Решение от 10.06.2010 года по делу № 76-11К

Дата публикации: 10 июня 2010, 14:12

Р Е Ш Е Н И Е
по делу № 76-11К о нарушении антимонопольного законодательства
10 июня 2010 г.                                                                                                      г. Воронеж
Резолютивная часть решения объявлена 08 июня 2010 г.
Решение в полном объеме изготовлено 10 июня 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <...> – председатель Комиссии, <...> – члены Комиссии,
рассмотрев дело № 76-11К, возбужденное по признакам нарушения Некоммерческим партнерством «ВГАСУ − Межрегиональное объединение организаций в системе проектирования» (далее – НП «ВГАСУ-проект», Партнерство; 394006, г. Воронеж, ул. 20-летия Октября, д. 84, оф. 1114) части 3 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в присутствии представителя НП «ВГАСУ-проект» – <...>, установила:
07.04.2010 г. с целью осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства саморегулируемыми организациями, основанными на членстве лиц, осуществляющих строительство и подготовку проектной документации, действующими на территории Воронежской области, Управлением в адрес НП «ВГАСУ-проект» был направлен запрос (исх. № 04-16/1310) о предоставлении информации, касающейся страхования членами НП «ВГАСУ-проект» гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
28.04.2010 г. в Управление поступил ответ НП «ВГАСУ-проект» (исх. от 23.04.2010 г. № 11) на указанный выше запрос, согласно которому решением Общего собрания членов НП «ВГАСУ-проект» (протокол от 04.09.2009 г. № 2) утверждены «Требования к страхованию членами саморегулируемой организации гражданской ответственности в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (далее – Требования к страхованию).
Пунктом 3.1 указанных требований установлено, что «…Основным условием принятия СРО договора страхования (страхового полиса) гражданской ответственности индивидуального предпринимателя или юридического лица в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капительного строительства, является соответствие страховой организации, с которой заключен договор, следующим критериям:
   3.1.1. Страховая организация имеет действующую лицензию (без ограничений срока действия) на осуществление страховой деятельности, выданную Федеральной службой страхового надзора РФ;
   3.1.2. Страховая организация имеет действующую лицензию (приложение к лицензии) на осуществление вида страхования: Страхование гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам;
   3.1.3. Страховая организация имеет правила страхования ответственности, соответствующие настоящим требованиям и условиям страхования гражданской ответственности, за причинение вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капительного строительства;
   3.1.4. Страховая организация имеет местонахождение или филиал (представительство) в субъекте РФ аналогичном месту регистрации СРО;
   3.1.5. Страховая организация имеет размер собственных средств (уставной капитал) не менее 500 000 000 рублей;
   3.1.6. Страховая организация имеет не менее чем трехлетний опыт осуществления операций по страхованию ответственности, в том числе не менее чем однолетний опыт осуществления операций по страхованию гражданской ответственности при строительно-монтажных работах;
   3.1.7. Страховая организация имеет суммарный объем ответственности страхуемых объектов по действующим договорам страхования ответственности за причинение вреда третьим лицам - не менее 1 млрд. рублей;
   3.1.8. В отношении страховой организации не ведется процедура банкротства».

В соответствии с пунктом 3.4 Требований к страхованию, если страховая организация, с которой индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом заключен договор страхования (страховой полис) гражданской ответственности, не указана в списке рекомендованных СРО страховых организаций, но соответствует указанным в п.3.1 критериям, то договор страхования (страховой полис) должен быть принят саморегулируемой организацией.
В связи с обнаружением Управлением признаков нарушения части 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции в действиях Партнерства по установлению не предусмотренных законом требований к страховым организациям, в которых члены Партнерства могут осуществить страхование гражданской ответственности в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, было принято решение о возбуждении в отношении НП «ВГАСУ-проект» дела № 76-11К о нарушении антимонопольного законодательства (приказ от 04.05.2010 г. № 106 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства»).
Рассмотрение дела № 76-11К о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 08.06.2010 г.
До рассмотрения настоящего дела НП «ВГАСУ-проект» были предоставлены письменные объяснения (исх. от 02.06.2010 г. № 14), согласно которым Партнерство считает, что введение требований к страховым компаниям, содержащихся в подпунктах 3.1.3-3.1.7 Требований к страхованию, позволило бы членам НП «ВГАСУ-проект» выбирать ту страховую компанию, которая смогла бы отвечать по своим обязательствам, а также давало бы реальную возможность покрывать вред, причиненный третьим лицам в результате деятельности членов Партнерства.
Одновременно НП «ВГАСУ-проект» указывает, что на Общем собрании членов Партнерства, состоявшимся 20.05.2010 г., было принято решение об исключении подпунктов 3.1.3-3.1.7 из Требований к страхованию.
Изучив материалы дела, выслушав аргументы лиц, участвующих в рассмотрении дела № 76-11К о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии в действиях НП «ВГАСУ-проект» нарушения части 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившегося в осуществлении координации экономической  деятельности членов Партнерства (проектных организаций), которая может привести к экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами (страховыми компаниями) и созданию препятствий доступу на рынок страхования гражданской ответственности другим хозяйствующим субъектам (страховым организациям).
