Решение от 08.08.2013 года по делу №187-10К

Номер дела: 187-10К
Дата публикации: 8 августа 2013, 14:18

Р Е Ш Е Н И Е
по делу № 187-10К о нарушении антимонопольного законодательства
08.08.2013                                                                                                               г. Воронеж
Резолютивная часть решения объявлена 30.07.2013.
Решение в полном объеме изготовлено 08.08.2013.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…> – председатель Комиссии; <…> – члены Комиссии,
рассмотрев дело № 187-10К, возбужденное по признакам нарушения открытым акционерным обществом автомобильного транспорта «Воронежавтотранс» (далее – ОАО АТ «Воронежавтотранс»; 394747, г. Воронеж, ул. 25 Октября, 45) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в присутствии:
представителей ОАО АТ «Воронежавтотранс» – <…>, <…>;
представителя общества с ограниченной ответственностью «Транспортная компания «Курскавтотранс» (далее - ООО ТК «Курскавтотранс»; 305040, г. Курск, ул. 50 – лет Октября, д. 114, оф. № 31) – <…>, установила:
03.06.2013 в Управление поступило заявление ООО ТК «Курскавтотранс» на действия ОАО АТ «Воронежавтотранс» по необоснованному, по мнению заявителя, отказу от заключения договора на билетно–кассовое обслуживание по мужсубъектному регулярному автобусному маршруту № 831 « Курск – Воронеж» с временем отправления из г. Воронеж в 15 часов 30 минут и 17 часов 30 мин.
Как следует из заявления и приложенных к нему документов, 18.04.2013 ООО ТК «Курскавтотранс» обратилось в адрес ОАО АТ «Воронежавтотранс» с просьбой о заключении договора на билетно-кассовое обслуживание с приложением паспорта автобусного маршрута «Курск – Воронеж» № 831.
 В ответ на обращение ООО ТК «Курскавтотранс», ОАО АТ «Воронежавтотранс» направлено письмо от 30.04.2013 № 134 в котором последний отказал в заключении с ООО ТК «Курскавтотранс» договора на билетно-кассовое обслуживание в связи с тем, что по маршруту Курск – Воронеж с временем отправления в 15 часов 30 минут и 17 часов 30 минут уже работает перевозчик.
ООО ТК «Курскавтотранс» посчитав, что действия ОАО АТ «Воронежавтотранс» по отказу от заключения договора на билетно–кассовое обслуживание по маршруту Курск - Воронеж ущемляют его интересы, обратилось в Управление с соответствующим заявлением.
По результатам рассмотрения заявления и приложенных к нему материалов, Управлением в отношении ОАО АТ «Воронежавтотранс» возбуждено дело № 187-10К по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в необоснованном отказе от заключения договора на билетно–кассовое обслуживание с ООО ТК «Курскавтотранс», что привело к ущемлению интересов последнего.
Рассмотрение дела № 187-10К о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 27.06.2013.
27.06.2013 при рассмотрении настоящего дела ОАО АТ «Воронежавторанс» указало, что отказ в заключении договора билетно–кассового обслуживания по маршруту Курск - Воронеж с ООО ТК «Курскавтотранс» последовал в связи тем, что по указанному маршруту с временем отправления в 15 часов 30 минут и 17 часов 30 минут уже работает перевозчик - ООО ТК «Экспресс Авто».
В свою очередь ООО ТК «Курскавторанс», не согласилось с позицией ОАО АТ «Воронежавтотранс», указал на то, что действующим законодательством о пассажирских перевозках в Российской Федерации не запрещается «дублированное» обслуживание одного и того же маршрута двумя перевозчиками.
27.06.2013 Комиссией Управления, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, а также для привлечения в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых обстоятельствах: департамента промышленности и транспорта Воронежской области (г. Воронеж, пл. Ленина, д. 1, 394018), комитета промышленности,  транспорта и связи Курской области (305000, г. Курск, ул. Радищева, д.17) вынесено определение об отложении рассмотрения дела № 187-10к до 30.07.2013.
30.07.2013 Комиссией Управления из пояснений, представленных лицами, участвующими в деле, установлено, что комитетом промышленности транспорта и связи Курской области в адрес департамента промышленности транспорта Воронежской области направлено письмо об отказе ООО ТК «Курскавтотранс» согласования паспорта маршрута Курск – Воронеж.
