Решение от 12.04.2010 года по делу № 33-10К

Дата публикации: 12 апреля 2010, 13:31

Р Е Ш Е Н И Е
по делу № 33-10К о нарушении антимонопольного законодательства
12 апреля 2010 г.                                                                                         г. Воронеж
Резолютивная часть решения объявлена 05 апреля 2010 г.
Решение в полном объеме изготовлено 12 апреля 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <...> – председатель Комиссии, <...> – члены Комиссии,
рассмотрев дело № 33-10К по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Электротехническое управление» (396901, г. Семилуки, ул. Мурзы, 1А) (далее ООО «Электротехническое управление», ответчик, сетевая организация) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее ФЗ «О защите конкуренции»), в присутствии представителей от:
ООО «Электротехническое управление» - <...>,
ИП <...> - <...>, установила:
05 февраля 2010 г. в Управление поступило заявление индивидуального предпринимателя <...> (далее ИП <...> либо Заявитель) на действия ООО «Электротехническое управление» по необоснованному отказу ИП <...> от технологического присоединения к электрическим сетям.
Как следует из заявления, 29.01.2010 г. ИП <...> обратилась в адрес ООО «Электротехническое управление» с заявкой на присоединение энергопринимающего устройства, расположенного в нежилом помещении по адресу: Воронежская область, г. Семилуки, Привокзальная площадь, д.1, литер 4А, принадлежащего ей на праве аренды (договор аренды от 29.01.2010г. б/н).
01.02.2010 г. ООО «Электротехническое управление» направило в адрес ИП <...> письмо (от 01.02.2010г. №28) в котором отказало ИП <...> в технологическом присоединении при этом указав следующее: «…арендуемое ИП <...> помещение уже имеет технологическое присоединение к электрическим сетям ООО «Электротехническое управление», которое носит однократный характер, соответственно поданная заявка не относится ни к одному из случаев указанных в п.2 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям утв. Постановлением Правительства от 27.12.2004г. №861 условий, в силу которых сетевая организация обязана осуществить технологическое присоединение».
Согласно письменным объяснениям ООО «Электротехническое управление» (от 02.04.2010 г. №106) по настоящему делу, здание по адресу: Воронежская область, г. Семилуки, Привокзальная площадь, 1 уже имеет технологическое присоединение. Необходимость осуществления нового технологического присоединения вызвана реконструкцией указанного объекта недвижимости, выразившаяся в надстройке второго этажа здания. Таким образом, по мнению  ответчика, технические условия являются частью проекта реконструкции объекта капитального строительства, в связи с чем с заявкой о подключении на стадии проектирования может обратиться собственник, намеренный осуществить реконструкцию объекта капитального строительства, но не арендатор помещений, которые должны возникнуть в результате этой реконструкции.
По результатам предварительного рассмотрения заявления и материалов, Управлением были установлены признаки нарушения части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» и принято решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства (приказ от 01.03.2010 г. № 30 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства»).
Рассмотрение дела № 33-10К о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 22 марта 2010 г.
В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств рассмотрение дела отлагалось до 05 апреля 2010 г.
Изучив материалы дела и доказательства, предоставленные лицами, участвующими в деле, выслушав доводы заявителя и ответчика, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии признаков злоупотребления доминирующим положением в действиях ООО «Электротехническое управление» по экономически, технологически необоснованному отказу от оказания ИП <...> услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям, в силу следующих обстоятельств.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 23 ФЗ «О защите конкуренции», антимонопольный орган устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
На основании указанной нормы Управлением при рассмотрении настоящего дела было проведено исследование состояния конкуренции на локальном рынке услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям, на котором действует ООО «Электротехническое управление» (аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на локальном рынке услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям от 06.04.2010г., имеется в материалах дела ).
По результатам проведенного анализа установлено следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «Электротехническое управление» было создано 13 июня  2006 г.
Место нахождения ООО «Электротехническое управление» - 396900, Воронежская обл., Семилукский район, г. Семилуки, ул. Мурзы, 1А.05.2000 г.
Целью проведенного исследования локального рынка услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям являлась оценка конкурентной среды на локальном рынке услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям, в том числе установление доминирующего положения ООО «Электротехническое управление» на указанном рынке при рассмотрении дела №33-10К о нарушении антимонопольного законодательства.
Согласно статье 4 ФЗ «О защите конкуренции», под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Товаром на исследованном рынке являлись услуги по технологическому присоединению к электрическим сетям, оказываемые ООО «Электротехническое управление» потребителям (покупателям), посредством осуществления соответствующих мероприятий по технологическому присоединению на основании заключенных договоров на технологическое присоединение.
В соответствии с предметом договоров на технологическое присоединение к электрическим сетям ООО «Электротехническое управление» обязано выполнить мероприятия по технологическому присоединению, а потребители оплачивают данные мероприятия.
Согласно п.2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства 27.12.2004 г. № 861 (далее Правила недискриминационного доступа), сетевая организация — организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям. 
По предоставленной ООО «Электротехническое управление» информации, ответчик оказывает услуги по передаче электрической энергии, а также услуги по технологическому присоединению к электрическим сетям. Следовательно, ООО «Электротехническое управление» в силу п. 2 Правил недискриминационного доступа является сетевой организацией.
