Решение от 24.03.2010 года по делу № 31-11К

Дата публикации: 24 марта 2010, 12:03

Р Е Ш Е Н И Е
по делу № 31-11К о нарушении антимонопольного законодательства
24 марта 2010 г.                                                                                                   г. Воронеж
Резолютивная часть решения объявлена 18 марта 2010 г.
Решение в полном объеме изготовлено 24 марта 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <...> – председатель Комиссии, <...> – члены Комиссии,рассмотрев дело № 30-11К, возбужденное по признакам нарушения Саморегулируемой организацией Некоммерческое партнерство «Объединение проектировщиков Черноземья» (далее – СРО НП «Объединение проектировщиков Черноземья», Партнерство; 394030, г. Воронеж, ул. Плехановская, д.22, оф.10) части 3 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в присутствии представителя СРО НП «Объединение проектировщиков Черноземья» – <...>, установила:
Во исполнение задания ФАС России от 15.10.2009 г. № АК/36180, Управлением проведена внеплановая выездная проверка деятельности СРО НП «Объединение проектировщиков Черноземья», по результатам которой составлен акт от 24.02.2010 г. № 17 (далее – Акт).
Согласно Акту, 25.03.2009 г. решением общего собрания членов СРО НП «Объединение проектировщиков Черноземья» утверждены «Требования к страхованию членами саморегулируемой организации гражданской ответственности в случае причинения вреда вследствие недостатков проектных работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (далее – Требования к страхованию), которые являются неотъемлемой частью Правил саморегулирования.
Пунктом 4.1 указанных требований установлено, что для получения свидетельства о допуске к определенному виду или видам проектных работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, член Партнерства должен обеспечить заключение и надлежащее исполнение договора страхования (страхового полиса) гражданской ответственности в случае причинения вреда вследствие недостатков определенного вида или видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, допуск к которым намерен получить индивидуальный предприниматель или юридической лицо.
В соответствии с пунктом 5.2 Требований к страхованию, «…одним из условий одобрения Партнерством договора страхования члена Партнерства в случае причинения вреда вследствие недостатков проектных работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, является соответствие страховой организации, с которой заключен договор, следующим основным требованиям:
1) Страховая организация имеет действующую лицензию (без ограничений действия) на осуществление страховой деятельности, выданную Федеральной службой страхового надзора Российской Федерации;
2) Страховая организация имеет действующую лицензию (без ограничений действия) на осуществление страхования гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам;
3) Страховой организацией разработаны и утверждены Правила страхования гражданской ответственности за причинение вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
4) Страховая организация не ведет судебных процессов, имеющих существенное значение для ее деятельности;
5) В отношении страховой организации не ведется процедура банкротства;
7) Соответствие маржи платежеспособности страховой организации требованиям законодательства».
Согласно пункту 5.3 Требований к страхованию страховая компания должна иметь «…рейтинг одного из следующих рейтинговых агентств: «Эй. Эм. Бест Ко», «Стэндард энд Пурс», «Фитч Инк», «Мудис Инвестор Сервис», «Эксперт Ра», «Национальное рейтинговое агентство». При этом присвоенный рейтинг, в зависимости от рейтинговых классов указанных рейтинговых агентств, должен быть не ниже:
   - «А» по классификации рейтингового агентства «Эксперт РА»;
   - «ВВВ» по классификации рейтингового агентства «Стэндард энд Пурс» (национальная шкала);
   - «Ваа3» по классификации рейтингового агентства «Мудис Инвестор Сервис» (национальная шкала);
   - «В+» по классификации рейтингового агентства «Эй. Эм. Бест Ко» (национальная шкала);
   - «ВВВ» по классификации рейтингового агентства «Фитч Инк» (национальная шкала);
   - «В» по классификации рейтингового агентства «Национальное рейтинговое агентство»».

По результатам контрольного мероприятия Управлением, с учетом выявленных  признаков нарушения части 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции в действиях Партнерства по установлении не предусмотренных законом требований к страховым организациям, в которых члены Партнерства могут осуществить страхование гражданской ответственности в случае причинения вреда вследствие недостатков проектных работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, было принято решение о возбуждении в отношении СРО НП «Объединение проектировщиков Черноземья» дела № 31-11К о нарушении антимонопольного законодательства (приказ от 01.03.2010 г. № 32 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства»).
Рассмотрение дела № 31-11К о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 18.03.2010 г.
При рассмотрении настоящего деля СРО НП «Объединение проектировщиков Черноземья» были предоставлены письменные объяснения (исх. от 16.03.2010 г. № 53), согласно которым Партнерство считает вменение признаков нарушения антимонопольного законодательства, указанных в Акте, частично обоснованными. Одновременно СРО НП «Объединение проектировщиков Черноземья» указало на отсутствие, по его мнению, у антимонопольного органа  полномочий по проверке деятельности Партнерства.
