Решение от 17.11.2010 года по делу № 218-16к

Дата публикации: 17 ноября 2010, 12:17

Р Е Ш Е Н И Е
по делу № 218-16к
17 ноября 2010 года                                                                                            г. Воронеж
 Резолютивная часть настоящего решения объявлена 02.11.2010.
 Решение изготовлено в полном объеме 17.11.2010.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по рассмотрению дела № 218-16к о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <...> - председатель комиссии; <...> - члены комиссии,
в присутствии представителей Ответчиков:
Правительства Воронежской области в лице Департамента промышленности, транспорта, связи и инноваций Воронежской области — <...>;
ОАО АТ «Воронежавтотранс» - <...>,
рассмотрев дело № 218-16к о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное в отношении Правительства Воронежской области и ОАО АТ «Воронежавтотранс» по признакам нарушения части 3 статьи 15, статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила:
В результате проверки нормативных правовых актов органов власти Воронежской области на соответствие требованиям антимонопольного законодательства установлено, что Правительством Воронежской области принято постановление «Об утверждении порядка предоставления субсидий в 2010 году за счет средств областного бюджета организациям автомобильного транспорта общего пользования, осуществляющим пассажирские перевозки» (далее — Порядок).
Утвержденный Порядок устанавливает процедуру предоставления в 2010г. субсидий за счет средств областного бюджета на частичное покрытие убытков организациям автомобильного транспорта общего пользования, осуществляющим пассажирские перевозки в городском и пригородном сообщении.
Согласно данному Порядку главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных в областном бюджете на финансирование субсидий является ОАО АТ «Воронежавтотранс». Получателем субсидий являются юридические лица, осуществляющие пассажирские перевозки по утвержденным в установленном порядке маршрутам на территории Воронежской области и заключившие договор на выполнение транспортных работ. Кроме того, контроль за целевым использованием полученных субсидий осуществляет ОАО АТ «Воронежавтотранс».
Проанализировав указанный Порядок предоставления субсидий Управление пришло к выводу о наличии в нем признаков нарушений Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), а именно: признаков нарушения части 3 статьи 15 в части наделения хозяйствующего субъекта — ОАО АТ «Воронежавтотранс» функциями и правами органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе контроля и надзора, а также признаки нарушения статьи 16 в части соглашения между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующим субъектом либо осуществление согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
16 сентября 2010г. в отношении Правительства Воронежской области в лице Департамента промышленности, транспорта, связи и инноваций Воронежской области и ОАО АТ «Воронежавтотранс» было возбуждено дело по признакам нарушения части 3 статьи 15, статьи 16 Закона о защите конкуренции.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, выслушав мнения Ответчиков, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по рассмотрению дела № 218-16к пришла к следующим выводам.
19.05.2010г. Правительством Воронежской области принято постановление № 393 «Об утверждении порядка предоставления субсидий в 2010 году за счет средств областного бюджета организациям автомобильного транспорта общего пользования, осуществляющим пассажирские перевозки».
Пункт 1.2 Порядка предоставления субсидий устанавливает, что главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных в областном бюджете на финансирование субсидий организациям автомобильного транспорта является ОАО АТ «Воронежавтотранс». Размер субсидий также определяется главным распорядителем в порядке определенном пунктом 3.1 указанного постановления.
Пункт 2.2 определяет, что для включения в реестр получателей субсидий перевозчики предоставляют в ОАО АТ «Воронежавтотранс» перечень документов, предусмотренных в нем.
Согласно пункту 2.3 Порядка предоставления субсидий ОАО АТ «Воронежавтотранс» принимает и проверяет правильность предоставленных документов и регистрирует в журнале регистрации. Также ОАО АТ «Воронежавтотранс» оформляет заключение о соответствии или несоответствии перевозчика установленным настоящим Порядком критериям и принимает решение о предоставлении либо отказе в предоставлении субсидии.
В соответствии с пунктом 2.4 Порядка предоставления субсидий в случае принятия решения о предоставлении субсидий ОАО АТ «Воронежавтотранс» включает организацию в реестр получателей субсидий и заключает с перевозчиком договор о предоставлении субсидии.
Раздел 3 предусматривает порядок расчета и перечисления субсидий перевозчикам ОАО АТ «Воронежавтотранс».