Изучив материалы дела, выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии в действиях ОАО АТ «Воронежавтотранс» по необоснованному отказу от заключения с ООО ТК «Курскавтотранс» договора на билетно-кассовое обслуживание факта злоупотребления доминирующим положением и нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в силу следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Согласно части 1 статья 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Пунктом 10 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции к полномочиям антимонопольного органа отнесено установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
На основании указанной нормы Управлением проведен анализ рынка услуг автовокзалов г Воронеж, в ходе которого установлено доминирующее положение ОАО АТ «Воронежавтотранс» с долей 100 процентов на указанном рынке, что подтверждается аналитическим отчетом состояния конкурентной среды на рынке услуг автовокзалов г. Воронеж от 15.06.2013.
Таким образом, ОАО АТ «Воронежавтотранс» как хозяйствующий субъект занимающий доминирующее положение на соответствующем товарном рынке обязан руководствоваться и соблюдать требования антимонопольного законодательства, в том числе ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 3 Приказа Минтранса РФ от 14.08.2003 г. № 178 «Об утверждении порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации» (далее – Порядок) открытие маршрута производится по согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 6 Порядка для решения вопросов по открытию регулярного маршрута перевозчик разрабатывает: схему маршрута, расписание движение автобусов на маршруте, размер платы за проезд и провоз багажа, график работы водителей на маршруте.
Пунктом 10 Порядка установлено, что согласованные документы на открытие регулярного автобусного маршрута между субъектами Российской Федерации или аргументированный отказ с указанием конкретных причин направляется перевозчику.
При этом действующим законодательством о пассажирских перевозках в Российской Федерации не предусмотрено право органа исполнительной власти субъекта РФ в одностороннем порядке отзывать либо отказывать конкретному хозяйствующему субъекту – перевозчику в согласовании/разрешении ранее утвержденных маршрутов следования.
Как установлено Комиссией Управления в ходе рассмотрения дела № 187-10К у ООО ТК «Курскавтотранс» имеется действующий паспорт автобусного маршрута Курск – Воронеж, согласованный в установленном законном порядке департаментом промышленности, транспорта, связи и инноваций Воронежской области и комитетом промышленности транспорта и связи Курской области.
Данные основания позволяют сделать вывод о том, что у ООО ТК «Курскавтотранс» имеются действующие разрешительные документы дающие право осуществлять межсубъектные пассажирские перевозки автобусным транспортом по маршруту № 831 Курск – Воронеж, со временем отправления, указанным в согласованном паспорте автобусного маршрута.
Для надлежащего осуществления перевозок пассажиров и багажа при наличии действующих документов, позволяющих осуществлять деятельность по перевозке по маршруту Курск – Воронеж, ООО ТК «Курскавтотранс» необходимо было заключить договоров билетно-кассового обслуживания с ОАО АТ «Воронежавтотранс», являющимся владельцем автовокзалов на территории г. Воронежа.
Однако ОАО АТ «Воронежавтотранс» отказало ООО ТК «Курскавтотранс» в заключении договора на билетно-кассовое обслуживание со ссылкой на нецелесообразность заключения данного договора, поскольку по маршруту Курск – Воронеж уже работает другой перевозчик.
Указанное в письме от 27.06.2013 ОАО АТ «Воронежавтотранс» основание для отказа от заключения договора на билетно-кассовое обслуживания является необоснованным, так как действующим законодательством о пассажирских перевозках в Российской Федерации не предусмотрено наличие такого основания в качестве отказа от заключения договора на билетно-кассовое обслуживание. Помимо этого, данное основание противоречит требованиям антимонопольного законодательства, поскольку направленно на устранение конкуренции на рынке услуг по пассажирским перевозкам.
При указанных обстоятельствах, отказ ОАО АТ «Воронежавтотранс» от заключения с ООО ТК «Курскавтотранс» договора на билетно-кассовое обслуживание является необоснованным.
Таким образом, действия ОАО АТ «Воронежавтотранс» по необоснованному отказу от заключения договора на билетно-кассовое обслуживание по маршруту Курск - Воронеж, являются злоупотреблением доминирующим положением и нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В соответствии со статьей 22 Закона защите конкуренции, одной из функций антимонопольного органа является принятие мер по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и предупреждение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов.