Указанные выводы Комиссии Управления сделаны на основе следующих обстоятельств и доказательств, имеющихся в материалах дела.
В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции, физическим лицам, коммерческим организациям и некоммерческим организациям запрещается координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит или может привести к последствиям, указанным в части 1 настоящей статьи, в том числе к экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами и созданию препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Пунктом 14 статьи 4 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что координация экономической деятельности – согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов. Не являются координацией экономической деятельности осуществляемые в соответствии с федеральными законами действия саморегулируемой организации по установлению для своих членов условий доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка.
В соответствии с пунктом 3 статьи 55.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), допускается приобретение некоммерческими организациями, основанными на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, статуса саморегулируемых организаций.
Частью 2 статьи 55.1 Кодекса установлено, что содержанием деятельности саморегулируемой организации являются разработка и утверждение документов, предусмотренных статьей 55.5 настоящего Кодекса, а также контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований этих документов.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 01.12.2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее – Закон о СРО), саморегулируемая организация вправе для обеспечения имущественной ответственности своих членов перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами создавать системы личного и (или) коллективного страхования.
Кодексом для строительных саморегулируемых организаций установлены специальные нормы в части страхования их членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Так, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 55.4 Кодекса, некоммерческая организация вправе приобрести статус саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, при наличии компенсационного фонда, сформированного в размере не менее чем пятьсот тысяч рублей на одного члена некоммерческой организации или, если такой организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в размере не менее чем сто пятьдесят тысяч рублей на одного члена некоммерческой организации.
Согласно пункту 3 части 12 статьи 55.5 Кодекса, правилами саморегулирования саморегулируемых организаций могут устанавливаться требования о страховании членами саморегулируемой организации гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, условия такого страхования.
При этом необходимо отметить, что право на установление строительными саморегулируемыми организациями каких-либо требований к страховым организациям ни Законом о СРО, ни Кодексом не предусмотрено.
Следовательно, исходя из правового смысла норм Закона о СРО и Кодекса, страхование членами саморегулируемых организаций гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должно осуществляться в самостоятельно выбранной ими страховой организации без каких-либо иных дополнительных условий.
В ходе рассмотрения настоящего дела Комиссией Управления установлено, что согласно пунктам 3.1-3.4 Требований к страхованию, член НП «ВГАСУ-проект» имеет возможность заключить договор страхования гражданской ответственности в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, исключительно в страховой компании соответствующей требованиям, содержащимся в подпунктах 3.1.1-3.1.8 Требований к страхованию.
В противном случае члену Партнерства, в силу пункта 2.1 Требований к страхованию, предусмотрена возможность отказа в выдаче свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, и он не сможет выполнять указанные виды работ, так как, согласно части 1 статьи 55.8 Кодекса, работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Таким образом, член Партнерства вынужден фактически согласовывать с Партнерством заключение договора с конкретной страховой организацией.
Согласно данным Федеральной службы страхового надзора, на территории Воронежской области деятельность по страхованию гражданской ответственности  осуществляют 55 страховых компаний (перечень имеется в материалах дела).
Одновременно Комиссия Управления учитывает и то обстоятельство, что согласно части 2 статьи 4.1 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее – Закон о страховом деле), деятельность субъектов страхового дела подлежит лицензированию.
В соответствии с частью 1 статья 30 Закона о страховом деле, за деятельностью субъектов страхового дела осуществляется государственный надзор. Частью 3 этой же нормы установлено, что страховой надзор осуществляется органом страхового надзора и его территориальными органами.
Частью 4 статья 30 Закона о страховом деле установлено, что страховой надзор включает в себя:
   1) лицензирование деятельности субъектов страхового дела, аттестацию страховых актуариев и ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;
   2) контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела, и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;
   3) выдачу в течение 30 дней в предусмотренных настоящим Законом случаях разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями.
Учитывая изложенное, НП «ВГАСУ-проект», установив дополнительные, не предусмотренные законом требования к страховым компаниям (наличие у страховой организации правил страхования ответственности, соответствующих Требованиям к страхованию, за причинение вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капительного строительства (подпункт 3.1.3 Требований к страхованию); страховая организация имеет местонахождение или филиал (представительство) в субъекте РФ аналогичном месту регистрации СРО (подпункт 3.1.4 Требований к страхованию); страховая организация имеет размер собственных средств (уставной капитал) не менее 500 000 000 рублей (подпункт 3.1.5 Требований к страхованию); страховая организация имеет не менее чем трехлетний опыт осуществления операций по страхованию ответственности, в том числе не менее чем однолетний опыт осуществления операций по страхованию гражданской ответственности при строительно-монтажных работах (подпункт 3.1.6 Требований к страхованию); страховая организация имеет суммарный объем ответственности страхуемых объектов по действующим договорам страхования ответственности за причинение вреда третьим лицам - не менее 1 млрд. рублей (подпункт 3.1.7 Требований к страхованию)), необоснованно ограничило возможность членов Партнерства самостоятельно и безусловно заключить соответствующий договор с любой страховой организацией, имеющей в силу закона право осуществлять деятельность по страхованию гражданской ответственности, что может привести к созданию препятствий доступу страховым компаниям на рынок услуг по страхованию гражданской ответственности.