В соответствии с п. 7 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861 (далее Правила технологического присоединения), процедура по технологическому присоединению включает в себя следующие этапы:
а) подача заявки юридическим или физическим лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию и увеличение объема присоединенной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение)величины присоединенной мощности, но измеряющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;
б)  заключение договора;
в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;
г) получение разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору на допуск в эксплуатацию объектов заявителя;
г.1) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям. Фактическое присоединение понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов заявителя (энергопринимающих устройств, энергетических установок и электрических сетей) без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя;
г.2) фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата;
д) составление акта о технологическом присоединении и акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
В связи с этим, услуги по технологическому присоединению к электрическим сетям являются специфическим товаром, который не может быть в процессе потребления заменен на другой товар, сравнимый по своему функциональному назначению и применению, а также качественным и техническим характеристикам.
Учитывая указанную специфику, оказание услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям может осуществляться только посредством специального оборудования (объектов электросетевого хозяйства), находящихся у конкретного хозяйствующего субъекта на праве собственности либо на ином законном основании.
Таким образом, продуктовыми границами изученного товарного рынка являются услуги по технологическому присоединению к электрическим сетям.
При определении географических границ исследованного товарного рынка, учтено, что технологическое присоединение возможно только при наличии специального инженерного оборудования, в частности объектов электросетевого хозяйства (электрических сетей, трансформаторных подстанций, энергопринимающих устройств и т.д.).
Географическими границами изученного локального рынка услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям, являлась территория, охваченная электрическими сетями ООО «Электротехническое управление».
Данную территорию следует обозначить как зону обслуживания ООО «Электротехническое управление», в пределах которой данный хозяйствующий субъект оказывает услуги по технологическому присоединению к электрическим сетям потребителям (покупателям), заключившим договор на технологическое присоединение с указанным хозяйствующим субъектом.
Зона обслуживания ООО «Электротехническое управление», географически не выходит за административные границы г. Семилуки Воронежской области, в связи с чем исследованный товарный рынок является локальным.
Таким образом, географическими границами исследованного товарного рынка является территория, охваченная электрическими сетями ответчика.
На исследованном рынке, деятельность по технологическому присоединению к электрическим сетям, осуществляется единственным хозяйствующим субъектом — ООО «Электротехническое управление». Какие-либо иные хозяйствующие субъекты, которые оказывают услуги по технологическому присоединению к электрическим сетям в пределах тех же электрических сетей (зоны обслуживания), что и ООО «Электротехническое управление», отсутствуют.
В период 2009г. ООО «Электротехническое управление» оказало услуги по технологическому присоединению к электрическим сетям на исследуемом рынке ста шестидесяти шести (166) потребителям.
Учитывая, что данный хозяйствующий субъект оказывает услуги по технологическому присоединению к электрическим сетям только в единственном числе, доля ООО «Электротехническое управление» на локальном рынке услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям, фактически составляет 100 процентов.
Согласно статье 5 ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50 процентов.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, ООО «Электротехническое управление», в соответствии с п.1 ч.1 ст.5 ФЗ «О защите конкуренции» занимает доминирующее положение на рынке услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям.
В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или)ущемление интересов других лиц.
Отношения, связанные с оказанием услуг по технологическому присоединению регулируются Правилами технологического присоединения.
 В соответствии с п. 3 Правил технологического присоединения, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя, сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Согласно п.12.1 Правил технологического присоединения, в заявке направляемой заявителем-юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в целях технологического присоединения по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 100 кВт включительно должны быть указаны:
   - сведения, предусмотренные подпунктами «а» - «в», «и» и «к» пункта 9 Правил технологического присоединения;
   - максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя;
   - характер нагрузки (вид экономической деятельности субъекта);
   - предложения по порядку расчетов и условиям рассрочки внесения платы за технологическое присоединение-для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 15 и до 100 кВт включительно.
Как установлено из материалов дела, 29.01.2010 г. Заявитель, являясь индивидуальным предпринимателем обратился в адрес ООО «Электротехническое управление» с заявкой на технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств мощность которых составляет 15 кВт.
Указанное энергопринимающее устройство расположено в нежилом помещении по адресу: Воронежская область, г. Семилуки, Привокзальная площадь, д.1, литер 4А,  принадлежащего ИП <...> на праве аренды. (договор аренды заключенный с ООО ПКФ «Татьяна-Бис» от 29.01.2010г. б/н).
В заявке, поданной в ООО «Электротехническое управление», были указаны все необходимые сведения, предусмотренные п.12.1 Правил технологического присоединения.
Одновременно с заявкой ИП <...> был предоставлен ответчику  необходимый в соответствии с пунктами 9, 12.1 Правил технологического присоединения перечень документов, а именно:
   - свидетельство о государственной регистрации, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
   - копия заводского паспорта трехфазного оборудования (при наличии);
   - копия паспорта; банковские реквизиты, заверенные предпринимателем; 
   - акт выбора земельного участка с ситуационным планом или документ, подтверждающий право собственности на здание или помещение, документ разрешающий реконструкцию.
Помимо этого, Заявителем в адрес сетевой организации были предоставлены правоустанавливающие документы на арендуемое ИП <...> помещение:   
   - разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 27.11.2009г. №RU 36528101-37-09г., выданное администрацией Семилукского муниципального района Воронежской области;
   - кадастровый паспорт от 06.03.2010г. №653, выданный Филиалом ГУП ВО «Воронежоблтехинвентаризация» - БТИ Семилукского района Воронежской области.