Частью 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, установлено, что антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе предписания о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
В целях пресечения и предупреждения монополистической деятельности ОАО АТ «Воронежавтотранс», Комиссия Управления приходит к выводу о наличии оснований (подпункты «б» и «д» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции) для выдачи указанному хозяйствующему субъекту предписаний: о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции; о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия решила:
1. Признать факт наличия у открытого акционерного общества автомобильного транспорта «Воронежавтотранс» доминирующего положения на рынке услуг автовокзалов г. Воронежа.
2. Признать действия открытого акционерного общества автомобильного транспорта «Воронежавтотранс» по необоснованному отказу от заключения договора на билетно-кассовое обслуживание с обществом с ограниченной ответственностью «Транспортная компания «Курскавтотранс», злоупотреблением доминирующим положением и нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
3. Выдать предписание о прекращении открытым акционерным обществом автомобильного транспорта «Воронежавтотранс» злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
4. Выдать предписание открытому акционерному обществу автомобильного транспорта «Воронежавтотранс» о недопущении  действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии

stdClass Object ( [vid] => 12047 [uid] => 5 [title] => Решение от 08.08.2013 года по делу №187-10К [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 12047 [type] => solution [language] => ru [created] => 1378808452 [changed] => 1378808452 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1378808452 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Р Е Ш Е Н И Е
по делу № 187-10К о нарушении антимонопольного законодательства
08.08.2013                                                                                                               г. Воронеж
Резолютивная часть решения объявлена 30.07.2013.
Решение в полном объеме изготовлено 08.08.2013.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…> – председатель Комиссии; <…> – члены Комиссии,
рассмотрев дело № 187-10К, возбужденное по признакам нарушения открытым акционерным обществом автомобильного транспорта «Воронежавтотранс» (далее – ОАО АТ «Воронежавтотранс»; 394747, г. Воронеж, ул. 25 Октября, 45) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в присутствии:
представителей ОАО АТ «Воронежавтотранс» – <…>, <…>;
представителя общества с ограниченной ответственностью «Транспортная компания «Курскавтотранс» (далее - ООО ТК «Курскавтотранс»; 305040, г. Курск, ул. 50 – лет Октября, д. 114, оф. № 31) – <…>, установила:
03.06.2013 в Управление поступило заявление ООО ТК «Курскавтотранс» на действия ОАО АТ «Воронежавтотранс» по необоснованному, по мнению заявителя, отказу от заключения договора на билетно–кассовое обслуживание по мужсубъектному регулярному автобусному маршруту № 831 « Курск – Воронеж» с временем отправления из г. Воронеж в 15 часов 30 минут и 17 часов 30 мин.
Как следует из заявления и приложенных к нему документов, 18.04.2013 ООО ТК «Курскавтотранс» обратилось в адрес ОАО АТ «Воронежавтотранс» с просьбой о заключении договора на билетно-кассовое обслуживание с приложением паспорта автобусного маршрута «Курск – Воронеж» № 831.
 В ответ на обращение ООО ТК «Курскавтотранс», ОАО АТ «Воронежавтотранс» направлено письмо от 30.04.2013 № 134 в котором последний отказал в заключении с ООО ТК «Курскавтотранс» договора на билетно-кассовое обслуживание в связи с тем, что по маршруту Курск – Воронеж с временем отправления в 15 часов 30 минут и 17 часов 30 минут уже работает перевозчик.
ООО ТК «Курскавтотранс» посчитав, что действия ОАО АТ «Воронежавтотранс» по отказу от заключения договора на билетно–кассовое обслуживание по маршруту Курск - Воронеж ущемляют его интересы, обратилось в Управление с соответствующим заявлением.
По результатам рассмотрения заявления и приложенных к нему материалов, Управлением в отношении ОАО АТ «Воронежавтотранс» возбуждено дело № 187-10К по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в необоснованном отказе от заключения договора на билетно–кассовое обслуживание с ООО ТК «Курскавтотранс», что привело к ущемлению интересов последнего.
Рассмотрение дела № 187-10К о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 27.06.2013.