Пункт 4.6 Порядка предоставления субсидий контроль за целевым использованием полученных субсидий также возлагает ОАО АТ «Воронежавтотранс».
Установлено, что Правительство Воронежской области является высшим исполнительным органом государственной власти, возглавляемое Губернатором Воронежской области, которое входит в систему органов государственной власти (статья 25 Устава Воронежской области).
Согласно статье 7 Закона Воронежской области от 21.02.2002г. № 12-ОЗ «О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Воронежской области» администрация Воронежской области (Правительство Воронежской области) определяет уполномоченный исполнительный орган государственной власти Воронежской области по организации транспортного обслуживания населения на территории Воронежской области.
Постановлением Правительства Воронежской области от 18 мая 2009г. № 398 утверждено положение о Департаменте промышленности, транспорта, связи и инновациям Воронежской области (далее — Департамент), в котором указывается, что Департамент является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, разрабатывающим и реализующим государственную политику на территории области в сфере промышленности, транспорта, связи и инновациям в пределах своей компетенции. Пункт 3.1.12 Положения к функциям Департамента относит организацию транспортного обслуживания населения Воронежской области автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение).
Пункт 3.3.23 Положения возлагает на Департамент осуществление функций главного распорядителя и получателя бюджетных средств, в том числе средств федерального бюджета, предусмотренных на осуществление переданных федеральных полномочий в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 4.2 Положения Департамент разрабатывает  бюджетные заявки на ассигнование мероприятий по развитию промышленности, транспорта, инновационной деятельности, а также предложения об установлении преференций в целях стимулирования хозяйственной и инновационной деятельности организаций промышленности, транспорта.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ главным распорядителем бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) может быть орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Статья 78 Бюджетного кодекса РФ предусматривает возможность предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, согласно которой субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются, в том числе, из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:
   1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
   2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
   3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Реализация предусмотренного Бюджетным кодексом РФ порядка предоставления субсидий позволила Правительству Воронежской области принять постановление № 393 от 19.05.2010г. «Об утверждении Порядка предоставления субсидий в 2010г. за счет средств областного бюджета организациям автомобильного транспорта общего пользования, осуществляющим пассажирские перевозки».
Однако, данным нормативным актом функции главного распорядителя возложены на хозяйствующий субъект — ОАО АТ «Воронежавтотранс», который  определяет размер субсидий, принимает решение о предоставлении либо отказе в предоставлении субсидии, осуществляет контроль за целевым использованием полученных субсидий и т. д.
ОАО АТ «Воронежавтотранс», согласно Уставу, утвержденного общим собранием акционеров от 23.04.2002г., является юридическим лицом, предмет деятельности которого - оказание услуг населению, в том числе, по организации городских, пригородных, междугородных и международных перевозок грузов и пассажиров.
Часть 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещает совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.
Таким образом, действия Правительства Воронежской области по принятию постановления № 393 от 19.05.2010г., утверждающего Порядок предоставления в 2010г. субсидий организациям автомобильного транспорта общего пользования, осуществляющим пассажирские перевозки, который наделяет хозяйствующий субъект — ОАО АТ «Воронежавтотранс» функциями органа государственной власти субъекта, в том числе функциями контроля, являются нарушением части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Однако, на рассмотрение Комиссии Управления Департаментом были предоставлены доказательства, свидетельствующие о добровольном устранении нарушений антимонопольного законодательства, а именно: постановление Правительства Воронежской области от 11.10.2010г. № 849 «О внесении изменений в постановление Правительства Воронежской области от 19.05.2010г. № 393», в соответствии с которым отменены и изменены пункты, касающиеся выполнения ОАО АТ «Воронежавтотранс» функций по распределению бюджетных субсидий и осуществлению каких-либо функций, в том числе и по контролю за расходованием бюджетных средств. Во всех пунктах постановления № 393 от 19.05.2010г. «слова ОАО АТ «Воронежавтотранс» заменены словами «департамент промышленности, транспорта, связи и инноваций Воронежской области».
Таким образом, функции по распределению бюджетных средств, предоставляемых в качестве субсидий организациям автомобильного транспорта, осуществляющим автомобильные перевозки возложены на Департамент промышленности, транспорта, связи и инноваций Воронежской области.