Таким образом, при указанных обстоятельствах, в силу пунктов 3, 12.1 Правил технологического присоединения, ответчик не вправе отказывать Заявителю в технологическом присоединении энергопринимающего устройства, максимальная мощность которого составляет до 100 кВт включительно и обязан выполнить в отношении данного энергопринимающего устройства такого Заявителя мероприятия по технологическому присоединению.   
Аргумент ответчика о том, что технические условия могут быть выданы только собственнику здания несостоятелен, т.к. в силу пунктов 4, 10 Правил технологического присоединения, право на технологическое присоединение имеют любые лица, обратившиеся в сетевую организацию, которые владеют объектом капитального строительства либо энергопринимающим устройством на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании.
Из материалов дела следует, что ИП <...> владеет энергопринимающим устройством, расположенным в нежилом помещении (Воронежская область, г. Семилуки, Привокзальная площадь, д.1, литер 4А), которое подлежит подключению к электрическим сетям, на законном основании – праве аренды, в связи с чем ИП <...> имеет право на технологическое присоединение и ей без каких-либо препятствий могут быть выданы соответствующие технические условия.
Доводы ООО «Электротехническое управление» о том, что здание по адресу: Воронежская область, г. Семилуки, Привокзальная площадь, д.1 уже имеет технологическое присоединение, не могут быть приняты Комиссией Управления во внимание в силу того, что помещение, принадлежащее на праве аренды ИП <...> находящееся в указанном здании, является отдельным объектом, электроснабжение которого в соответствии с предоставленными Заявителем документами, осуществляется через отдельное энергопринимающее устройство, в связи с чем данное энергопринимающее устройство подлежит отдельному технологическому присоединению к электрическим сетям ответчика.
Таким образом, ООО «Электротехническое управление»,  являясь сетевой организацией и хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на локальном рынке услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям, обязано выполнить  мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств ИП <...> к электрическим сетям ООО «Электротехническое управление».
Согласно письменным объяснениям ИП <...> по настоящему делу (от 10.03.2010г. б/н), действия ООО «Электротехническое управление» по экономически, технологически необоснованному отказу от оказания Заявителю услуги по технологическому присоединению к электрическим сетям привели к ущемлению интересов ИП <...>, как представителя малого бизнеса, так как в отсутствие электроснабжения арендуемого ею нежилого помещения, отсутствует фактическая возможность осуществления предпринимательской деятельности (реализация промышленных товаров), а также создание новых рабочих мест для осуществления указанной деятельности.
Учитывая указанные обстоятельства, действия ООО «Электротехническое управление» по экономически, технологически необоснованному отказу от оказания ИП <...> услуги по технологическому присоединению к электрическим сетям, являются злоупотреблением доминирующим положением и нарушением части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».
В связи с этим, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии оснований (подпункты «б», «д» пункта 2 части 1 статьи 23 ФЗ «О защите конкуренции») для выдачи ООО «Электротехническое управление» предписаний: о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции; о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-3 ст. 41, ст. 49 ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия, решила:
1.
Признать факт наличия у общества с ограниченной ответственностью «Электротехническое управление» доминирующего положения на локальном рынке услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям;
2. Признать действия общества с ограниченной ответственностью «Электротехническое управление» по экономически, технологически необоснованному отказу от оказания индивидуальному предпринимателю <...> услуги по технологическому присоединению к электрическим сетям, злоупотреблением доминирующим положением и нарушением части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».
3. Выдать обществу с ограниченной ответственностью «Электротехническое управление» предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
4. Выдать обществу с ограниченной ответственностью «Электротехническое управление» предписание о недопущении действий, которые могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии

stdClass Object ( [vid] => 7691 [uid] => 1 [title] => Решение от 12.04.2010 года по делу № 33-10К [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7691 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320638836 [changed] => 1370523190 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370523190 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Р Е Ш Е Н И Е
по делу № 33-10К о нарушении антимонопольного законодательства
12 апреля 2010 г.                                                                                         г. Воронеж
Резолютивная часть решения объявлена 05 апреля 2010 г.
Решение в полном объеме изготовлено 12 апреля 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <...> – председатель Комиссии, <...> – члены Комиссии,
рассмотрев дело № 33-10К по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Электротехническое управление» (396901, г. Семилуки, ул. Мурзы, 1А) (далее ООО «Электротехническое управление», ответчик, сетевая организация) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее ФЗ «О защите конкуренции»), в присутствии представителей от:
ООО «Электротехническое управление» - <...>,
ИП <...> - <...>, установила:
05 февраля 2010 г. в Управление поступило заявление индивидуального предпринимателя <...> (далее ИП <...> либо Заявитель) на действия ООО «Электротехническое управление» по необоснованному отказу ИП <...> от технологического присоединения к электрическим сетям.
Как следует из заявления, 29.01.2010 г. ИП <...> обратилась в адрес ООО «Электротехническое управление» с заявкой на присоединение энергопринимающего устройства, расположенного в нежилом помещении по адресу: Воронежская область, г. Семилуки, Привокзальная площадь, д.1, литер 4А, принадлежащего ей на праве аренды (договор аренды от 29.01.2010г. б/н).
01.02.2010 г. ООО «Электротехническое управление» направило в адрес ИП <...> письмо (от 01.02.2010г. №28) в котором отказало ИП <...> в технологическом присоединении при этом указав следующее: «…арендуемое ИП <...> помещение уже имеет технологическое присоединение к электрическим сетям ООО «Электротехническое управление», которое носит однократный характер, соответственно поданная заявка не относится ни к одному из случаев указанных в п.2 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям утв. Постановлением Правительства от 27.12.2004г. №861 условий, в силу которых сетевая организация обязана осуществить технологическое присоединение».