27.06.2013 при рассмотрении настоящего дела ОАО АТ «Воронежавторанс» указало, что отказ в заключении договора билетно–кассового обслуживания по маршруту Курск - Воронеж с ООО ТК «Курскавтотранс» последовал в связи тем, что по указанному маршруту с временем отправления в 15 часов 30 минут и 17 часов 30 минут уже работает перевозчик - ООО ТК «Экспресс Авто».
В свою очередь ООО ТК «Курскавторанс», не согласилось с позицией ОАО АТ «Воронежавтотранс», указал на то, что действующим законодательством о пассажирских перевозках в Российской Федерации не запрещается «дублированное» обслуживание одного и того же маршрута двумя перевозчиками.
27.06.2013 Комиссией Управления, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, а также для привлечения в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых обстоятельствах: департамента промышленности и транспорта Воронежской области (г. Воронеж, пл. Ленина, д. 1, 394018), комитета промышленности,  транспорта и связи Курской области (305000, г. Курск, ул. Радищева, д.17) вынесено определение об отложении рассмотрения дела № 187-10к до 30.07.2013.
30.07.2013 Комиссией Управления из пояснений, представленных лицами, участвующими в деле, установлено, что комитетом промышленности транспорта и связи Курской области в адрес департамента промышленности транспорта Воронежской области направлено письмо об отказе ООО ТК «Курскавтотранс» согласования паспорта маршрута Курск – Воронеж.
Изучив материалы дела, выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии в действиях ОАО АТ «Воронежавтотранс» по необоснованному отказу от заключения с ООО ТК «Курскавтотранс» договора на билетно-кассовое обслуживание факта злоупотребления доминирующим положением и нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в силу следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Согласно части 1 статья 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Пунктом 10 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции к полномочиям антимонопольного органа отнесено установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
На основании указанной нормы Управлением проведен анализ рынка услуг автовокзалов г Воронеж, в ходе которого установлено доминирующее положение ОАО АТ «Воронежавтотранс» с долей 100 процентов на указанном рынке, что подтверждается аналитическим отчетом состояния конкурентной среды на рынке услуг автовокзалов г. Воронеж от 15.06.2013.
Таким образом, ОАО АТ «Воронежавтотранс» как хозяйствующий субъект занимающий доминирующее положение на соответствующем товарном рынке обязан руководствоваться и соблюдать требования антимонопольного законодательства, в том числе ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 3 Приказа Минтранса РФ от 14.08.2003 г. № 178 «Об утверждении порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации» (далее – Порядок) открытие маршрута производится по согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 6 Порядка для решения вопросов по открытию регулярного маршрута перевозчик разрабатывает: схему маршрута, расписание движение автобусов на маршруте, размер платы за проезд и провоз багажа, график работы водителей на маршруте.
Пунктом 10 Порядка установлено, что согласованные документы на открытие регулярного автобусного маршрута между субъектами Российской Федерации или аргументированный отказ с указанием конкретных причин направляется перевозчику.
При этом действующим законодательством о пассажирских перевозках в Российской Федерации не предусмотрено право органа исполнительной власти субъекта РФ в одностороннем порядке отзывать либо отказывать конкретному хозяйствующему субъекту – перевозчику в согласовании/разрешении ранее утвержденных маршрутов следования.
Как установлено Комиссией Управления в ходе рассмотрения дела № 187-10К у ООО ТК «Курскавтотранс» имеется действующий паспорт автобусного маршрута Курск – Воронеж, согласованный в установленном законном порядке департаментом промышленности, транспорта, связи и инноваций Воронежской области и комитетом промышленности транспорта и связи Курской области.
Данные основания позволяют сделать вывод о том, что у ООО ТК «Курскавтотранс» имеются действующие разрешительные документы дающие право осуществлять межсубъектные пассажирские перевозки автобусным транспортом по маршруту № 831 Курск – Воронеж, со временем отправления, указанным в согласованном паспорте автобусного маршрута.
Для надлежащего осуществления перевозок пассажиров и багажа при наличии действующих документов, позволяющих осуществлять деятельность по перевозке по маршруту Курск – Воронеж, ООО ТК «Курскавтотранс» необходимо было заключить договоров билетно-кассового обслуживания с ОАО АТ «Воронежавтотранс», являющимся владельцем автовокзалов на территории г. Воронежа.