Факты нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, устанавливающий запрет соглашений между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к ограничению конкуренции в ходе рассмотрения дела не подтверждены.
В связи с вышеизложенным, принимая во внимание, что нарушения антимонопольного законодательства и его последствия устранены в добровольном порядке, руководствуясь частью 5 статьи 41 и пунктом 1 части 1 статьи 48, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1.
Признать в действиях Правительства Воронежской области в лице Департамента промышленности, транспорта, связи и инноваций нарушение части 3 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», в части наделения хозяйствующего субъекта функциями и правами органа исполнительной власти субъета РФ, в том числе функциями контроля, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции.
2. Производство по делу № 218-16к в отношении Правительства Воронежской области в лице Департамента промышленности, транспорта, связи и инноваций по нарушению части 3 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» прекратить в связи с добровольным устранением, путем принятия Правительством Воронежской области постановления от 11.10.2010г. № 849 «О внесении изменений в постановление Правительства Воронежской области от 19.05.2010г. № 393».
3. Производство по делу № 218-16к в отношении Правительства Воронежской области и ОАО АТ «Воронежавтотранс» по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона «О защите конкуренции» прекратить в связи с отсутствием состава нарушения.
В соответствии со ст.52 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии

stdClass Object ( [vid] => 7771 [uid] => 1 [title] => Решение от 17.11.2010 года по делу № 218-16к [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7771 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320638836 [changed] => 1370523190 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370523190 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Р Е Ш Е Н И Е
по делу № 218-16к
17 ноября 2010 года                                                                                            г. Воронеж
 Резолютивная часть настоящего решения объявлена 02.11.2010.
 Решение изготовлено в полном объеме 17.11.2010.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по рассмотрению дела № 218-16к о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <...> - председатель комиссии; <...> - члены комиссии,
в присутствии представителей Ответчиков:
Правительства Воронежской области в лице Департамента промышленности, транспорта, связи и инноваций Воронежской области — <...>;
ОАО АТ «Воронежавтотранс» - <...>,
рассмотрев дело № 218-16к о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное в отношении Правительства Воронежской области и ОАО АТ «Воронежавтотранс» по признакам нарушения части 3 статьи 15, статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила:
В результате проверки нормативных правовых актов органов власти Воронежской области на соответствие требованиям антимонопольного законодательства установлено, что Правительством Воронежской области принято постановление «Об утверждении порядка предоставления субсидий в 2010 году за счет средств областного бюджета организациям автомобильного транспорта общего пользования, осуществляющим пассажирские перевозки» (далее — Порядок).
Утвержденный Порядок устанавливает процедуру предоставления в 2010г. субсидий за счет средств областного бюджета на частичное покрытие убытков организациям автомобильного транспорта общего пользования, осуществляющим пассажирские перевозки в городском и пригородном сообщении.
Согласно данному Порядку главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных в областном бюджете на финансирование субсидий является ОАО АТ «Воронежавтотранс». Получателем субсидий являются юридические лица, осуществляющие пассажирские перевозки по утвержденным в установленном порядке маршрутам на территории Воронежской области и заключившие договор на выполнение транспортных работ. Кроме того, контроль за целевым использованием полученных субсидий осуществляет ОАО АТ «Воронежавтотранс».
Проанализировав указанный Порядок предоставления субсидий Управление пришло к выводу о наличии в нем признаков нарушений Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), а именно: признаков нарушения части 3 статьи 15 в части наделения хозяйствующего субъекта — ОАО АТ «Воронежавтотранс» функциями и правами органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе контроля и надзора, а также признаки нарушения статьи 16 в части соглашения между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующим субъектом либо осуществление согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
16 сентября 2010г. в отношении Правительства Воронежской области в лице Департамента промышленности, транспорта, связи и инноваций Воронежской области и ОАО АТ «Воронежавтотранс» было возбуждено дело по признакам нарушения части 3 статьи 15, статьи 16 Закона о защите конкуренции.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, выслушав мнения Ответчиков, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по рассмотрению дела № 218-16к пришла к следующим выводам.
19.05.2010г. Правительством Воронежской области принято постановление № 393 «Об утверждении порядка предоставления субсидий в 2010 году за счет средств областного бюджета организациям автомобильного транспорта общего пользования, осуществляющим пассажирские перевозки».