Изучив материалы дела, выслушав аргументы лиц, участвующих в рассмотрении дела № 31-11К о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии в действиях СРО НП «Объединение проектировщиков Черноземья» нарушения части 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившегося в осуществлении координации экономической  деятельности членов Партнерства (проектных организаций), которая может привести к экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами (страховыми компаниями) и созданию препятствий доступу на рынок страхования гражданской ответственности другим хозяйствующим субъектам (страховым организациям).
Указанные выводы Комиссии Управления сделаны на основе следующих обстоятельств и доказательств, имеющихся в материалах дела.
В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции, физическим лицам, коммерческим организациям и некоммерческим организациям запрещается координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит или может привести к последствиям, указанным в части 1 настоящей статьи, в том числе к экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами и созданию препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Пунктом 14 статьи 4 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что координация экономической деятельности – согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 55.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), допускается приобретение некоммерческими организациями, основанными на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, статуса саморегулируемых организаций.
Частью 2 статьи 55.1 Кодекса установлено, что содержанием деятельности саморегулируемой организации являются разработка и утверждение документов, предусмотренных статьей 55.5 настоящего Кодекса, а также контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований этих документов.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 01.12.2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее – Закон о СРО), саморегулируемая организация вправе для обеспечения имущественной ответственности своих членов перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами создавать системы личного и (или) коллективного страхования.
Кодексом для саморегулируемых организаций установлены специальные нормы в части страхования их членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков проектных работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Так, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 55.4 Кодекса, некоммерческая организация вправе приобрести статус саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, при наличии компенсационного фонда, сформированного в размере не менее чем пятьсот тысяч рублей на одного члена некоммерческой организации или, если такой организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в размере не менее чем сто пятьдесят тысяч рублей на одного члена некоммерческой организации.
Согласно пункту 3 части 12 статьи 55.5 Кодекса, правилами саморегулирования саморегулируемых организаций могут устанавливаться требования о страховании членами саморегулируемой организации гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, условия такого страхования.
При этом необходимо отметить, что право на установление саморегулируемыми организациями каких-либо требований к страховым организациям ни Законом о СРО, ни Кодексом не предусмотрено.
Следовательно, исходя из правового смысла норм Закона о СРО и Кодекса, страхование членами саморегулируемых организаций гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков проектных работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должно осуществляться в самостоятельно выбранной ими страховой организации.
В ходе рассмотрения настоящего дела Комиссией Управления установлено, что согласно пунктам 5.1-5.6 Требований к страхованию, член СРО НП «Объединение проектировщиков Черноземья» имеет возможность заключить договор страхования гражданской ответственности в случае причинения вреда вследствие недостатков проектных работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, исключительно в страховой компании соответствующей требованиям, содержащимся в пункте 5.2-5.3 Требований к страхованию.
В противном случае члену Партнерства, в силу пункта 4.1 Требований к страхованию, предусмотрена возможность отказа в выдаче свидетельства о допуске к определенному виду или видам проектных работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, и он не сможет выполнять указанные виды работ, так как, согласно части 1 статьи 55.8 Кодекса, работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Таким образом, член Партнерства вынужден фактически согласовывать с Партнерством заключение договора с конкретной страховой организацией.
Согласно данным Федеральной службы страхового надзора, на территории Воронежской области деятельность по страхованию гражданской ответственности  осуществляют 55 страховых компаний (перечень имеется в материалах дела).
Одновременно Комиссия Управления учитывает и то обстоятельство, что согласно части 2 статьи 4.1 Закон Российской Федерации от 27.11.1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее – Закон о страховом деле), деятельность субъектов страхового дела подлежит лицензированию.
В соответствии с частью 1 статья 30 Закона о страховом деле, за деятельностью субъектов страхового дела осуществляется государственный надзор. Частью 3 этой же нормы установлено, что страховой надзор осуществляется органом страхового надзора и его территориальными органами.
Частью 4 статья 30 Закона о страховом деле установлено, что страховой надзор включает в себя:
1) лицензирование деятельности субъектов страхового дела, аттестацию страховых актуариев и ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;
2) контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела, и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;
3) выдачу в течение 30 дней в предусмотренных настоящим Законом случаях разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями.
Учитывая изложенное, СРО НП «Объединение проектировщиков Черноземья», установив дополнительные, не предусмотренные законом требования к страховым компаниям (страховая организация не ведет судебных процессов, имеющих существенное значение для ее деятельности (подпункт 4 пункта 5.2 Требований к страхованию); наличие определенного рейтинга соответствующих рейтинговых агентств (пункт 5.3 Требований к страхованию)), необоснованно ограничило возможность членов Партнерства заключить соответствующий договор с любой страховой организацией, имеющей в силу закона право осуществлять деятельность по страхованию гражданской ответственности, что может привести к созданию препятствий доступу страховым компаниям на рынок услуг по страхованию гражданской ответственности.