Кроме того, указанные действия НП «ВГАСУ-проект», могут привести к экономически или технологически необоснованному отказу членов Партнерства от заключения договоров с определенными продавцами (страховыми компаниями, не соответствующими требованиям, установленным Партнерством), что в итоге может привести к ограничению конкуренции на рынке услуг страхования гражданской ответственности.
Таким образом, действия НП «ВГАСУ-проект» по координации экономической деятельности своих членов при страховании ими гражданской ответственности в рассматриваемом случае могут привести к указанным в пунктах 4 и 8 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции последствиям, а именно: к экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами и созданию препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Учитывая изложенное, Комиссия Управления приходит к выводу, что действия НП «ВГАСУ-проект» по координации экономической деятельности своих членов при страховании ими гражданской ответственности, выразившиеся в установлении не предусмотренных законом требований к страховым организациям, в которых члены Партнерства могут осуществить страхование гражданской ответственности в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, являются нарушением части 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Вместе с тем, Комиссией Управления установлено, что 20.05.2010 г. Общим собранием членов Партнерства (протокол от 20.05.2010 г. № 6) были утверждены изменения в Требования к страхованию, в соответствии с которыми подпункты 3.1.3-3.1.7 были исключены из указанных требований.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
На основании изложенного, принимая во внимание тот факт, что НП «ВГАСУ-проект» в добровольном порядке устранило нарушение антимонопольного законодательства и его последствия до принятия решения по существу, Комиссия Управления считает необходимым, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, производство по делу № 76-11К о нарушении антимонопольного законодательства прекратить.
В соответствии с часть 2 статьи 48 Закона о защите конкуренции, решение о прекращении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства принимается комиссией в соответствии с требованиями, установленными статьей 41 настоящего Федерального закона. В случае, если рассмотрение дела прекращается в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, резолютивная часть решения о прекращении рассмотрения дела должна содержать сведения об установлении факта нарушения ответчиком или ответчиками антимонопольного законодательства.
Факт нарушения НП «ВГАСУ-проект» антимонопольного законодательства установлен Комиссией Управления в настоящем решении.
В соответствии со статьей 22 Закона защите конкуренции, одной из основных функций антимонопольного органа является предупреждение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов.
Частью 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, установлено, что антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе предписания о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства (подпункт «д» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции).
В целях предупреждения монополистической деятельности НП «ВГАСУ-проект», Комиссия Управления приходит к выводу о наличии оснований (подпункт «д» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции) для выдачи указанной организации предписания о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Признать действия НП «ВГАСУ-проект» по координации экономической деятельности своих членов при страховании ими гражданской ответственности, выразившиеся в установлении не предусмотренных законом требований к страховым организациям, в которых члены НП «ВГАСУ-проект» могут осуществить страхование гражданской ответственности в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, нарушением части 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
2. Рассмотрение дела № 76-11К о нарушении антимонопольного законодательства прекратить, в связи с добровольным устранением НП «ВГАСУ-проект» нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.
3. Выдать НП «ВГАСУ-проект» предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии

stdClass Object ( [vid] => 7697 [uid] => 1 [title] => Решение от 10.06.2010 года по делу № 76-11К [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7697 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320638836 [changed] => 1370523190 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370523190 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Р Е Ш Е Н И Е
по делу № 76-11К о нарушении антимонопольного законодательства
10 июня 2010 г.                                                                                                      г. Воронеж
Резолютивная часть решения объявлена 08 июня 2010 г.
Решение в полном объеме изготовлено 10 июня 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <...> – председатель Комиссии, <...> – члены Комиссии,
рассмотрев дело № 76-11К, возбужденное по признакам нарушения Некоммерческим партнерством «ВГАСУ − Межрегиональное объединение организаций в системе проектирования» (далее – НП «ВГАСУ-проект», Партнерство; 394006, г. Воронеж, ул. 20-летия Октября, д. 84, оф. 1114) части 3 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в присутствии представителя НП «ВГАСУ-проект» – <...>, установила:
07.04.2010 г. с целью осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства саморегулируемыми организациями, основанными на членстве лиц, осуществляющих строительство и подготовку проектной документации, действующими на территории Воронежской области, Управлением в адрес НП «ВГАСУ-проект» был направлен запрос (исх. № 04-16/1310) о предоставлении информации, касающейся страхования членами НП «ВГАСУ-проект» гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
28.04.2010 г. в Управление поступил ответ НП «ВГАСУ-проект» (исх. от 23.04.2010 г. № 11) на указанный выше запрос, согласно которому решением Общего собрания членов НП «ВГАСУ-проект» (протокол от 04.09.2009 г. № 2) утверждены «Требования к страхованию членами саморегулируемой организации гражданской ответственности в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (далее – Требования к страхованию).