Пункт 1.2 Порядка предоставления субсидий устанавливает, что главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных в областном бюджете на финансирование субсидий организациям автомобильного транспорта является ОАО АТ «Воронежавтотранс». Размер субсидий также определяется главным распорядителем в порядке определенном пунктом 3.1 указанного постановления.
Пункт 2.2 определяет, что для включения в реестр получателей субсидий перевозчики предоставляют в ОАО АТ «Воронежавтотранс» перечень документов, предусмотренных в нем.
Согласно пункту 2.3 Порядка предоставления субсидий ОАО АТ «Воронежавтотранс» принимает и проверяет правильность предоставленных документов и регистрирует в журнале регистрации. Также ОАО АТ «Воронежавтотранс» оформляет заключение о соответствии или несоответствии перевозчика установленным настоящим Порядком критериям и принимает решение о предоставлении либо отказе в предоставлении субсидии.
В соответствии с пунктом 2.4 Порядка предоставления субсидий в случае принятия решения о предоставлении субсидий ОАО АТ «Воронежавтотранс» включает организацию в реестр получателей субсидий и заключает с перевозчиком договор о предоставлении субсидии.
Раздел 3 предусматривает порядок расчета и перечисления субсидий перевозчикам ОАО АТ «Воронежавтотранс».
Пункт 4.6 Порядка предоставления субсидий контроль за целевым использованием полученных субсидий также возлагает ОАО АТ «Воронежавтотранс».
Установлено, что Правительство Воронежской области является высшим исполнительным органом государственной власти, возглавляемое Губернатором Воронежской области, которое входит в систему органов государственной власти (статья 25 Устава Воронежской области).
Согласно статье 7 Закона Воронежской области от 21.02.2002г. № 12-ОЗ «О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Воронежской области» администрация Воронежской области (Правительство Воронежской области) определяет уполномоченный исполнительный орган государственной власти Воронежской области по организации транспортного обслуживания населения на территории Воронежской области.
Постановлением Правительства Воронежской области от 18 мая 2009г. № 398 утверждено положение о Департаменте промышленности, транспорта, связи и инновациям Воронежской области (далее — Департамент), в котором указывается, что Департамент является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, разрабатывающим и реализующим государственную политику на территории области в сфере промышленности, транспорта, связи и инновациям в пределах своей компетенции. Пункт 3.1.12 Положения к функциям Департамента относит организацию транспортного обслуживания населения Воронежской области автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение).
Пункт 3.3.23 Положения возлагает на Департамент осуществление функций главного распорядителя и получателя бюджетных средств, в том числе средств федерального бюджета, предусмотренных на осуществление переданных федеральных полномочий в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 4.2 Положения Департамент разрабатывает  бюджетные заявки на ассигнование мероприятий по развитию промышленности, транспорта, инновационной деятельности, а также предложения об установлении преференций в целях стимулирования хозяйственной и инновационной деятельности организаций промышленности, транспорта.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ главным распорядителем бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) может быть орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Статья 78 Бюджетного кодекса РФ предусматривает возможность предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, согласно которой субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются, в том числе, из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:
   1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
   2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
   3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Реализация предусмотренного Бюджетным кодексом РФ порядка предоставления субсидий позволила Правительству Воронежской области принять постановление № 393 от 19.05.2010г. «Об утверждении Порядка предоставления субсидий в 2010г. за счет средств областного бюджета организациям автомобильного транспорта общего пользования, осуществляющим пассажирские перевозки».
Однако, данным нормативным актом функции главного распорядителя возложены на хозяйствующий субъект — ОАО АТ «Воронежавтотранс», который  определяет размер субсидий, принимает решение о предоставлении либо отказе в предоставлении субсидии, осуществляет контроль за целевым использованием полученных субсидий и т. д.
ОАО АТ «Воронежавтотранс», согласно Уставу, утвержденного общим собранием акционеров от 23.04.2002г., является юридическим лицом, предмет деятельности которого - оказание услуг населению, в том числе, по организации городских, пригородных, междугородных и международных перевозок грузов и пассажиров.
Часть 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещает совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.