Кроме того, указанные действия СРО НП «Объединение проектировщиков Черноземья», могут привести к экономически или технологически необоснованному отказу членов Партнерства от заключения договоров с определенными продавцами (страховыми компаниями, не соответствующими требованиям, установленным Партнерством), что в итоге может привести к ограничению конкуренции на рынке услуг страхования гражданской ответственности.
Таким образом, действия СРО НП «Объединение проектировщиков Черноземья» по координации экономической деятельности его членов при страховании ими гражданской ответственности в рассматриваемом случае может привести к указанным в пунктах 4 и 8 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции последствиям, а именно к экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами и созданию препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Учитывая изложенное, Комиссия Управления приходит к выводу, что действия СРО НП «Объединение проектировщиков Черноземья» по координации экономической деятельности своих членов при страховании ими гражданской ответственности, выразившиеся в установлении не предусмотренных законом требований к страховым организациям, в которых члены Партнерства могут осуществить страхование гражданской ответственности в случае причинения вреда вследствие недостатков проектных работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, являются нарушением части 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Довод Партнерства об отсутствии у антимонопольного органа  полномочий по проверке деятельности СРО НП «Объединение проектировщиков Черноземья» является несостоятельным в силу следующего.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 Устава СРО НП «Объединение проектировщиков Черноземья», Партнерство является некоммерческой организацией, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 25.1 Закона о защите конкуренции установлено, что в целях осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства антимонопольный орган вправе проводить плановые и внеплановые проверки федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, коммерческих и некоммерческих организаций, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей. Некоммерческие организации подлежат проверке исключительно в части соблюдения ими положений статей 10, 11, 14 - 17.1, 19 - 21 настоящего Федерального закона при осуществлении ими предпринимательской деятельности или координации экономической деятельности других хозяйствующих субъектов.
Учитывая изложенное, в частности тот факт, что проверка деятельности СРО НП «Объединение проектировщиков Черноземья» проводилась Управлением на предмет соблюдения положений статьи 11 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган вправе проводить проверки деятельности некоммерческих организаций, в том числе и СРО НП «Объединение проектировщиков Черноземья».
В целях предупреждения и пресечения монополистической деятельности СРО НП «Объединение проектировщиков Черноземья», Комиссия Управления приходит к выводу о наличии оснований (подпункт «ж», «д» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции) для выдачи указанной организации предписаний: о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а также о недопущении действий, которые могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия решила:
1. Признать действия СРО НП «Объединение проектировщиков Черноземья» по координации экономической деятельности своих членов при страховании ими гражданской ответственности, выразившиеся в установлении не предусмотренных законом требований к страховым организациям, в которых члены СРО НП «Объединение проектировщиков Черноземья» могут осуществить страхование гражданской ответственности в случае причинения вреда вследствие недостатков проектных работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, нарушением части 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
2. Выдать СРО НП «Объединение проектировщиков Черноземья» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Выдать СРО НП «Объединение проектировщиков Черноземья» предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии

stdClass Object ( [vid] => 7688 [uid] => 1 [title] => Решение от 24.03.2010 года по делу № 31-11К [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7688 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320638836 [changed] => 1370523190 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370523190 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Р Е Ш Е Н И Е
по делу № 31-11К о нарушении антимонопольного законодательства
24 марта 2010 г.                                                                                                   г. Воронеж
Резолютивная часть решения объявлена 18 марта 2010 г.
Решение в полном объеме изготовлено 24 марта 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <...> – председатель Комиссии, <...> – члены Комиссии,рассмотрев дело № 30-11К, возбужденное по признакам нарушения Саморегулируемой организацией Некоммерческое партнерство «Объединение проектировщиков Черноземья» (далее – СРО НП «Объединение проектировщиков Черноземья», Партнерство; 394030, г. Воронеж, ул. Плехановская, д.22, оф.10) части 3 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в присутствии представителя СРО НП «Объединение проектировщиков Черноземья» – <...>, установила:
Во исполнение задания ФАС России от 15.10.2009 г. № АК/36180, Управлением проведена внеплановая выездная проверка деятельности СРО НП «Объединение проектировщиков Черноземья», по результатам которой составлен акт от 24.02.2010 г. № 17 (далее – Акт).
Согласно Акту, 25.03.2009 г. решением общего собрания членов СРО НП «Объединение проектировщиков Черноземья» утверждены «Требования к страхованию членами саморегулируемой организации гражданской ответственности в случае причинения вреда вследствие недостатков проектных работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (далее – Требования к страхованию), которые являются неотъемлемой частью Правил саморегулирования.
Пунктом 4.1 указанных требований установлено, что для получения свидетельства о допуске к определенному виду или видам проектных работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, член Партнерства должен обеспечить заключение и надлежащее исполнение договора страхования (страхового полиса) гражданской ответственности в случае причинения вреда вследствие недостатков определенного вида или видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, допуск к которым намерен получить индивидуальный предприниматель или юридической лицо.