Однако ОАО АТ «Воронежавтотранс» отказало ООО ТК «Курскавтотранс» в заключении договора на билетно-кассовое обслуживание со ссылкой на нецелесообразность заключения данного договора, поскольку по маршруту Курск – Воронеж уже работает другой перевозчик.
Указанное в письме от 27.06.2013 ОАО АТ «Воронежавтотранс» основание для отказа от заключения договора на билетно-кассовое обслуживания является необоснованным, так как действующим законодательством о пассажирских перевозках в Российской Федерации не предусмотрено наличие такого основания в качестве отказа от заключения договора на билетно-кассовое обслуживание. Помимо этого, данное основание противоречит требованиям антимонопольного законодательства, поскольку направленно на устранение конкуренции на рынке услуг по пассажирским перевозкам.
При указанных обстоятельствах, отказ ОАО АТ «Воронежавтотранс» от заключения с ООО ТК «Курскавтотранс» договора на билетно-кассовое обслуживание является необоснованным.
Таким образом, действия ОАО АТ «Воронежавтотранс» по необоснованному отказу от заключения договора на билетно-кассовое обслуживание по маршруту Курск - Воронеж, являются злоупотреблением доминирующим положением и нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В соответствии со статьей 22 Закона защите конкуренции, одной из функций антимонопольного органа является принятие мер по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и предупреждение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов.
Частью 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, установлено, что антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе предписания о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
В целях пресечения и предупреждения монополистической деятельности ОАО АТ «Воронежавтотранс», Комиссия Управления приходит к выводу о наличии оснований (подпункты «б» и «д» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции) для выдачи указанному хозяйствующему субъекту предписаний: о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции; о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия решила:
1. Признать факт наличия у открытого акционерного общества автомобильного транспорта «Воронежавтотранс» доминирующего положения на рынке услуг автовокзалов г. Воронежа.
2. Признать действия открытого акционерного общества автомобильного транспорта «Воронежавтотранс» по необоснованному отказу от заключения договора на билетно-кассовое обслуживание с обществом с ограниченной ответственностью «Транспортная компания «Курскавтотранс», злоупотреблением доминирующим положением и нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
3. Выдать предписание о прекращении открытым акционерным обществом автомобильного транспорта «Воронежавтотранс» злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
4. Выдать предписание открытому акционерному обществу автомобильного транспорта «Воронежавтотранс» о недопущении  действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Р Е Ш Е Н И Е
по делу № 187-10К о нарушении антимонопольного законодательства
08.08.2013                                                                                                               г. Воронеж
Резолютивная часть решения объявлена 30.07.2013.
Решение в полном объеме изготовлено 08.08.2013.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…> – председатель Комиссии; <…> – члены Комиссии,
рассмотрев дело № 187-10К, возбужденное по признакам нарушения открытым акционерным обществом автомобильного транспорта «Воронежавтотранс» (далее – ОАО АТ «Воронежавтотранс»; 394747, г. Воронеж, ул. 25 Октября, 45) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в присутствии:
представителей ОАО АТ «Воронежавтотранс» – <…>, <…>;
представителя общества с ограниченной ответственностью «Транспортная компания «Курскавтотранс» (далее - ООО ТК «Курскавтотранс»; 305040, г. Курск, ул. 50 – лет Октября, д. 114, оф. № 31) – <…>, установила:
03.06.2013 в Управление поступило заявление ООО ТК «Курскавтотранс» на действия ОАО АТ «Воронежавтотранс» по необоснованному, по мнению заявителя, отказу от заключения договора на билетно–кассовое обслуживание по мужсубъектному регулярному автобусному маршруту № 831 « Курск – Воронеж» с временем отправления из г. Воронеж в 15 часов 30 минут и 17 часов 30 мин.
Как следует из заявления и приложенных к нему документов, 18.04.2013 ООО ТК «Курскавтотранс» обратилось в адрес ОАО АТ «Воронежавтотранс» с просьбой о заключении договора на билетно-кассовое обслуживание с приложением паспорта автобусного маршрута «Курск – Воронеж» № 831.