Таким образом, действия Правительства Воронежской области по принятию постановления № 393 от 19.05.2010г., утверждающего Порядок предоставления в 2010г. субсидий организациям автомобильного транспорта общего пользования, осуществляющим пассажирские перевозки, который наделяет хозяйствующий субъект — ОАО АТ «Воронежавтотранс» функциями органа государственной власти субъекта, в том числе функциями контроля, являются нарушением части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Однако, на рассмотрение Комиссии Управления Департаментом были предоставлены доказательства, свидетельствующие о добровольном устранении нарушений антимонопольного законодательства, а именно: постановление Правительства Воронежской области от 11.10.2010г. № 849 «О внесении изменений в постановление Правительства Воронежской области от 19.05.2010г. № 393», в соответствии с которым отменены и изменены пункты, касающиеся выполнения ОАО АТ «Воронежавтотранс» функций по распределению бюджетных субсидий и осуществлению каких-либо функций, в том числе и по контролю за расходованием бюджетных средств. Во всех пунктах постановления № 393 от 19.05.2010г. «слова ОАО АТ «Воронежавтотранс» заменены словами «департамент промышленности, транспорта, связи и инноваций Воронежской области».
Таким образом, функции по распределению бюджетных средств, предоставляемых в качестве субсидий организациям автомобильного транспорта, осуществляющим автомобильные перевозки возложены на Департамент промышленности, транспорта, связи и инноваций Воронежской области.
Факты нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, устанавливающий запрет соглашений между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к ограничению конкуренции в ходе рассмотрения дела не подтверждены.
В связи с вышеизложенным, принимая во внимание, что нарушения антимонопольного законодательства и его последствия устранены в добровольном порядке, руководствуясь частью 5 статьи 41 и пунктом 1 части 1 статьи 48, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1.
Признать в действиях Правительства Воронежской области в лице Департамента промышленности, транспорта, связи и инноваций нарушение части 3 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», в части наделения хозяйствующего субъекта функциями и правами органа исполнительной власти субъета РФ, в том числе функциями контроля, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции.
2. Производство по делу № 218-16к в отношении Правительства Воронежской области в лице Департамента промышленности, транспорта, связи и инноваций по нарушению части 3 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» прекратить в связи с добровольным устранением, путем принятия Правительством Воронежской области постановления от 11.10.2010г. № 849 «О внесении изменений в постановление Правительства Воронежской области от 19.05.2010г. № 393».
3. Производство по делу № 218-16к в отношении Правительства Воронежской области и ОАО АТ «Воронежавтотранс» по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона «О защите конкуренции» прекратить в связи с отсутствием состава нарушения.
В соответствии со ст.52 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Р Е Ш Е Н И Е
по делу № 218-16к
17 ноября 2010 года                                                                                            г. Воронеж
 Резолютивная часть настоящего решения объявлена 02.11.2010.
 Решение изготовлено в полном объеме 17.11.2010.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по рассмотрению дела № 218-16к о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <...> - председатель комиссии; <...> - члены комиссии,
в присутствии представителей Ответчиков:
Правительства Воронежской области в лице Департамента промышленности, транспорта, связи и инноваций Воронежской области — <...>;
ОАО АТ «Воронежавтотранс» - <...>,
рассмотрев дело № 218-16к о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное в отношении Правительства Воронежской области и ОАО АТ «Воронежавтотранс» по признакам нарушения части 3 статьи 15, статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила:
В результате проверки нормативных правовых актов органов власти Воронежской области на соответствие требованиям антимонопольного законодательства установлено, что Правительством Воронежской области принято постановление «Об утверждении порядка предоставления субсидий в 2010 году за счет средств областного бюджета организациям автомобильного транспорта общего пользования, осуществляющим пассажирские перевозки» (далее — Порядок).
Утвержденный Порядок устанавливает процедуру предоставления в 2010г. субсидий за счет средств областного бюджета на частичное покрытие убытков организациям автомобильного транспорта общего пользования, осуществляющим пассажирские перевозки в городском и пригородном сообщении.
Согласно данному Порядку главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных в областном бюджете на финансирование субсидий является ОАО АТ «Воронежавтотранс». Получателем субсидий являются юридические лица, осуществляющие пассажирские перевозки по утвержденным в установленном порядке маршрутам на территории Воронежской области и заключившие договор на выполнение транспортных работ. Кроме того, контроль за целевым использованием полученных субсидий осуществляет ОАО АТ «Воронежавтотранс».