Пунктом 3.1 указанных требований установлено, что «…Основным условием принятия СРО договора страхования (страхового полиса) гражданской ответственности индивидуального предпринимателя или юридического лица в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капительного строительства, является соответствие страховой организации, с которой заключен договор, следующим критериям:
   3.1.1. Страховая организация имеет действующую лицензию (без ограничений срока действия) на осуществление страховой деятельности, выданную Федеральной службой страхового надзора РФ;
   3.1.2. Страховая организация имеет действующую лицензию (приложение к лицензии) на осуществление вида страхования: Страхование гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам;
   3.1.3. Страховая организация имеет правила страхования ответственности, соответствующие настоящим требованиям и условиям страхования гражданской ответственности, за причинение вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капительного строительства;
   3.1.4. Страховая организация имеет местонахождение или филиал (представительство) в субъекте РФ аналогичном месту регистрации СРО;
   3.1.5. Страховая организация имеет размер собственных средств (уставной капитал) не менее 500 000 000 рублей;
   3.1.6. Страховая организация имеет не менее чем трехлетний опыт осуществления операций по страхованию ответственности, в том числе не менее чем однолетний опыт осуществления операций по страхованию гражданской ответственности при строительно-монтажных работах;
   3.1.7. Страховая организация имеет суммарный объем ответственности страхуемых объектов по действующим договорам страхования ответственности за причинение вреда третьим лицам - не менее 1 млрд. рублей;
   3.1.8. В отношении страховой организации не ведется процедура банкротства».

В соответствии с пунктом 3.4 Требований к страхованию, если страховая организация, с которой индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом заключен договор страхования (страховой полис) гражданской ответственности, не указана в списке рекомендованных СРО страховых организаций, но соответствует указанным в п.3.1 критериям, то договор страхования (страховой полис) должен быть принят саморегулируемой организацией.
В связи с обнаружением Управлением признаков нарушения части 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции в действиях Партнерства по установлению не предусмотренных законом требований к страховым организациям, в которых члены Партнерства могут осуществить страхование гражданской ответственности в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, было принято решение о возбуждении в отношении НП «ВГАСУ-проект» дела № 76-11К о нарушении антимонопольного законодательства (приказ от 04.05.2010 г. № 106 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства»).
Рассмотрение дела № 76-11К о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 08.06.2010 г.
До рассмотрения настоящего дела НП «ВГАСУ-проект» были предоставлены письменные объяснения (исх. от 02.06.2010 г. № 14), согласно которым Партнерство считает, что введение требований к страховым компаниям, содержащихся в подпунктах 3.1.3-3.1.7 Требований к страхованию, позволило бы членам НП «ВГАСУ-проект» выбирать ту страховую компанию, которая смогла бы отвечать по своим обязательствам, а также давало бы реальную возможность покрывать вред, причиненный третьим лицам в результате деятельности членов Партнерства.
Одновременно НП «ВГАСУ-проект» указывает, что на Общем собрании членов Партнерства, состоявшимся 20.05.2010 г., было принято решение об исключении подпунктов 3.1.3-3.1.7 из Требований к страхованию.
Изучив материалы дела, выслушав аргументы лиц, участвующих в рассмотрении дела № 76-11К о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии в действиях НП «ВГАСУ-проект» нарушения части 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившегося в осуществлении координации экономической  деятельности членов Партнерства (проектных организаций), которая может привести к экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами (страховыми компаниями) и созданию препятствий доступу на рынок страхования гражданской ответственности другим хозяйствующим субъектам (страховым организациям).
Указанные выводы Комиссии Управления сделаны на основе следующих обстоятельств и доказательств, имеющихся в материалах дела.
В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции, физическим лицам, коммерческим организациям и некоммерческим организациям запрещается координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит или может привести к последствиям, указанным в части 1 настоящей статьи, в том числе к экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами и созданию препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Пунктом 14 статьи 4 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что координация экономической деятельности – согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов. Не являются координацией экономической деятельности осуществляемые в соответствии с федеральными законами действия саморегулируемой организации по установлению для своих членов условий доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка.
В соответствии с пунктом 3 статьи 55.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), допускается приобретение некоммерческими организациями, основанными на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, статуса саморегулируемых организаций.
Частью 2 статьи 55.1 Кодекса установлено, что содержанием деятельности саморегулируемой организации являются разработка и утверждение документов, предусмотренных статьей 55.5 настоящего Кодекса, а также контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований этих документов.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 01.12.2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее – Закон о СРО), саморегулируемая организация вправе для обеспечения имущественной ответственности своих членов перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами создавать системы личного и (или) коллективного страхования.
Кодексом для строительных саморегулируемых организаций установлены специальные нормы в части страхования их членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Так, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 55.4 Кодекса, некоммерческая организация вправе приобрести статус саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, при наличии компенсационного фонда, сформированного в размере не менее чем пятьсот тысяч рублей на одного члена некоммерческой организации или, если такой организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в размере не менее чем сто пятьдесят тысяч рублей на одного члена некоммерческой организации.
Согласно пункту 3 части 12 статьи 55.5 Кодекса, правилами саморегулирования саморегулируемых организаций могут устанавливаться требования о страховании членами саморегулируемой организации гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, условия такого страхования.