В соответствии с пунктом 5.2 Требований к страхованию, «…одним из условий одобрения Партнерством договора страхования члена Партнерства в случае причинения вреда вследствие недостатков проектных работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, является соответствие страховой организации, с которой заключен договор, следующим основным требованиям:
1) Страховая организация имеет действующую лицензию (без ограничений действия) на осуществление страховой деятельности, выданную Федеральной службой страхового надзора Российской Федерации;
2) Страховая организация имеет действующую лицензию (без ограничений действия) на осуществление страхования гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам;
3) Страховой организацией разработаны и утверждены Правила страхования гражданской ответственности за причинение вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
4) Страховая организация не ведет судебных процессов, имеющих существенное значение для ее деятельности;
5) В отношении страховой организации не ведется процедура банкротства;
7) Соответствие маржи платежеспособности страховой организации требованиям законодательства».
Согласно пункту 5.3 Требований к страхованию страховая компания должна иметь «…рейтинг одного из следующих рейтинговых агентств: «Эй. Эм. Бест Ко», «Стэндард энд Пурс», «Фитч Инк», «Мудис Инвестор Сервис», «Эксперт Ра», «Национальное рейтинговое агентство». При этом присвоенный рейтинг, в зависимости от рейтинговых классов указанных рейтинговых агентств, должен быть не ниже:
   - «А» по классификации рейтингового агентства «Эксперт РА»;
   - «ВВВ» по классификации рейтингового агентства «Стэндард энд Пурс» (национальная шкала);
   - «Ваа3» по классификации рейтингового агентства «Мудис Инвестор Сервис» (национальная шкала);
   - «В+» по классификации рейтингового агентства «Эй. Эм. Бест Ко» (национальная шкала);
   - «ВВВ» по классификации рейтингового агентства «Фитч Инк» (национальная шкала);
   - «В» по классификации рейтингового агентства «Национальное рейтинговое агентство»».

По результатам контрольного мероприятия Управлением, с учетом выявленных  признаков нарушения части 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции в действиях Партнерства по установлении не предусмотренных законом требований к страховым организациям, в которых члены Партнерства могут осуществить страхование гражданской ответственности в случае причинения вреда вследствие недостатков проектных работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, было принято решение о возбуждении в отношении СРО НП «Объединение проектировщиков Черноземья» дела № 31-11К о нарушении антимонопольного законодательства (приказ от 01.03.2010 г. № 32 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства»).
Рассмотрение дела № 31-11К о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 18.03.2010 г.
При рассмотрении настоящего деля СРО НП «Объединение проектировщиков Черноземья» были предоставлены письменные объяснения (исх. от 16.03.2010 г. № 53), согласно которым Партнерство считает вменение признаков нарушения антимонопольного законодательства, указанных в Акте, частично обоснованными. Одновременно СРО НП «Объединение проектировщиков Черноземья» указало на отсутствие, по его мнению, у антимонопольного органа  полномочий по проверке деятельности Партнерства.
Изучив материалы дела, выслушав аргументы лиц, участвующих в рассмотрении дела № 31-11К о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии в действиях СРО НП «Объединение проектировщиков Черноземья» нарушения части 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившегося в осуществлении координации экономической  деятельности членов Партнерства (проектных организаций), которая может привести к экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами (страховыми компаниями) и созданию препятствий доступу на рынок страхования гражданской ответственности другим хозяйствующим субъектам (страховым организациям).
Указанные выводы Комиссии Управления сделаны на основе следующих обстоятельств и доказательств, имеющихся в материалах дела.
В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции, физическим лицам, коммерческим организациям и некоммерческим организациям запрещается координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит или может привести к последствиям, указанным в части 1 настоящей статьи, в том числе к экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами и созданию препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Пунктом 14 статьи 4 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что координация экономической деятельности – согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 55.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), допускается приобретение некоммерческими организациями, основанными на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, статуса саморегулируемых организаций.
Частью 2 статьи 55.1 Кодекса установлено, что содержанием деятельности саморегулируемой организации являются разработка и утверждение документов, предусмотренных статьей 55.5 настоящего Кодекса, а также контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований этих документов.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 01.12.2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее – Закон о СРО), саморегулируемая организация вправе для обеспечения имущественной ответственности своих членов перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами создавать системы личного и (или) коллективного страхования.
Кодексом для саморегулируемых организаций установлены специальные нормы в части страхования их членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков проектных работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Так, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 55.4 Кодекса, некоммерческая организация вправе приобрести статус саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, при наличии компенсационного фонда, сформированного в размере не менее чем пятьсот тысяч рублей на одного члена некоммерческой организации или, если такой организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в размере не менее чем сто пятьдесят тысяч рублей на одного члена некоммерческой организации.
