антимонопольного законодательства и создана Комиссия по рассмотрению указанного дела.

Определением от 28.05.2013 г. дело назначено к рассмотрению на 10.06.2013 г. на 10 часов 00 минут (мск).

На заседание Комиссии 10.06.2013 г. представитель ответчика ОАО «ДСК» по доверенности <…> пояснила, что недостоверная информация на Интернет сайте www.dsk.vrn.ru и журнале о строительстве «Парадный квартал» размещена ошибочно, виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности. При этом, в ходе рассмотрения дела <…> с квалификацией действий общества, как недобросовестной конкуренции, согласилась, сославшись на незнание специфики антимонопольного законодательства.

Изучив имеющиеся доказательства, ознакомившись с предоставленными объяснениями, позицией по делу ОАО «ДСК» и иными материалами дела, Комиссия считает, что действия ОАО «ДСК», связанные с распространением недостоверной информации на Интернет сайте общества www.dsk.vrn.ru и журнале о строительстве «Парадный квартал», являются актом недобросовестной конкуренции по следующим основаниям.

Согласно ч. 2 ст. 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), целью указанного Закона является предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

В соответствии с п. 7 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции», под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно п. 9 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции», под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Как следует из ст. 10 bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883 г. подлежат запрету указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.

Частью 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на недобросовестную конкуренцию. Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе, введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей (пункт 2 части 1 статьи 14).

При этом перечень установленных статьей запретов не является исчерпывающим.

В п. 1 ч. 1 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Актом осмотра Интернет сайта www.dsk.vrn.ru от 12.02.2013 г. установлено распространение на сайте информации следующего содержания: «Ежегодно ОАО «ДСК» сдается в эксплуатацию порядка 50 % от всего жилья, строящегося в городе Воронеже», «Ежегодно ОАО «ДСК» сдает в эксплуатацию до 40 % от всего строящегося в городе Воронеже жилья».

Помимо этого, на запрос Воронежского УФАС России ООО «Медиа-Дом» предоставило издаваемый обществом номер журнала о строительстве «Парадный квартал» за октябрь 2011 г., в котором на полосе № 10 размещена следующая информация: ОАО «Домостроительный комбинат» (г. Воронеж) один из лидеров строительного рынка ЦФО РФ, крупнейший в регионе строительный холдинг со штатом порядка 4 300 человек. Производственные и строительные предприятия комбината ежегодно сдают около 40 % вводимого жилья в г. Воронеже».

Вместе с тем, на запрос Воронежского УФАС России администрация городского округа город Воронеж предоставила информацию о количестве введенного в эксплуатацию ОАО «ДСК» жилья на территории г. Воронежа. Согласно предоставленной информации ОАО «ДСК» ввело в эксплуатацию объектов жилищного строительства на территории г. Воронежа в 2010 г. около 15 %, в 2011 г. около 13 % , в 2012 г. около 16 %.

Кроме того, вышеуказанная информация о количестве введенного в эксплуатацию жилья подтверждается предоставленными ОАО «ДСК» сведениями, имеющимися в материалах дела.

Таким образом, рассматриваемые действия ОАО «Домостроительный комбинат» нарушают пункт 2 части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции», так как вводят (могут ввести) в заблуждение потребителей (общественность) посредством распространения недостоверной информации на официальном Интернет сайте ОАО «Домостроительный комбинат», в журнале о строительстве «Парадный квартал» о количестве строящегося и сдаваемого акционерным обществом в эксплуатацию жилья в городе Воронеже.

Указанные действия ОАО «Домостроительный комбинат» направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности с помощью распространения недостоверной информации о завышенном количестве производимого товара на рынке строительства и реализации жилья, тем самым, занижения доли производимых товаров конкурентами, создания у потребителей (общественности) необъективного представления о положении хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, что вводит (может ввести) их в заблуждение и противоречит ст. 10 bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности, п. 2 ч. 1 ст. 14 ФЗ «О защите конкуренции», принципам добропорядочности, разумности и справедливости.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса РФ под убытками понимаются, в том числе, неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Рассматриваемые действия ОАО «Домостроительный комбинат» могут причинить убытки конкурентам в виде упущенной выгоды, так как введение потребителей (общественности) в заблуждение может способствовать неправомерному и необоснованному перераспределению потребительского спроса на рынке строительства и реализации жилья в пользу товара, в том числе, финансовых услуг (привлечения денежных средств граждан для участия в долевом строительстве), реализуемого ОАО «Домостроительный комбинат» и приводит к получению обществом преимуществ в предпринимательской деятельности.

Таким образом, перечисленные действия ОАО «Домостроительный комбинат» являются недобросовестной конкуренцией, запрещенной п. 2 ч. 1 ст. 14 ФЗ «О защите конкуренции».

Комиссия находит основания для выдачи ОАО «Домостроительный комбинат» предписаний о прекращении недобросовестной конкуренции и о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 14, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьями 49, 50 ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

РЕШИЛА:

 

1. Признать недобросовестной конкуренцией действия открытого акционерного общества «Домостроительный комбинат» (394038, г. Воронеж,  ул. Пешестрелецкая, д. 95, ИНН 3665005205), выраженные в распространении недостоверной информации о количестве построенных и введенных обществом в эксплуатацию объектов жилищного строительства на территории г. Воронежа, что вводит (может ввести) потребителей (общественность) в заблуждение, поскольку такие действия являются нарушением пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать ОАО «Домостроительный комбинат» (394038, г. Воронеж,          ул. Пешестрелецкая, д. 95, ИНН 3665005205) предписание о прекращении недобросовестной конкуренции путем прекращения распространения недостоверной информации о построенных и введенных обществом в эксплуатацию объектов жилищного строительства на территории г. Воронежа.

3. Выдать ОАО «Домостроительный комбинат» (394038, г. Воронеж,          ул. Пешестрелецкая, д. 95, ИНН 3665005205) предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства путем недопущения распространения недостоверной информации о построенных и введенных обществом в эксплуатацию объектов жилищного строительства на территории  г. Воронежа в течение всего периода осуществления деятельности по строительству и реализации объектов жилья.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 АПК РФ.

 

Примечание:

За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

Председатель Комиссии <…>

 

Члены Комиссии <…>

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 164-14к/20к [format] => [safe_value] => 164-14к/20к ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] =>

Одной из сфер деятельности Воронежского УФАС России является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы.
К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся:
– предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан;
– защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы;
– привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе;
– взаимодействие с органами саморегулирования рекламы.

[format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 45 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 45 [vid] => 1 [name] => Воронежское УФАС России [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 121 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 121 [vid] => 1 [name] => пресечение недобросовестной конкуренции [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-06-14 12:15:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-06-10 12:15:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1375705209 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Воронежское УФАС России )