Согласно письменным объяснениям ООО «Электротехническое управление» (от 02.04.2010 г. №106) по настоящему делу, здание по адресу: Воронежская область, г. Семилуки, Привокзальная площадь, 1 уже имеет технологическое присоединение. Необходимость осуществления нового технологического присоединения вызвана реконструкцией указанного объекта недвижимости, выразившаяся в надстройке второго этажа здания. Таким образом, по мнению  ответчика, технические условия являются частью проекта реконструкции объекта капитального строительства, в связи с чем с заявкой о подключении на стадии проектирования может обратиться собственник, намеренный осуществить реконструкцию объекта капитального строительства, но не арендатор помещений, которые должны возникнуть в результате этой реконструкции.
По результатам предварительного рассмотрения заявления и материалов, Управлением были установлены признаки нарушения части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» и принято решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства (приказ от 01.03.2010 г. № 30 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства»).
Рассмотрение дела № 33-10К о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 22 марта 2010 г.
В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств рассмотрение дела отлагалось до 05 апреля 2010 г.
Изучив материалы дела и доказательства, предоставленные лицами, участвующими в деле, выслушав доводы заявителя и ответчика, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии признаков злоупотребления доминирующим положением в действиях ООО «Электротехническое управление» по экономически, технологически необоснованному отказу от оказания ИП <...> услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям, в силу следующих обстоятельств.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 23 ФЗ «О защите конкуренции», антимонопольный орган устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
На основании указанной нормы Управлением при рассмотрении настоящего дела было проведено исследование состояния конкуренции на локальном рынке услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям, на котором действует ООО «Электротехническое управление» (аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на локальном рынке услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям от 06.04.2010г., имеется в материалах дела ).
По результатам проведенного анализа установлено следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «Электротехническое управление» было создано 13 июня  2006 г.
Место нахождения ООО «Электротехническое управление» - 396900, Воронежская обл., Семилукский район, г. Семилуки, ул. Мурзы, 1А.05.2000 г.
Целью проведенного исследования локального рынка услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям являлась оценка конкурентной среды на локальном рынке услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям, в том числе установление доминирующего положения ООО «Электротехническое управление» на указанном рынке при рассмотрении дела №33-10К о нарушении антимонопольного законодательства.
Согласно статье 4 ФЗ «О защите конкуренции», под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Товаром на исследованном рынке являлись услуги по технологическому присоединению к электрическим сетям, оказываемые ООО «Электротехническое управление» потребителям (покупателям), посредством осуществления соответствующих мероприятий по технологическому присоединению на основании заключенных договоров на технологическое присоединение.
В соответствии с предметом договоров на технологическое присоединение к электрическим сетям ООО «Электротехническое управление» обязано выполнить мероприятия по технологическому присоединению, а потребители оплачивают данные мероприятия.
Согласно п.2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства 27.12.2004 г. № 861 (далее Правила недискриминационного доступа), сетевая организация — организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям. 
По предоставленной ООО «Электротехническое управление» информации, ответчик оказывает услуги по передаче электрической энергии, а также услуги по технологическому присоединению к электрическим сетям. Следовательно, ООО «Электротехническое управление» в силу п. 2 Правил недискриминационного доступа является сетевой организацией.
В соответствии с п. 7 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861 (далее Правила технологического присоединения), процедура по технологическому присоединению включает в себя следующие этапы:
а) подача заявки юридическим или физическим лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию и увеличение объема присоединенной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение)величины присоединенной мощности, но измеряющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;
б)  заключение договора;
в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;
г) получение разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору на допуск в эксплуатацию объектов заявителя;
г.1) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям. Фактическое присоединение понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов заявителя (энергопринимающих устройств, энергетических установок и электрических сетей) без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя;
г.2) фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата;
д) составление акта о технологическом присоединении и акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
В связи с этим, услуги по технологическому присоединению к электрическим сетям являются специфическим товаром, который не может быть в процессе потребления заменен на другой товар, сравнимый по своему функциональному назначению и применению, а также качественным и техническим характеристикам.
Учитывая указанную специфику, оказание услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям может осуществляться только посредством специального оборудования (объектов электросетевого хозяйства), находящихся у конкретного хозяйствующего субъекта на праве собственности либо на ином законном основании.
Таким образом, продуктовыми границами изученного товарного рынка являются услуги по технологическому присоединению к электрическим сетям.
При определении географических границ исследованного товарного рынка, учтено, что технологическое присоединение возможно только при наличии специального инженерного оборудования, в частности объектов электросетевого хозяйства (электрических сетей, трансформаторных подстанций, энергопринимающих устройств и т.д.).
Географическими границами изученного локального рынка услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям, являлась территория, охваченная электрическими сетями ООО «Электротехническое управление».
Данную территорию следует обозначить как зону обслуживания ООО «Электротехническое управление», в пределах которой данный хозяйствующий субъект оказывает услуги по технологическому присоединению к электрическим сетям потребителям (покупателям), заключившим договор на технологическое присоединение с указанным хозяйствующим субъектом.
Зона обслуживания ООО «Электротехническое управление», географически не выходит за административные границы г. Семилуки Воронежской области, в связи с чем исследованный товарный рынок является локальным.
Таким образом, географическими границами исследованного товарного рынка является территория, охваченная электрическими сетями ответчика.