Согласно пункту 3 части 12 статьи 55.5 Кодекса, правилами саморегулирования саморегулируемых организаций могут устанавливаться требования о страховании членами саморегулируемой организации гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, условия такого страхования.
При этом необходимо отметить, что право на установление саморегулируемыми организациями каких-либо требований к страховым организациям ни Законом о СРО, ни Кодексом не предусмотрено.
Следовательно, исходя из правового смысла норм Закона о СРО и Кодекса, страхование членами саморегулируемых организаций гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков проектных работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должно осуществляться в самостоятельно выбранной ими страховой организации.
В ходе рассмотрения настоящего дела Комиссией Управления установлено, что согласно пунктам 5.1-5.6 Требований к страхованию, член СРО НП «Объединение проектировщиков Черноземья» имеет возможность заключить договор страхования гражданской ответственности в случае причинения вреда вследствие недостатков проектных работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, исключительно в страховой компании соответствующей требованиям, содержащимся в пункте 5.2-5.3 Требований к страхованию.
В противном случае члену Партнерства, в силу пункта 4.1 Требований к страхованию, предусмотрена возможность отказа в выдаче свидетельства о допуске к определенному виду или видам проектных работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, и он не сможет выполнять указанные виды работ, так как, согласно части 1 статьи 55.8 Кодекса, работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Таким образом, член Партнерства вынужден фактически согласовывать с Партнерством заключение договора с конкретной страховой организацией.
Согласно данным Федеральной службы страхового надзора, на территории Воронежской области деятельность по страхованию гражданской ответственности  осуществляют 55 страховых компаний (перечень имеется в материалах дела).
Одновременно Комиссия Управления учитывает и то обстоятельство, что согласно части 2 статьи 4.1 Закон Российской Федерации от 27.11.1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее – Закон о страховом деле), деятельность субъектов страхового дела подлежит лицензированию.
В соответствии с частью 1 статья 30 Закона о страховом деле, за деятельностью субъектов страхового дела осуществляется государственный надзор. Частью 3 этой же нормы установлено, что страховой надзор осуществляется органом страхового надзора и его территориальными органами.
Частью 4 статья 30 Закона о страховом деле установлено, что страховой надзор включает в себя:
1) лицензирование деятельности субъектов страхового дела, аттестацию страховых актуариев и ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;
2) контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела, и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;
3) выдачу в течение 30 дней в предусмотренных настоящим Законом случаях разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями.
Учитывая изложенное, СРО НП «Объединение проектировщиков Черноземья», установив дополнительные, не предусмотренные законом требования к страховым компаниям (страховая организация не ведет судебных процессов, имеющих существенное значение для ее деятельности (подпункт 4 пункта 5.2 Требований к страхованию); наличие определенного рейтинга соответствующих рейтинговых агентств (пункт 5.3 Требований к страхованию)), необоснованно ограничило возможность членов Партнерства заключить соответствующий договор с любой страховой организацией, имеющей в силу закона право осуществлять деятельность по страхованию гражданской ответственности, что может привести к созданию препятствий доступу страховым компаниям на рынок услуг по страхованию гражданской ответственности.
Кроме того, указанные действия СРО НП «Объединение проектировщиков Черноземья», могут привести к экономически или технологически необоснованному отказу членов Партнерства от заключения договоров с определенными продавцами (страховыми компаниями, не соответствующими требованиям, установленным Партнерством), что в итоге может привести к ограничению конкуренции на рынке услуг страхования гражданской ответственности.
Таким образом, действия СРО НП «Объединение проектировщиков Черноземья» по координации экономической деятельности его членов при страховании ими гражданской ответственности в рассматриваемом случае может привести к указанным в пунктах 4 и 8 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции последствиям, а именно к экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами и созданию препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Учитывая изложенное, Комиссия Управления приходит к выводу, что действия СРО НП «Объединение проектировщиков Черноземья» по координации экономической деятельности своих членов при страховании ими гражданской ответственности, выразившиеся в установлении не предусмотренных законом требований к страховым организациям, в которых члены Партнерства могут осуществить страхование гражданской ответственности в случае причинения вреда вследствие недостатков проектных работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, являются нарушением части 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Довод Партнерства об отсутствии у антимонопольного органа  полномочий по проверке деятельности СРО НП «Объединение проектировщиков Черноземья» является несостоятельным в силу следующего.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 Устава СРО НП «Объединение проектировщиков Черноземья», Партнерство является некоммерческой организацией, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 25.1 Закона о защите конкуренции установлено, что в целях осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства антимонопольный орган вправе проводить плановые и внеплановые проверки федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, коммерческих и некоммерческих организаций, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей. Некоммерческие организации подлежат проверке исключительно в части соблюдения ими положений статей 10, 11, 14 - 17.1, 19 - 21 настоящего Федерального закона при осуществлении ими предпринимательской деятельности или координации экономической деятельности других хозяйствующих субъектов.