При этом необходимо отметить, что право на установление строительными саморегулируемыми организациями каких-либо требований к страховым организациям ни Законом о СРО, ни Кодексом не предусмотрено.
Следовательно, исходя из правового смысла норм Закона о СРО и Кодекса, страхование членами саморегулируемых организаций гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должно осуществляться в самостоятельно выбранной ими страховой организации без каких-либо иных дополнительных условий.
В ходе рассмотрения настоящего дела Комиссией Управления установлено, что согласно пунктам 3.1-3.4 Требований к страхованию, член НП «ВГАСУ-проект» имеет возможность заключить договор страхования гражданской ответственности в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, исключительно в страховой компании соответствующей требованиям, содержащимся в подпунктах 3.1.1-3.1.8 Требований к страхованию.
В противном случае члену Партнерства, в силу пункта 2.1 Требований к страхованию, предусмотрена возможность отказа в выдаче свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, и он не сможет выполнять указанные виды работ, так как, согласно части 1 статьи 55.8 Кодекса, работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Таким образом, член Партнерства вынужден фактически согласовывать с Партнерством заключение договора с конкретной страховой организацией.
Согласно данным Федеральной службы страхового надзора, на территории Воронежской области деятельность по страхованию гражданской ответственности  осуществляют 55 страховых компаний (перечень имеется в материалах дела).
Одновременно Комиссия Управления учитывает и то обстоятельство, что согласно части 2 статьи 4.1 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее – Закон о страховом деле), деятельность субъектов страхового дела подлежит лицензированию.
В соответствии с частью 1 статья 30 Закона о страховом деле, за деятельностью субъектов страхового дела осуществляется государственный надзор. Частью 3 этой же нормы установлено, что страховой надзор осуществляется органом страхового надзора и его территориальными органами.
Частью 4 статья 30 Закона о страховом деле установлено, что страховой надзор включает в себя:
   1) лицензирование деятельности субъектов страхового дела, аттестацию страховых актуариев и ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;
   2) контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела, и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;
   3) выдачу в течение 30 дней в предусмотренных настоящим Законом случаях разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями.
Учитывая изложенное, НП «ВГАСУ-проект», установив дополнительные, не предусмотренные законом требования к страховым компаниям (наличие у страховой организации правил страхования ответственности, соответствующих Требованиям к страхованию, за причинение вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капительного строительства (подпункт 3.1.3 Требований к страхованию); страховая организация имеет местонахождение или филиал (представительство) в субъекте РФ аналогичном месту регистрации СРО (подпункт 3.1.4 Требований к страхованию); страховая организация имеет размер собственных средств (уставной капитал) не менее 500 000 000 рублей (подпункт 3.1.5 Требований к страхованию); страховая организация имеет не менее чем трехлетний опыт осуществления операций по страхованию ответственности, в том числе не менее чем однолетний опыт осуществления операций по страхованию гражданской ответственности при строительно-монтажных работах (подпункт 3.1.6 Требований к страхованию); страховая организация имеет суммарный объем ответственности страхуемых объектов по действующим договорам страхования ответственности за причинение вреда третьим лицам - не менее 1 млрд. рублей (подпункт 3.1.7 Требований к страхованию)), необоснованно ограничило возможность членов Партнерства самостоятельно и безусловно заключить соответствующий договор с любой страховой организацией, имеющей в силу закона право осуществлять деятельность по страхованию гражданской ответственности, что может привести к созданию препятствий доступу страховым компаниям на рынок услуг по страхованию гражданской ответственности.
Кроме того, указанные действия НП «ВГАСУ-проект», могут привести к экономически или технологически необоснованному отказу членов Партнерства от заключения договоров с определенными продавцами (страховыми компаниями, не соответствующими требованиям, установленным Партнерством), что в итоге может привести к ограничению конкуренции на рынке услуг страхования гражданской ответственности.
Таким образом, действия НП «ВГАСУ-проект» по координации экономической деятельности своих членов при страховании ими гражданской ответственности в рассматриваемом случае могут привести к указанным в пунктах 4 и 8 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции последствиям, а именно: к экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами и созданию препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Учитывая изложенное, Комиссия Управления приходит к выводу, что действия НП «ВГАСУ-проект» по координации экономической деятельности своих членов при страховании ими гражданской ответственности, выразившиеся в установлении не предусмотренных законом требований к страховым организациям, в которых члены Партнерства могут осуществить страхование гражданской ответственности в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, являются нарушением части 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Вместе с тем, Комиссией Управления установлено, что 20.05.2010 г. Общим собранием членов Партнерства (протокол от 20.05.2010 г. № 6) были утверждены изменения в Требования к страхованию, в соответствии с которыми подпункты 3.1.3-3.1.7 были исключены из указанных требований.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
На основании изложенного, принимая во внимание тот факт, что НП «ВГАСУ-проект» в добровольном порядке устранило нарушение антимонопольного законодательства и его последствия до принятия решения по существу, Комиссия Управления считает необходимым, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, производство по делу № 76-11К о нарушении антимонопольного законодательства прекратить.