Проанализировав указанный Порядок предоставления субсидий Управление пришло к выводу о наличии в нем признаков нарушений Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), а именно: признаков нарушения части 3 статьи 15 в части наделения хозяйствующего субъекта — ОАО АТ «Воронежавтотранс» функциями и правами органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе контроля и надзора, а также признаки нарушения статьи 16 в части соглашения между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующим субъектом либо осуществление согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
16 сентября 2010г. в отношении Правительства Воронежской области в лице Департамента промышленности, транспорта, связи и инноваций Воронежской области и ОАО АТ «Воронежавтотранс» было возбуждено дело по признакам нарушения части 3 статьи 15, статьи 16 Закона о защите конкуренции.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, выслушав мнения Ответчиков, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по рассмотрению дела № 218-16к пришла к следующим выводам.
19.05.2010г. Правительством Воронежской области принято постановление № 393 «Об утверждении порядка предоставления субсидий в 2010 году за счет средств областного бюджета организациям автомобильного транспорта общего пользования, осуществляющим пассажирские перевозки».
Пункт 1.2 Порядка предоставления субсидий устанавливает, что главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных в областном бюджете на финансирование субсидий организациям автомобильного транспорта является ОАО АТ «Воронежавтотранс». Размер субсидий также определяется главным распорядителем в порядке определенном пунктом 3.1 указанного постановления.
Пункт 2.2 определяет, что для включения в реестр получателей субсидий перевозчики предоставляют в ОАО АТ «Воронежавтотранс» перечень документов, предусмотренных в нем.
Согласно пункту 2.3 Порядка предоставления субсидий ОАО АТ «Воронежавтотранс» принимает и проверяет правильность предоставленных документов и регистрирует в журнале регистрации. Также ОАО АТ «Воронежавтотранс» оформляет заключение о соответствии или несоответствии перевозчика установленным настоящим Порядком критериям и принимает решение о предоставлении либо отказе в предоставлении субсидии.
В соответствии с пунктом 2.4 Порядка предоставления субсидий в случае принятия решения о предоставлении субсидий ОАО АТ «Воронежавтотранс» включает организацию в реестр получателей субсидий и заключает с перевозчиком договор о предоставлении субсидии.
Раздел 3 предусматривает порядок расчета и перечисления субсидий перевозчикам ОАО АТ «Воронежавтотранс».
Пункт 4.6 Порядка предоставления субсидий контроль за целевым использованием полученных субсидий также возлагает ОАО АТ «Воронежавтотранс».
Установлено, что Правительство Воронежской области является высшим исполнительным органом государственной власти, возглавляемое Губернатором Воронежской области, которое входит в систему органов государственной власти (статья 25 Устава Воронежской области).
Согласно статье 7 Закона Воронежской области от 21.02.2002г. № 12-ОЗ «О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Воронежской области» администрация Воронежской области (Правительство Воронежской области) определяет уполномоченный исполнительный орган государственной власти Воронежской области по организации транспортного обслуживания населения на территории Воронежской области.
Постановлением Правительства Воронежской области от 18 мая 2009г. № 398 утверждено положение о Департаменте промышленности, транспорта, связи и инновациям Воронежской области (далее — Департамент), в котором указывается, что Департамент является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, разрабатывающим и реализующим государственную политику на территории области в сфере промышленности, транспорта, связи и инновациям в пределах своей компетенции. Пункт 3.1.12 Положения к функциям Департамента относит организацию транспортного обслуживания населения Воронежской области автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение).
Пункт 3.3.23 Положения возлагает на Департамент осуществление функций главного распорядителя и получателя бюджетных средств, в том числе средств федерального бюджета, предусмотренных на осуществление переданных федеральных полномочий в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 4.2 Положения Департамент разрабатывает  бюджетные заявки на ассигнование мероприятий по развитию промышленности, транспорта, инновационной деятельности, а также предложения об установлении преференций в целях стимулирования хозяйственной и инновационной деятельности организаций промышленности, транспорта.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ главным распорядителем бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) может быть орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Статья 78 Бюджетного кодекса РФ предусматривает возможность предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, согласно которой субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются, в том числе, из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:
   1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
   2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
   3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Реализация предусмотренного Бюджетным кодексом РФ порядка предоставления субсидий позволила Правительству Воронежской области принять постановление № 393 от 19.05.2010г. «Об утверждении Порядка предоставления субсидий в 2010г. за счет средств областного бюджета организациям автомобильного транспорта общего пользования, осуществляющим пассажирские перевозки».