На исследованном рынке, деятельность по технологическому присоединению к электрическим сетям, осуществляется единственным хозяйствующим субъектом — ООО «Электротехническое управление». Какие-либо иные хозяйствующие субъекты, которые оказывают услуги по технологическому присоединению к электрическим сетям в пределах тех же электрических сетей (зоны обслуживания), что и ООО «Электротехническое управление», отсутствуют.
В период 2009г. ООО «Электротехническое управление» оказало услуги по технологическому присоединению к электрическим сетям на исследуемом рынке ста шестидесяти шести (166) потребителям.
Учитывая, что данный хозяйствующий субъект оказывает услуги по технологическому присоединению к электрическим сетям только в единственном числе, доля ООО «Электротехническое управление» на локальном рынке услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям, фактически составляет 100 процентов.
Согласно статье 5 ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50 процентов.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, ООО «Электротехническое управление», в соответствии с п.1 ч.1 ст.5 ФЗ «О защите конкуренции» занимает доминирующее положение на рынке услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям.
В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или)ущемление интересов других лиц.
Отношения, связанные с оказанием услуг по технологическому присоединению регулируются Правилами технологического присоединения.
 В соответствии с п. 3 Правил технологического присоединения, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя, сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Согласно п.12.1 Правил технологического присоединения, в заявке направляемой заявителем-юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в целях технологического присоединения по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 100 кВт включительно должны быть указаны:
   - сведения, предусмотренные подпунктами «а» - «в», «и» и «к» пункта 9 Правил технологического присоединения;
   - максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя;
   - характер нагрузки (вид экономической деятельности субъекта);
   - предложения по порядку расчетов и условиям рассрочки внесения платы за технологическое присоединение-для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 15 и до 100 кВт включительно.
Как установлено из материалов дела, 29.01.2010 г. Заявитель, являясь индивидуальным предпринимателем обратился в адрес ООО «Электротехническое управление» с заявкой на технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств мощность которых составляет 15 кВт.
Указанное энергопринимающее устройство расположено в нежилом помещении по адресу: Воронежская область, г. Семилуки, Привокзальная площадь, д.1, литер 4А,  принадлежащего ИП <...> на праве аренды. (договор аренды заключенный с ООО ПКФ «Татьяна-Бис» от 29.01.2010г. б/н).
В заявке, поданной в ООО «Электротехническое управление», были указаны все необходимые сведения, предусмотренные п.12.1 Правил технологического присоединения.
Одновременно с заявкой ИП <...> был предоставлен ответчику  необходимый в соответствии с пунктами 9, 12.1 Правил технологического присоединения перечень документов, а именно:
   - свидетельство о государственной регистрации, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
   - копия заводского паспорта трехфазного оборудования (при наличии);
   - копия паспорта; банковские реквизиты, заверенные предпринимателем; 
   - акт выбора земельного участка с ситуационным планом или документ, подтверждающий право собственности на здание или помещение, документ разрешающий реконструкцию.
Помимо этого, Заявителем в адрес сетевой организации были предоставлены правоустанавливающие документы на арендуемое ИП <...> помещение:   
   - разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 27.11.2009г. №RU 36528101-37-09г., выданное администрацией Семилукского муниципального района Воронежской области;
   - кадастровый паспорт от 06.03.2010г. №653, выданный Филиалом ГУП ВО «Воронежоблтехинвентаризация» - БТИ Семилукского района Воронежской области.
Таким образом, при указанных обстоятельствах, в силу пунктов 3, 12.1 Правил технологического присоединения, ответчик не вправе отказывать Заявителю в технологическом присоединении энергопринимающего устройства, максимальная мощность которого составляет до 100 кВт включительно и обязан выполнить в отношении данного энергопринимающего устройства такого Заявителя мероприятия по технологическому присоединению.   
Аргумент ответчика о том, что технические условия могут быть выданы только собственнику здания несостоятелен, т.к. в силу пунктов 4, 10 Правил технологического присоединения, право на технологическое присоединение имеют любые лица, обратившиеся в сетевую организацию, которые владеют объектом капитального строительства либо энергопринимающим устройством на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании.
Из материалов дела следует, что ИП <...> владеет энергопринимающим устройством, расположенным в нежилом помещении (Воронежская область, г. Семилуки, Привокзальная площадь, д.1, литер 4А), которое подлежит подключению к электрическим сетям, на законном основании – праве аренды, в связи с чем ИП <...> имеет право на технологическое присоединение и ей без каких-либо препятствий могут быть выданы соответствующие технические условия.
Доводы ООО «Электротехническое управление» о том, что здание по адресу: Воронежская область, г. Семилуки, Привокзальная площадь, д.1 уже имеет технологическое присоединение, не могут быть приняты Комиссией Управления во внимание в силу того, что помещение, принадлежащее на праве аренды ИП <...> находящееся в указанном здании, является отдельным объектом, электроснабжение которого в соответствии с предоставленными Заявителем документами, осуществляется через отдельное энергопринимающее устройство, в связи с чем данное энергопринимающее устройство подлежит отдельному технологическому присоединению к электрическим сетям ответчика.
Таким образом, ООО «Электротехническое управление»,  являясь сетевой организацией и хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на локальном рынке услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям, обязано выполнить  мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств ИП <...> к электрическим сетям ООО «Электротехническое управление».