 В ответ на обращение ООО ТК «Курскавтотранс», ОАО АТ «Воронежавтотранс» направлено письмо от 30.04.2013 № 134 в котором последний отказал в заключении с ООО ТК «Курскавтотранс» договора на билетно-кассовое обслуживание в связи с тем, что по маршруту Курск – Воронеж с временем отправления в 15 часов 30 минут и 17 часов 30 минут уже работает перевозчик.
ООО ТК «Курскавтотранс» посчитав, что действия ОАО АТ «Воронежавтотранс» по отказу от заключения договора на билетно–кассовое обслуживание по маршруту Курск - Воронеж ущемляют его интересы, обратилось в Управление с соответствующим заявлением.
По результатам рассмотрения заявления и приложенных к нему материалов, Управлением в отношении ОАО АТ «Воронежавтотранс» возбуждено дело № 187-10К по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в необоснованном отказе от заключения договора на билетно–кассовое обслуживание с ООО ТК «Курскавтотранс», что привело к ущемлению интересов последнего.
Рассмотрение дела № 187-10К о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 27.06.2013.
27.06.2013 при рассмотрении настоящего дела ОАО АТ «Воронежавторанс» указало, что отказ в заключении договора билетно–кассового обслуживания по маршруту Курск - Воронеж с ООО ТК «Курскавтотранс» последовал в связи тем, что по указанному маршруту с временем отправления в 15 часов 30 минут и 17 часов 30 минут уже работает перевозчик - ООО ТК «Экспресс Авто».
В свою очередь ООО ТК «Курскавторанс», не согласилось с позицией ОАО АТ «Воронежавтотранс», указал на то, что действующим законодательством о пассажирских перевозках в Российской Федерации не запрещается «дублированное» обслуживание одного и того же маршрута двумя перевозчиками.
27.06.2013 Комиссией Управления, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, а также для привлечения в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых обстоятельствах: департамента промышленности и транспорта Воронежской области (г. Воронеж, пл. Ленина, д. 1, 394018), комитета промышленности,  транспорта и связи Курской области (305000, г. Курск, ул. Радищева, д.17) вынесено определение об отложении рассмотрения дела № 187-10к до 30.07.2013.
30.07.2013 Комиссией Управления из пояснений, представленных лицами, участвующими в деле, установлено, что комитетом промышленности транспорта и связи Курской области в адрес департамента промышленности транспорта Воронежской области направлено письмо об отказе ООО ТК «Курскавтотранс» согласования паспорта маршрута Курск – Воронеж.
Изучив материалы дела, выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии в действиях ОАО АТ «Воронежавтотранс» по необоснованному отказу от заключения с ООО ТК «Курскавтотранс» договора на билетно-кассовое обслуживание факта злоупотребления доминирующим положением и нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в силу следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Согласно части 1 статья 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Пунктом 10 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции к полномочиям антимонопольного органа отнесено установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
На основании указанной нормы Управлением проведен анализ рынка услуг автовокзалов г Воронеж, в ходе которого установлено доминирующее положение ОАО АТ «Воронежавтотранс» с долей 100 процентов на указанном рынке, что подтверждается аналитическим отчетом состояния конкурентной среды на рынке услуг автовокзалов г. Воронеж от 15.06.2013.
Таким образом, ОАО АТ «Воронежавтотранс» как хозяйствующий субъект занимающий доминирующее положение на соответствующем товарном рынке обязан руководствоваться и соблюдать требования антимонопольного законодательства, в том числе ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 3 Приказа Минтранса РФ от 14.08.2003 г. № 178 «Об утверждении порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации» (далее – Порядок) открытие маршрута производится по согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 6 Порядка для решения вопросов по открытию регулярного маршрута перевозчик разрабатывает: схему маршрута, расписание движение автобусов на маршруте, размер платы за проезд и провоз багажа, график работы водителей на маршруте.
Пунктом 10 Порядка установлено, что согласованные документы на открытие регулярного автобусного маршрута между субъектами Российской Федерации или аргументированный отказ с указанием конкретных причин направляется перевозчику.
При этом действующим законодательством о пассажирских перевозках в Российской Федерации не предусмотрено право органа исполнительной власти субъекта РФ в одностороннем порядке отзывать либо отказывать конкретному хозяйствующему субъекту – перевозчику в согласовании/разрешении ранее утвержденных маршрутов следования.