Учитывая изложенное, в частности тот факт, что проверка деятельности СРО НП «Объединение проектировщиков Черноземья» проводилась Управлением на предмет соблюдения положений статьи 11 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган вправе проводить проверки деятельности некоммерческих организаций, в том числе и СРО НП «Объединение проектировщиков Черноземья».
В целях предупреждения и пресечения монополистической деятельности СРО НП «Объединение проектировщиков Черноземья», Комиссия Управления приходит к выводу о наличии оснований (подпункт «ж», «д» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции) для выдачи указанной организации предписаний: о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а также о недопущении действий, которые могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия решила:
1. Признать действия СРО НП «Объединение проектировщиков Черноземья» по координации экономической деятельности своих членов при страховании ими гражданской ответственности, выразившиеся в установлении не предусмотренных законом требований к страховым организациям, в которых члены СРО НП «Объединение проектировщиков Черноземья» могут осуществить страхование гражданской ответственности в случае причинения вреда вследствие недостатков проектных работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, нарушением части 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
2. Выдать СРО НП «Объединение проектировщиков Черноземья» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Выдать СРО НП «Объединение проектировщиков Черноземья» предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Р Е Ш Е Н И Е
по делу № 31-11К о нарушении антимонопольного законодательства
24 марта 2010 г.                                                                                                   г. Воронеж
Резолютивная часть решения объявлена 18 марта 2010 г.
Решение в полном объеме изготовлено 24 марта 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <...> – председатель Комиссии, <...> – члены Комиссии,рассмотрев дело № 30-11К, возбужденное по признакам нарушения Саморегулируемой организацией Некоммерческое партнерство «Объединение проектировщиков Черноземья» (далее – СРО НП «Объединение проектировщиков Черноземья», Партнерство; 394030, г. Воронеж, ул. Плехановская, д.22, оф.10) части 3 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в присутствии представителя СРО НП «Объединение проектировщиков Черноземья» – <...>, установила:
Во исполнение задания ФАС России от 15.10.2009 г. № АК/36180, Управлением проведена внеплановая выездная проверка деятельности СРО НП «Объединение проектировщиков Черноземья», по результатам которой составлен акт от 24.02.2010 г. № 17 (далее – Акт).
Согласно Акту, 25.03.2009 г. решением общего собрания членов СРО НП «Объединение проектировщиков Черноземья» утверждены «Требования к страхованию членами саморегулируемой организации гражданской ответственности в случае причинения вреда вследствие недостатков проектных работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (далее – Требования к страхованию), которые являются неотъемлемой частью Правил саморегулирования.
Пунктом 4.1 указанных требований установлено, что для получения свидетельства о допуске к определенному виду или видам проектных работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, член Партнерства должен обеспечить заключение и надлежащее исполнение договора страхования (страхового полиса) гражданской ответственности в случае причинения вреда вследствие недостатков определенного вида или видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, допуск к которым намерен получить индивидуальный предприниматель или юридической лицо.
В соответствии с пунктом 5.2 Требований к страхованию, «…одним из условий одобрения Партнерством договора страхования члена Партнерства в случае причинения вреда вследствие недостатков проектных работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, является соответствие страховой организации, с которой заключен договор, следующим основным требованиям:
1) Страховая организация имеет действующую лицензию (без ограничений действия) на осуществление страховой деятельности, выданную Федеральной службой страхового надзора Российской Федерации;
2) Страховая организация имеет действующую лицензию (без ограничений действия) на осуществление страхования гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам;
3) Страховой организацией разработаны и утверждены Правила страхования гражданской ответственности за причинение вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
4) Страховая организация не ведет судебных процессов, имеющих существенное значение для ее деятельности;
5) В отношении страховой организации не ведется процедура банкротства;
7) Соответствие маржи платежеспособности страховой организации требованиям законодательства».
Согласно пункту 5.3 Требований к страхованию страховая компания должна иметь «…рейтинг одного из следующих рейтинговых агентств: «Эй. Эм. Бест Ко», «Стэндард энд Пурс», «Фитч Инк», «Мудис Инвестор Сервис», «Эксперт Ра», «Национальное рейтинговое агентство». При этом присвоенный рейтинг, в зависимости от рейтинговых классов указанных рейтинговых агентств, должен быть не ниже:
   - «А» по классификации рейтингового агентства «Эксперт РА»;
   - «ВВВ» по классификации рейтингового агентства «Стэндард энд Пурс» (национальная шкала);
   - «Ваа3» по классификации рейтингового агентства «Мудис Инвестор Сервис» (национальная шкала);
   - «В+» по классификации рейтингового агентства «Эй. Эм. Бест Ко» (национальная шкала);
   - «ВВВ» по классификации рейтингового агентства «Фитч Инк» (национальная шкала);
   - «В» по классификации рейтингового агентства «Национальное рейтинговое агентство»».