Согласно письменным объяснениям ИП <...> по настоящему делу (от 10.03.2010г. б/н), действия ООО «Электротехническое управление» по экономически, технологически необоснованному отказу от оказания Заявителю услуги по технологическому присоединению к электрическим сетям привели к ущемлению интересов ИП <...>, как представителя малого бизнеса, так как в отсутствие электроснабжения арендуемого ею нежилого помещения, отсутствует фактическая возможность осуществления предпринимательской деятельности (реализация промышленных товаров), а также создание новых рабочих мест для осуществления указанной деятельности.
Учитывая указанные обстоятельства, действия ООО «Электротехническое управление» по экономически, технологически необоснованному отказу от оказания ИП <...> услуги по технологическому присоединению к электрическим сетям, являются злоупотреблением доминирующим положением и нарушением части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».
В связи с этим, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии оснований (подпункты «б», «д» пункта 2 части 1 статьи 23 ФЗ «О защите конкуренции») для выдачи ООО «Электротехническое управление» предписаний: о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции; о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-3 ст. 41, ст. 49 ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия, решила:
1.
Признать факт наличия у общества с ограниченной ответственностью «Электротехническое управление» доминирующего положения на локальном рынке услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям;
2. Признать действия общества с ограниченной ответственностью «Электротехническое управление» по экономически, технологически необоснованному отказу от оказания индивидуальному предпринимателю <...> услуги по технологическому присоединению к электрическим сетям, злоупотреблением доминирующим положением и нарушением части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».
3. Выдать обществу с ограниченной ответственностью «Электротехническое управление» предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
4. Выдать обществу с ограниченной ответственностью «Электротехническое управление» предписание о недопущении действий, которые могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Р Е Ш Е Н И Е
по делу № 33-10К о нарушении антимонопольного законодательства
12 апреля 2010 г.                                                                                         г. Воронеж
Резолютивная часть решения объявлена 05 апреля 2010 г.
Решение в полном объеме изготовлено 12 апреля 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <...> – председатель Комиссии, <...> – члены Комиссии,
рассмотрев дело № 33-10К по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Электротехническое управление» (396901, г. Семилуки, ул. Мурзы, 1А) (далее ООО «Электротехническое управление», ответчик, сетевая организация) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее ФЗ «О защите конкуренции»), в присутствии представителей от:
ООО «Электротехническое управление» - <...>,
ИП <...> - <...>, установила:
05 февраля 2010 г. в Управление поступило заявление индивидуального предпринимателя <...> (далее ИП <...> либо Заявитель) на действия ООО «Электротехническое управление» по необоснованному отказу ИП <...> от технологического присоединения к электрическим сетям.
Как следует из заявления, 29.01.2010 г. ИП <...> обратилась в адрес ООО «Электротехническое управление» с заявкой на присоединение энергопринимающего устройства, расположенного в нежилом помещении по адресу: Воронежская область, г. Семилуки, Привокзальная площадь, д.1, литер 4А, принадлежащего ей на праве аренды (договор аренды от 29.01.2010г. б/н).
01.02.2010 г. ООО «Электротехническое управление» направило в адрес ИП <...> письмо (от 01.02.2010г. №28) в котором отказало ИП <...> в технологическом присоединении при этом указав следующее: «…арендуемое ИП <...> помещение уже имеет технологическое присоединение к электрическим сетям ООО «Электротехническое управление», которое носит однократный характер, соответственно поданная заявка не относится ни к одному из случаев указанных в п.2 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям утв. Постановлением Правительства от 27.12.2004г. №861 условий, в силу которых сетевая организация обязана осуществить технологическое присоединение».
Согласно письменным объяснениям ООО «Электротехническое управление» (от 02.04.2010 г. №106) по настоящему делу, здание по адресу: Воронежская область, г. Семилуки, Привокзальная площадь, 1 уже имеет технологическое присоединение. Необходимость осуществления нового технологического присоединения вызвана реконструкцией указанного объекта недвижимости, выразившаяся в надстройке второго этажа здания. Таким образом, по мнению  ответчика, технические условия являются частью проекта реконструкции объекта капитального строительства, в связи с чем с заявкой о подключении на стадии проектирования может обратиться собственник, намеренный осуществить реконструкцию объекта капитального строительства, но не арендатор помещений, которые должны возникнуть в результате этой реконструкции.
По результатам предварительного рассмотрения заявления и материалов, Управлением были установлены признаки нарушения части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» и принято решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства (приказ от 01.03.2010 г. № 30 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства»).
Рассмотрение дела № 33-10К о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 22 марта 2010 г.
В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств рассмотрение дела отлагалось до 05 апреля 2010 г.
Изучив материалы дела и доказательства, предоставленные лицами, участвующими в деле, выслушав доводы заявителя и ответчика, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии признаков злоупотребления доминирующим положением в действиях ООО «Электротехническое управление» по экономически, технологически необоснованному отказу от оказания ИП <...> услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям, в силу следующих обстоятельств.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 23 ФЗ «О защите конкуренции», антимонопольный орган устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
На основании указанной нормы Управлением при рассмотрении настоящего дела было проведено исследование состояния конкуренции на локальном рынке услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям, на котором действует ООО «Электротехническое управление» (аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на локальном рынке услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям от 06.04.2010г., имеется в материалах дела ).
По результатам проведенного анализа установлено следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «Электротехническое управление» было создано 13 июня  2006 г.
Место нахождения ООО «Электротехническое управление» - 396900, Воронежская обл., Семилукский район, г. Семилуки, ул. Мурзы, 1А.05.2000 г.