В соответствии с часть 2 статьи 48 Закона о защите конкуренции, решение о прекращении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства принимается комиссией в соответствии с требованиями, установленными статьей 41 настоящего Федерального закона. В случае, если рассмотрение дела прекращается в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, резолютивная часть решения о прекращении рассмотрения дела должна содержать сведения об установлении факта нарушения ответчиком или ответчиками антимонопольного законодательства.
Факт нарушения НП «ВГАСУ-проект» антимонопольного законодательства установлен Комиссией Управления в настоящем решении.
В соответствии со статьей 22 Закона защите конкуренции, одной из основных функций антимонопольного органа является предупреждение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов.
Частью 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, установлено, что антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе предписания о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства (подпункт «д» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции).
В целях предупреждения монополистической деятельности НП «ВГАСУ-проект», Комиссия Управления приходит к выводу о наличии оснований (подпункт «д» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции) для выдачи указанной организации предписания о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Признать действия НП «ВГАСУ-проект» по координации экономической деятельности своих членов при страховании ими гражданской ответственности, выразившиеся в установлении не предусмотренных законом требований к страховым организациям, в которых члены НП «ВГАСУ-проект» могут осуществить страхование гражданской ответственности в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, нарушением части 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
2. Рассмотрение дела № 76-11К о нарушении антимонопольного законодательства прекратить, в связи с добровольным устранением НП «ВГАСУ-проект» нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.
3. Выдать НП «ВГАСУ-проект» предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Р Е Ш Е Н И Е
по делу № 76-11К о нарушении антимонопольного законодательства
10 июня 2010 г.                                                                                                      г. Воронеж
Резолютивная часть решения объявлена 08 июня 2010 г.
Решение в полном объеме изготовлено 10 июня 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <...> – председатель Комиссии, <...> – члены Комиссии,
рассмотрев дело № 76-11К, возбужденное по признакам нарушения Некоммерческим партнерством «ВГАСУ − Межрегиональное объединение организаций в системе проектирования» (далее – НП «ВГАСУ-проект», Партнерство; 394006, г. Воронеж, ул. 20-летия Октября, д. 84, оф. 1114) части 3 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в присутствии представителя НП «ВГАСУ-проект» – <...>, установила:
07.04.2010 г. с целью осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства саморегулируемыми организациями, основанными на членстве лиц, осуществляющих строительство и подготовку проектной документации, действующими на территории Воронежской области, Управлением в адрес НП «ВГАСУ-проект» был направлен запрос (исх. № 04-16/1310) о предоставлении информации, касающейся страхования членами НП «ВГАСУ-проект» гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
28.04.2010 г. в Управление поступил ответ НП «ВГАСУ-проект» (исх. от 23.04.2010 г. № 11) на указанный выше запрос, согласно которому решением Общего собрания членов НП «ВГАСУ-проект» (протокол от 04.09.2009 г. № 2) утверждены «Требования к страхованию членами саморегулируемой организации гражданской ответственности в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (далее – Требования к страхованию).
Пунктом 3.1 указанных требований установлено, что «…Основным условием принятия СРО договора страхования (страхового полиса) гражданской ответственности индивидуального предпринимателя или юридического лица в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капительного строительства, является соответствие страховой организации, с которой заключен договор, следующим критериям:
   3.1.1. Страховая организация имеет действующую лицензию (без ограничений срока действия) на осуществление страховой деятельности, выданную Федеральной службой страхового надзора РФ;
   3.1.2. Страховая организация имеет действующую лицензию (приложение к лицензии) на осуществление вида страхования: Страхование гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам;
   3.1.3. Страховая организация имеет правила страхования ответственности, соответствующие настоящим требованиям и условиям страхования гражданской ответственности, за причинение вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капительного строительства;
   3.1.4. Страховая организация имеет местонахождение или филиал (представительство) в субъекте РФ аналогичном месту регистрации СРО;
   3.1.5. Страховая организация имеет размер собственных средств (уставной капитал) не менее 500 000 000 рублей;
   3.1.6. Страховая организация имеет не менее чем трехлетний опыт осуществления операций по страхованию ответственности, в том числе не менее чем однолетний опыт осуществления операций по страхованию гражданской ответственности при строительно-монтажных работах;
   3.1.7. Страховая организация имеет суммарный объем ответственности страхуемых объектов по действующим договорам страхования ответственности за причинение вреда третьим лицам - не менее 1 млрд. рублей;
   3.1.8. В отношении страховой организации не ведется процедура банкротства».

В соответствии с пунктом 3.4 Требований к страхованию, если страховая организация, с которой индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом заключен договор страхования (страховой полис) гражданской ответственности, не указана в списке рекомендованных СРО страховых организаций, но соответствует указанным в п.3.1 критериям, то договор страхования (страховой полис) должен быть принят саморегулируемой организацией.
В связи с обнаружением Управлением признаков нарушения части 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции в действиях Партнерства по установлению не предусмотренных законом требований к страховым организациям, в которых члены Партнерства могут осуществить страхование гражданской ответственности в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, было принято решение о возбуждении в отношении НП «ВГАСУ-проект» дела № 76-11К о нарушении антимонопольного законодательства (приказ от 04.05.2010 г. № 106 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства»).
Рассмотрение дела № 76-11К о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 08.06.2010 г.