По результатам контрольного мероприятия Управлением, с учетом выявленных  признаков нарушения части 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции в действиях Партнерства по установлении не предусмотренных законом требований к страховым организациям, в которых члены Партнерства могут осуществить страхование гражданской ответственности в случае причинения вреда вследствие недостатков проектных работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, было принято решение о возбуждении в отношении СРО НП «Объединение проектировщиков Черноземья» дела № 31-11К о нарушении антимонопольного законодательства (приказ от 01.03.2010 г. № 32 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства»).
Рассмотрение дела № 31-11К о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 18.03.2010 г.
При рассмотрении настоящего деля СРО НП «Объединение проектировщиков Черноземья» были предоставлены письменные объяснения (исх. от 16.03.2010 г. № 53), согласно которым Партнерство считает вменение признаков нарушения антимонопольного законодательства, указанных в Акте, частично обоснованными. Одновременно СРО НП «Объединение проектировщиков Черноземья» указало на отсутствие, по его мнению, у антимонопольного органа  полномочий по проверке деятельности Партнерства.
Изучив материалы дела, выслушав аргументы лиц, участвующих в рассмотрении дела № 31-11К о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии в действиях СРО НП «Объединение проектировщиков Черноземья» нарушения части 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившегося в осуществлении координации экономической  деятельности членов Партнерства (проектных организаций), которая может привести к экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами (страховыми компаниями) и созданию препятствий доступу на рынок страхования гражданской ответственности другим хозяйствующим субъектам (страховым организациям).
Указанные выводы Комиссии Управления сделаны на основе следующих обстоятельств и доказательств, имеющихся в материалах дела.
В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции, физическим лицам, коммерческим организациям и некоммерческим организациям запрещается координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит или может привести к последствиям, указанным в части 1 настоящей статьи, в том числе к экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами и созданию препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Пунктом 14 статьи 4 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что координация экономической деятельности – согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 55.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), допускается приобретение некоммерческими организациями, основанными на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, статуса саморегулируемых организаций.
Частью 2 статьи 55.1 Кодекса установлено, что содержанием деятельности саморегулируемой организации являются разработка и утверждение документов, предусмотренных статьей 55.5 настоящего Кодекса, а также контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований этих документов.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 01.12.2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее – Закон о СРО), саморегулируемая организация вправе для обеспечения имущественной ответственности своих членов перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами создавать системы личного и (или) коллективного страхования.
Кодексом для саморегулируемых организаций установлены специальные нормы в части страхования их членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков проектных работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Так, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 55.4 Кодекса, некоммерческая организация вправе приобрести статус саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, при наличии компенсационного фонда, сформированного в размере не менее чем пятьсот тысяч рублей на одного члена некоммерческой организации или, если такой организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в размере не менее чем сто пятьдесят тысяч рублей на одного члена некоммерческой организации.
Согласно пункту 3 части 12 статьи 55.5 Кодекса, правилами саморегулирования саморегулируемых организаций могут устанавливаться требования о страховании членами саморегулируемой организации гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, условия такого страхования.
При этом необходимо отметить, что право на установление саморегулируемыми организациями каких-либо требований к страховым организациям ни Законом о СРО, ни Кодексом не предусмотрено.
Следовательно, исходя из правового смысла норм Закона о СРО и Кодекса, страхование членами саморегулируемых организаций гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков проектных работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должно осуществляться в самостоятельно выбранной ими страховой организации.
В ходе рассмотрения настоящего дела Комиссией Управления установлено, что согласно пунктам 5.1-5.6 Требований к страхованию, член СРО НП «Объединение проектировщиков Черноземья» имеет возможность заключить договор страхования гражданской ответственности в случае причинения вреда вследствие недостатков проектных работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, исключительно в страховой компании соответствующей требованиям, содержащимся в пункте 5.2-5.3 Требований к страхованию.
В противном случае члену Партнерства, в силу пункта 4.1 Требований к страхованию, предусмотрена возможность отказа в выдаче свидетельства о допуске к определенному виду или видам проектных работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, и он не сможет выполнять указанные виды работ, так как, согласно части 1 статьи 55.8 Кодекса, работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Таким образом, член Партнерства вынужден фактически согласовывать с Партнерством заключение договора с конкретной страховой организацией.
Согласно данным Федеральной службы страхового надзора, на территории Воронежской области деятельность по страхованию гражданской ответственности  осуществляют 55 страховых компаний (перечень имеется в материалах дела).
Одновременно Комиссия Управления учитывает и то обстоятельство, что согласно части 2 статьи 4.1 Закон Российской Федерации от 27.11.1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее – Закон о страховом деле), деятельность субъектов страхового дела подлежит лицензированию.