Как установлено Комиссией Управления в ходе рассмотрения дела № 187-10К у ООО ТК «Курскавтотранс» имеется действующий паспорт автобусного маршрута Курск – Воронеж, согласованный в установленном законном порядке департаментом промышленности, транспорта, связи и инноваций Воронежской области и комитетом промышленности транспорта и связи Курской области.
Данные основания позволяют сделать вывод о том, что у ООО ТК «Курскавтотранс» имеются действующие разрешительные документы дающие право осуществлять межсубъектные пассажирские перевозки автобусным транспортом по маршруту № 831 Курск – Воронеж, со временем отправления, указанным в согласованном паспорте автобусного маршрута.
Для надлежащего осуществления перевозок пассажиров и багажа при наличии действующих документов, позволяющих осуществлять деятельность по перевозке по маршруту Курск – Воронеж, ООО ТК «Курскавтотранс» необходимо было заключить договоров билетно-кассового обслуживания с ОАО АТ «Воронежавтотранс», являющимся владельцем автовокзалов на территории г. Воронежа.
Однако ОАО АТ «Воронежавтотранс» отказало ООО ТК «Курскавтотранс» в заключении договора на билетно-кассовое обслуживание со ссылкой на нецелесообразность заключения данного договора, поскольку по маршруту Курск – Воронеж уже работает другой перевозчик.
Указанное в письме от 27.06.2013 ОАО АТ «Воронежавтотранс» основание для отказа от заключения договора на билетно-кассовое обслуживания является необоснованным, так как действующим законодательством о пассажирских перевозках в Российской Федерации не предусмотрено наличие такого основания в качестве отказа от заключения договора на билетно-кассовое обслуживание. Помимо этого, данное основание противоречит требованиям антимонопольного законодательства, поскольку направленно на устранение конкуренции на рынке услуг по пассажирским перевозкам.
При указанных обстоятельствах, отказ ОАО АТ «Воронежавтотранс» от заключения с ООО ТК «Курскавтотранс» договора на билетно-кассовое обслуживание является необоснованным.
Таким образом, действия ОАО АТ «Воронежавтотранс» по необоснованному отказу от заключения договора на билетно-кассовое обслуживание по маршруту Курск - Воронеж, являются злоупотреблением доминирующим положением и нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В соответствии со статьей 22 Закона защите конкуренции, одной из функций антимонопольного органа является принятие мер по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и предупреждение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов.
Частью 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, установлено, что антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе предписания о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
В целях пресечения и предупреждения монополистической деятельности ОАО АТ «Воронежавтотранс», Комиссия Управления приходит к выводу о наличии оснований (подпункты «б» и «д» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции) для выдачи указанному хозяйствующему субъекту предписаний: о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции; о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия решила:
1. Признать факт наличия у открытого акционерного общества автомобильного транспорта «Воронежавтотранс» доминирующего положения на рынке услуг автовокзалов г. Воронежа.
2. Признать действия открытого акционерного общества автомобильного транспорта «Воронежавтотранс» по необоснованному отказу от заключения договора на билетно-кассовое обслуживание с обществом с ограниченной ответственностью «Транспортная компания «Курскавтотранс», злоупотреблением доминирующим положением и нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
3. Выдать предписание о прекращении открытым акционерным обществом автомобильного транспорта «Воронежавтотранс» злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
4. Выдать предписание открытому акционерному обществу автомобильного транспорта «Воронежавтотранс» о недопущении  действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 187-10К [format] => [safe_value] => 187-10К ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Рассмотрено дело, возбужденное по признакам нарушения открытым акционерным обществом автомобильного транспорта «Воронежавтотранс» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

[format] => full_html [safe_value] =>

Рассмотрено дело, возбужденное по признакам нарушения открытым акционерным обществом автомобильного транспорта «Воронежавтотранс» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия Воронежского УФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». Воронежское УФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением хозяйствующими субъектами и органами власти законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, законодательства о государственном регулировании торговой деятельности, законодательства в сфере электроэнергетики. Также Воронежское УФАС России осуществляет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна.

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-08-08 10:18:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-07-30 10:18:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1378808452 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Воронежское УФАС России )