До рассмотрения настоящего дела НП «ВГАСУ-проект» были предоставлены письменные объяснения (исх. от 02.06.2010 г. № 14), согласно которым Партнерство считает, что введение требований к страховым компаниям, содержащихся в подпунктах 3.1.3-3.1.7 Требований к страхованию, позволило бы членам НП «ВГАСУ-проект» выбирать ту страховую компанию, которая смогла бы отвечать по своим обязательствам, а также давало бы реальную возможность покрывать вред, причиненный третьим лицам в результате деятельности членов Партнерства.
Одновременно НП «ВГАСУ-проект» указывает, что на Общем собрании членов Партнерства, состоявшимся 20.05.2010 г., было принято решение об исключении подпунктов 3.1.3-3.1.7 из Требований к страхованию.
Изучив материалы дела, выслушав аргументы лиц, участвующих в рассмотрении дела № 76-11К о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии в действиях НП «ВГАСУ-проект» нарушения части 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившегося в осуществлении координации экономической  деятельности членов Партнерства (проектных организаций), которая может привести к экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами (страховыми компаниями) и созданию препятствий доступу на рынок страхования гражданской ответственности другим хозяйствующим субъектам (страховым организациям).
Указанные выводы Комиссии Управления сделаны на основе следующих обстоятельств и доказательств, имеющихся в материалах дела.
В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции, физическим лицам, коммерческим организациям и некоммерческим организациям запрещается координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит или может привести к последствиям, указанным в части 1 настоящей статьи, в том числе к экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами и созданию препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Пунктом 14 статьи 4 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что координация экономической деятельности – согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов. Не являются координацией экономической деятельности осуществляемые в соответствии с федеральными законами действия саморегулируемой организации по установлению для своих членов условий доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка.
В соответствии с пунктом 3 статьи 55.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), допускается приобретение некоммерческими организациями, основанными на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, статуса саморегулируемых организаций.
Частью 2 статьи 55.1 Кодекса установлено, что содержанием деятельности саморегулируемой организации являются разработка и утверждение документов, предусмотренных статьей 55.5 настоящего Кодекса, а также контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований этих документов.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 01.12.2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее – Закон о СРО), саморегулируемая организация вправе для обеспечения имущественной ответственности своих членов перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами создавать системы личного и (или) коллективного страхования.
Кодексом для строительных саморегулируемых организаций установлены специальные нормы в части страхования их членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Так, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 55.4 Кодекса, некоммерческая организация вправе приобрести статус саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, при наличии компенсационного фонда, сформированного в размере не менее чем пятьсот тысяч рублей на одного члена некоммерческой организации или, если такой организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в размере не менее чем сто пятьдесят тысяч рублей на одного члена некоммерческой организации.
Согласно пункту 3 части 12 статьи 55.5 Кодекса, правилами саморегулирования саморегулируемых организаций могут устанавливаться требования о страховании членами саморегулируемой организации гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, условия такого страхования.
При этом необходимо отметить, что право на установление строительными саморегулируемыми организациями каких-либо требований к страховым организациям ни Законом о СРО, ни Кодексом не предусмотрено.
Следовательно, исходя из правового смысла норм Закона о СРО и Кодекса, страхование членами саморегулируемых организаций гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должно осуществляться в самостоятельно выбранной ими страховой организации без каких-либо иных дополнительных условий.
В ходе рассмотрения настоящего дела Комиссией Управления установлено, что согласно пунктам 3.1-3.4 Требований к страхованию, член НП «ВГАСУ-проект» имеет возможность заключить договор страхования гражданской ответственности в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, исключительно в страховой компании соответствующей требованиям, содержащимся в подпунктах 3.1.1-3.1.8 Требований к страхованию.
В противном случае члену Партнерства, в силу пункта 2.1 Требований к страхованию, предусмотрена возможность отказа в выдаче свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, и он не сможет выполнять указанные виды работ, так как, согласно части 1 статьи 55.8 Кодекса, работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Таким образом, член Партнерства вынужден фактически согласовывать с Партнерством заключение договора с конкретной страховой организацией.
Согласно данным Федеральной службы страхового надзора, на территории Воронежской области деятельность по страхованию гражданской ответственности  осуществляют 55 страховых компаний (перечень имеется в материалах дела).
Одновременно Комиссия Управления учитывает и то обстоятельство, что согласно части 2 статьи 4.1 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее – Закон о страховом деле), деятельность субъектов страхового дела подлежит лицензированию.
В соответствии с частью 1 статья 30 Закона о страховом деле, за деятельностью субъектов страхового дела осуществляется государственный надзор. Частью 3 этой же нормы установлено, что страховой надзор осуществляется органом страхового надзора и его территориальными органами.
Частью 4 статья 30 Закона о страховом деле установлено, что страховой надзор включает в себя:
   1) лицензирование деятельности субъектов страхового дела, аттестацию страховых актуариев и ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;
   2) контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела, и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;
   3) выдачу в течение 30 дней в предусмотренных настоящим Законом случаях разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями.