В соответствии с частью 1 статья 30 Закона о страховом деле, за деятельностью субъектов страхового дела осуществляется государственный надзор. Частью 3 этой же нормы установлено, что страховой надзор осуществляется органом страхового надзора и его территориальными органами.
Частью 4 статья 30 Закона о страховом деле установлено, что страховой надзор включает в себя:
1) лицензирование деятельности субъектов страхового дела, аттестацию страховых актуариев и ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;
2) контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела, и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;
3) выдачу в течение 30 дней в предусмотренных настоящим Законом случаях разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями.
Учитывая изложенное, СРО НП «Объединение проектировщиков Черноземья», установив дополнительные, не предусмотренные законом требования к страховым компаниям (страховая организация не ведет судебных процессов, имеющих существенное значение для ее деятельности (подпункт 4 пункта 5.2 Требований к страхованию); наличие определенного рейтинга соответствующих рейтинговых агентств (пункт 5.3 Требований к страхованию)), необоснованно ограничило возможность членов Партнерства заключить соответствующий договор с любой страховой организацией, имеющей в силу закона право осуществлять деятельность по страхованию гражданской ответственности, что может привести к созданию препятствий доступу страховым компаниям на рынок услуг по страхованию гражданской ответственности.
Кроме того, указанные действия СРО НП «Объединение проектировщиков Черноземья», могут привести к экономически или технологически необоснованному отказу членов Партнерства от заключения договоров с определенными продавцами (страховыми компаниями, не соответствующими требованиям, установленным Партнерством), что в итоге может привести к ограничению конкуренции на рынке услуг страхования гражданской ответственности.
Таким образом, действия СРО НП «Объединение проектировщиков Черноземья» по координации экономической деятельности его членов при страховании ими гражданской ответственности в рассматриваемом случае может привести к указанным в пунктах 4 и 8 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции последствиям, а именно к экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами и созданию препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Учитывая изложенное, Комиссия Управления приходит к выводу, что действия СРО НП «Объединение проектировщиков Черноземья» по координации экономической деятельности своих членов при страховании ими гражданской ответственности, выразившиеся в установлении не предусмотренных законом требований к страховым организациям, в которых члены Партнерства могут осуществить страхование гражданской ответственности в случае причинения вреда вследствие недостатков проектных работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, являются нарушением части 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Довод Партнерства об отсутствии у антимонопольного органа  полномочий по проверке деятельности СРО НП «Объединение проектировщиков Черноземья» является несостоятельным в силу следующего.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 Устава СРО НП «Объединение проектировщиков Черноземья», Партнерство является некоммерческой организацией, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 25.1 Закона о защите конкуренции установлено, что в целях осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства антимонопольный орган вправе проводить плановые и внеплановые проверки федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, коммерческих и некоммерческих организаций, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей. Некоммерческие организации подлежат проверке исключительно в части соблюдения ими положений статей 10, 11, 14 - 17.1, 19 - 21 настоящего Федерального закона при осуществлении ими предпринимательской деятельности или координации экономической деятельности других хозяйствующих субъектов.
Учитывая изложенное, в частности тот факт, что проверка деятельности СРО НП «Объединение проектировщиков Черноземья» проводилась Управлением на предмет соблюдения положений статьи 11 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган вправе проводить проверки деятельности некоммерческих организаций, в том числе и СРО НП «Объединение проектировщиков Черноземья».
В целях предупреждения и пресечения монополистической деятельности СРО НП «Объединение проектировщиков Черноземья», Комиссия Управления приходит к выводу о наличии оснований (подпункт «ж», «д» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции) для выдачи указанной организации предписаний: о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а также о недопущении действий, которые могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия решила:
1. Признать действия СРО НП «Объединение проектировщиков Черноземья» по координации экономической деятельности своих членов при страховании ими гражданской ответственности, выразившиеся в установлении не предусмотренных законом требований к страховым организациям, в которых члены СРО НП «Объединение проектировщиков Черноземья» могут осуществить страхование гражданской ответственности в случае причинения вреда вследствие недостатков проектных работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, нарушением части 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
2. Выдать СРО НП «Объединение проектировщиков Черноземья» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Выдать СРО НП «Объединение проектировщиков Черноземья» предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Рассмотрено дело, возбужденное по признакам нарушения Саморегулируемой организацией Некоммерческое партнерство «Объединение проектировщиков Черноземья» части 3 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

[format] => full_html [safe_value] =>

Рассмотрено дело, возбужденное по признакам нарушения Саморегулируемой организацией Некоммерческое партнерство «Объединение проектировщиков Черноземья» части 3 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия Воронежского УФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». Воронежское УФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением хозяйствующими субъектами и органами власти законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, законодательства о государственном регулировании торговой деятельности, законодательства в сфере электроэнергетики. Также Воронежское УФАС России осуществляет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна.

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-03-24 09:03:23 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-03-24 09:03:23 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320638836 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Воронежское УФАС России )