Целью проведенного исследования локального рынка услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям являлась оценка конкурентной среды на локальном рынке услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям, в том числе установление доминирующего положения ООО «Электротехническое управление» на указанном рынке при рассмотрении дела №33-10К о нарушении антимонопольного законодательства.
Согласно статье 4 ФЗ «О защите конкуренции», под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Товаром на исследованном рынке являлись услуги по технологическому присоединению к электрическим сетям, оказываемые ООО «Электротехническое управление» потребителям (покупателям), посредством осуществления соответствующих мероприятий по технологическому присоединению на основании заключенных договоров на технологическое присоединение.
В соответствии с предметом договоров на технологическое присоединение к электрическим сетям ООО «Электротехническое управление» обязано выполнить мероприятия по технологическому присоединению, а потребители оплачивают данные мероприятия.
Согласно п.2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства 27.12.2004 г. № 861 (далее Правила недискриминационного доступа), сетевая организация — организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям. 
По предоставленной ООО «Электротехническое управление» информации, ответчик оказывает услуги по передаче электрической энергии, а также услуги по технологическому присоединению к электрическим сетям. Следовательно, ООО «Электротехническое управление» в силу п. 2 Правил недискриминационного доступа является сетевой организацией.
В соответствии с п. 7 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861 (далее Правила технологического присоединения), процедура по технологическому присоединению включает в себя следующие этапы:
а) подача заявки юридическим или физическим лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию и увеличение объема присоединенной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение)величины присоединенной мощности, но измеряющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;
б)  заключение договора;
в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;
г) получение разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору на допуск в эксплуатацию объектов заявителя;
г.1) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям. Фактическое присоединение понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов заявителя (энергопринимающих устройств, энергетических установок и электрических сетей) без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя;
г.2) фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата;
д) составление акта о технологическом присоединении и акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
В связи с этим, услуги по технологическому присоединению к электрическим сетям являются специфическим товаром, который не может быть в процессе потребления заменен на другой товар, сравнимый по своему функциональному назначению и применению, а также качественным и техническим характеристикам.
Учитывая указанную специфику, оказание услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям может осуществляться только посредством специального оборудования (объектов электросетевого хозяйства), находящихся у конкретного хозяйствующего субъекта на праве собственности либо на ином законном основании.
Таким образом, продуктовыми границами изученного товарного рынка являются услуги по технологическому присоединению к электрическим сетям.
При определении географических границ исследованного товарного рынка, учтено, что технологическое присоединение возможно только при наличии специального инженерного оборудования, в частности объектов электросетевого хозяйства (электрических сетей, трансформаторных подстанций, энергопринимающих устройств и т.д.).
Географическими границами изученного локального рынка услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям, являлась территория, охваченная электрическими сетями ООО «Электротехническое управление».
Данную территорию следует обозначить как зону обслуживания ООО «Электротехническое управление», в пределах которой данный хозяйствующий субъект оказывает услуги по технологическому присоединению к электрическим сетям потребителям (покупателям), заключившим договор на технологическое присоединение с указанным хозяйствующим субъектом.
Зона обслуживания ООО «Электротехническое управление», географически не выходит за административные границы г. Семилуки Воронежской области, в связи с чем исследованный товарный рынок является локальным.
Таким образом, географическими границами исследованного товарного рынка является территория, охваченная электрическими сетями ответчика.
На исследованном рынке, деятельность по технологическому присоединению к электрическим сетям, осуществляется единственным хозяйствующим субъектом — ООО «Электротехническое управление». Какие-либо иные хозяйствующие субъекты, которые оказывают услуги по технологическому присоединению к электрическим сетям в пределах тех же электрических сетей (зоны обслуживания), что и ООО «Электротехническое управление», отсутствуют.
В период 2009г. ООО «Электротехническое управление» оказало услуги по технологическому присоединению к электрическим сетям на исследуемом рынке ста шестидесяти шести (166) потребителям.
Учитывая, что данный хозяйствующий субъект оказывает услуги по технологическому присоединению к электрическим сетям только в единственном числе, доля ООО «Электротехническое управление» на локальном рынке услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям, фактически составляет 100 процентов.
Согласно статье 5 ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50 процентов.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, ООО «Электротехническое управление», в соответствии с п.1 ч.1 ст.5 ФЗ «О защите конкуренции» занимает доминирующее положение на рынке услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям.
В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или)ущемление интересов других лиц.
Отношения, связанные с оказанием услуг по технологическому присоединению регулируются Правилами технологического присоединения.
 В соответствии с п. 3 Правил технологического присоединения, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя, сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Согласно п.12.1 Правил технологического присоединения, в заявке направляемой заявителем-юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в целях технологического присоединения по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 100 кВт включительно должны быть указаны:
   - сведения, предусмотренные подпунктами «а» - «в», «и» и «к» пункта 9 Правил технологического присоединения;
   - максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя;
   - характер нагрузки (вид экономической деятельности субъекта);
   - предложения по порядку расчетов и условиям рассрочки внесения платы за технологическое присоединение-для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 15 и до 100 кВт включительно.
Как установлено из материалов дела, 29.01.2010 г. Заявитель, являясь индивидуальным предпринимателем обратился в адрес ООО «Электротехническое управление» с заявкой на технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств мощность которых составляет 15 кВт.