Учитывая изложенное, НП «ВГАСУ-проект», установив дополнительные, не предусмотренные законом требования к страховым компаниям (наличие у страховой организации правил страхования ответственности, соответствующих Требованиям к страхованию, за причинение вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капительного строительства (подпункт 3.1.3 Требований к страхованию); страховая организация имеет местонахождение или филиал (представительство) в субъекте РФ аналогичном месту регистрации СРО (подпункт 3.1.4 Требований к страхованию); страховая организация имеет размер собственных средств (уставной капитал) не менее 500 000 000 рублей (подпункт 3.1.5 Требований к страхованию); страховая организация имеет не менее чем трехлетний опыт осуществления операций по страхованию ответственности, в том числе не менее чем однолетний опыт осуществления операций по страхованию гражданской ответственности при строительно-монтажных работах (подпункт 3.1.6 Требований к страхованию); страховая организация имеет суммарный объем ответственности страхуемых объектов по действующим договорам страхования ответственности за причинение вреда третьим лицам - не менее 1 млрд. рублей (подпункт 3.1.7 Требований к страхованию)), необоснованно ограничило возможность членов Партнерства самостоятельно и безусловно заключить соответствующий договор с любой страховой организацией, имеющей в силу закона право осуществлять деятельность по страхованию гражданской ответственности, что может привести к созданию препятствий доступу страховым компаниям на рынок услуг по страхованию гражданской ответственности.
Кроме того, указанные действия НП «ВГАСУ-проект», могут привести к экономически или технологически необоснованному отказу членов Партнерства от заключения договоров с определенными продавцами (страховыми компаниями, не соответствующими требованиям, установленным Партнерством), что в итоге может привести к ограничению конкуренции на рынке услуг страхования гражданской ответственности.
Таким образом, действия НП «ВГАСУ-проект» по координации экономической деятельности своих членов при страховании ими гражданской ответственности в рассматриваемом случае могут привести к указанным в пунктах 4 и 8 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции последствиям, а именно: к экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами и созданию препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Учитывая изложенное, Комиссия Управления приходит к выводу, что действия НП «ВГАСУ-проект» по координации экономической деятельности своих членов при страховании ими гражданской ответственности, выразившиеся в установлении не предусмотренных законом требований к страховым организациям, в которых члены Партнерства могут осуществить страхование гражданской ответственности в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, являются нарушением части 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Вместе с тем, Комиссией Управления установлено, что 20.05.2010 г. Общим собранием членов Партнерства (протокол от 20.05.2010 г. № 6) были утверждены изменения в Требования к страхованию, в соответствии с которыми подпункты 3.1.3-3.1.7 были исключены из указанных требований.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
На основании изложенного, принимая во внимание тот факт, что НП «ВГАСУ-проект» в добровольном порядке устранило нарушение антимонопольного законодательства и его последствия до принятия решения по существу, Комиссия Управления считает необходимым, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, производство по делу № 76-11К о нарушении антимонопольного законодательства прекратить.
В соответствии с часть 2 статьи 48 Закона о защите конкуренции, решение о прекращении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства принимается комиссией в соответствии с требованиями, установленными статьей 41 настоящего Федерального закона. В случае, если рассмотрение дела прекращается в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, резолютивная часть решения о прекращении рассмотрения дела должна содержать сведения об установлении факта нарушения ответчиком или ответчиками антимонопольного законодательства.
Факт нарушения НП «ВГАСУ-проект» антимонопольного законодательства установлен Комиссией Управления в настоящем решении.
В соответствии со статьей 22 Закона защите конкуренции, одной из основных функций антимонопольного органа является предупреждение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов.
Частью 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, установлено, что антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе предписания о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства (подпункт «д» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции).
В целях предупреждения монополистической деятельности НП «ВГАСУ-проект», Комиссия Управления приходит к выводу о наличии оснований (подпункт «д» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции) для выдачи указанной организации предписания о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Признать действия НП «ВГАСУ-проект» по координации экономической деятельности своих членов при страховании ими гражданской ответственности, выразившиеся в установлении не предусмотренных законом требований к страховым организациям, в которых члены НП «ВГАСУ-проект» могут осуществить страхование гражданской ответственности в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, нарушением части 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
2. Рассмотрение дела № 76-11К о нарушении антимонопольного законодательства прекратить, в связи с добровольным устранением НП «ВГАСУ-проект» нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.
3. Выдать НП «ВГАСУ-проект» предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Рассмотрено дело, возбужденное по признакам нарушения Некоммерческим партнерством «ВГАСУ − Межрегиональное объединение организаций в системе проектирования» части 3 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

[format] => full_html [safe_value] =>

Рассмотрено дело, возбужденное по признакам нарушения Некоммерческим партнерством «ВГАСУ − Межрегиональное объединение организаций в системе проектирования» части 3 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия Воронежского УФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». Воронежское УФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением хозяйствующими субъектами и органами власти законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, законодательства о государственном регулировании торговой деятельности, законодательства в сфере электроэнергетики. Также Воронежское УФАС России осуществляет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна.

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-06-10 10:12:10 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-06-10 10:12:10 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320638836 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Воронежское УФАС России )