Указанное энергопринимающее устройство расположено в нежилом помещении по адресу: Воронежская область, г. Семилуки, Привокзальная площадь, д.1, литер 4А,  принадлежащего ИП <...> на праве аренды. (договор аренды заключенный с ООО ПКФ «Татьяна-Бис» от 29.01.2010г. б/н).
В заявке, поданной в ООО «Электротехническое управление», были указаны все необходимые сведения, предусмотренные п.12.1 Правил технологического присоединения.
Одновременно с заявкой ИП <...> был предоставлен ответчику  необходимый в соответствии с пунктами 9, 12.1 Правил технологического присоединения перечень документов, а именно:
   - свидетельство о государственной регистрации, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
   - копия заводского паспорта трехфазного оборудования (при наличии);
   - копия паспорта; банковские реквизиты, заверенные предпринимателем; 
   - акт выбора земельного участка с ситуационным планом или документ, подтверждающий право собственности на здание или помещение, документ разрешающий реконструкцию.
Помимо этого, Заявителем в адрес сетевой организации были предоставлены правоустанавливающие документы на арендуемое ИП <...> помещение:   
   - разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 27.11.2009г. №RU 36528101-37-09г., выданное администрацией Семилукского муниципального района Воронежской области;
   - кадастровый паспорт от 06.03.2010г. №653, выданный Филиалом ГУП ВО «Воронежоблтехинвентаризация» - БТИ Семилукского района Воронежской области.
Таким образом, при указанных обстоятельствах, в силу пунктов 3, 12.1 Правил технологического присоединения, ответчик не вправе отказывать Заявителю в технологическом присоединении энергопринимающего устройства, максимальная мощность которого составляет до 100 кВт включительно и обязан выполнить в отношении данного энергопринимающего устройства такого Заявителя мероприятия по технологическому присоединению.   
Аргумент ответчика о том, что технические условия могут быть выданы только собственнику здания несостоятелен, т.к. в силу пунктов 4, 10 Правил технологического присоединения, право на технологическое присоединение имеют любые лица, обратившиеся в сетевую организацию, которые владеют объектом капитального строительства либо энергопринимающим устройством на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании.
Из материалов дела следует, что ИП <...> владеет энергопринимающим устройством, расположенным в нежилом помещении (Воронежская область, г. Семилуки, Привокзальная площадь, д.1, литер 4А), которое подлежит подключению к электрическим сетям, на законном основании – праве аренды, в связи с чем ИП <...> имеет право на технологическое присоединение и ей без каких-либо препятствий могут быть выданы соответствующие технические условия.
Доводы ООО «Электротехническое управление» о том, что здание по адресу: Воронежская область, г. Семилуки, Привокзальная площадь, д.1 уже имеет технологическое присоединение, не могут быть приняты Комиссией Управления во внимание в силу того, что помещение, принадлежащее на праве аренды ИП <...> находящееся в указанном здании, является отдельным объектом, электроснабжение которого в соответствии с предоставленными Заявителем документами, осуществляется через отдельное энергопринимающее устройство, в связи с чем данное энергопринимающее устройство подлежит отдельному технологическому присоединению к электрическим сетям ответчика.
Таким образом, ООО «Электротехническое управление»,  являясь сетевой организацией и хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на локальном рынке услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям, обязано выполнить  мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств ИП <...> к электрическим сетям ООО «Электротехническое управление».
Согласно письменным объяснениям ИП <...> по настоящему делу (от 10.03.2010г. б/н), действия ООО «Электротехническое управление» по экономически, технологически необоснованному отказу от оказания Заявителю услуги по технологическому присоединению к электрическим сетям привели к ущемлению интересов ИП <...>, как представителя малого бизнеса, так как в отсутствие электроснабжения арендуемого ею нежилого помещения, отсутствует фактическая возможность осуществления предпринимательской деятельности (реализация промышленных товаров), а также создание новых рабочих мест для осуществления указанной деятельности.
Учитывая указанные обстоятельства, действия ООО «Электротехническое управление» по экономически, технологически необоснованному отказу от оказания ИП <...> услуги по технологическому присоединению к электрическим сетям, являются злоупотреблением доминирующим положением и нарушением части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».
В связи с этим, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии оснований (подпункты «б», «д» пункта 2 части 1 статьи 23 ФЗ «О защите конкуренции») для выдачи ООО «Электротехническое управление» предписаний: о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции; о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-3 ст. 41, ст. 49 ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия, решила:
1.
Признать факт наличия у общества с ограниченной ответственностью «Электротехническое управление» доминирующего положения на локальном рынке услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям;
2. Признать действия общества с ограниченной ответственностью «Электротехническое управление» по экономически, технологически необоснованному отказу от оказания индивидуальному предпринимателю <...> услуги по технологическому присоединению к электрическим сетям, злоупотреблением доминирующим положением и нарушением части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».
3. Выдать обществу с ограниченной ответственностью «Электротехническое управление» предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
4. Выдать обществу с ограниченной ответственностью «Электротехническое управление» предписание о недопущении действий, которые могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Рассмотрено дело, возбужденное по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Электротехническое управление» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

[format] => full_html [safe_value] =>

Рассмотрено дело, возбужденное по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Электротехническое управление» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия Воронежского УФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». Воронежское УФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением хозяйствующими субъектами и органами власти законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, законодательства о государственном регулировании торговой деятельности, законодательства в сфере электроэнергетики. Также Воронежское УФАС России осуществляет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна.

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-04-12 09:31:45 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-04-12 09:31:45 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320638836 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Воронежское УФАС России )