Однако, данным нормативным актом функции главного распорядителя возложены на хозяйствующий субъект — ОАО АТ «Воронежавтотранс», который  определяет размер субсидий, принимает решение о предоставлении либо отказе в предоставлении субсидии, осуществляет контроль за целевым использованием полученных субсидий и т. д.
ОАО АТ «Воронежавтотранс», согласно Уставу, утвержденного общим собранием акционеров от 23.04.2002г., является юридическим лицом, предмет деятельности которого - оказание услуг населению, в том числе, по организации городских, пригородных, междугородных и международных перевозок грузов и пассажиров.
Часть 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещает совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.
Таким образом, действия Правительства Воронежской области по принятию постановления № 393 от 19.05.2010г., утверждающего Порядок предоставления в 2010г. субсидий организациям автомобильного транспорта общего пользования, осуществляющим пассажирские перевозки, который наделяет хозяйствующий субъект — ОАО АТ «Воронежавтотранс» функциями органа государственной власти субъекта, в том числе функциями контроля, являются нарушением части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Однако, на рассмотрение Комиссии Управления Департаментом были предоставлены доказательства, свидетельствующие о добровольном устранении нарушений антимонопольного законодательства, а именно: постановление Правительства Воронежской области от 11.10.2010г. № 849 «О внесении изменений в постановление Правительства Воронежской области от 19.05.2010г. № 393», в соответствии с которым отменены и изменены пункты, касающиеся выполнения ОАО АТ «Воронежавтотранс» функций по распределению бюджетных субсидий и осуществлению каких-либо функций, в том числе и по контролю за расходованием бюджетных средств. Во всех пунктах постановления № 393 от 19.05.2010г. «слова ОАО АТ «Воронежавтотранс» заменены словами «департамент промышленности, транспорта, связи и инноваций Воронежской области».
Таким образом, функции по распределению бюджетных средств, предоставляемых в качестве субсидий организациям автомобильного транспорта, осуществляющим автомобильные перевозки возложены на Департамент промышленности, транспорта, связи и инноваций Воронежской области.
Факты нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, устанавливающий запрет соглашений между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к ограничению конкуренции в ходе рассмотрения дела не подтверждены.
В связи с вышеизложенным, принимая во внимание, что нарушения антимонопольного законодательства и его последствия устранены в добровольном порядке, руководствуясь частью 5 статьи 41 и пунктом 1 части 1 статьи 48, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1.
Признать в действиях Правительства Воронежской области в лице Департамента промышленности, транспорта, связи и инноваций нарушение части 3 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», в части наделения хозяйствующего субъекта функциями и правами органа исполнительной власти субъета РФ, в том числе функциями контроля, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции.
2. Производство по делу № 218-16к в отношении Правительства Воронежской области в лице Департамента промышленности, транспорта, связи и инноваций по нарушению части 3 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» прекратить в связи с добровольным устранением, путем принятия Правительством Воронежской области постановления от 11.10.2010г. № 849 «О внесении изменений в постановление Правительства Воронежской области от 19.05.2010г. № 393».
3. Производство по делу № 218-16к в отношении Правительства Воронежской области и ОАО АТ «Воронежавтотранс» по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона «О защите конкуренции» прекратить в связи с отсутствием состава нарушения.
В соответствии со ст.52 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Рассмотрено дело о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное в отношении Правительства Воронежской области и ОАО АТ «Воронежавтотранс» по признакам нарушения части 3 статьи 15, статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

[format] => full_html [safe_value] =>

Рассмотрено дело о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное в отношении Правительства Воронежской области и ОАО АТ «Воронежавтотранс» по признакам нарушения части 3 статьи 15, статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия Воронежского УФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». Воронежское УФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением хозяйствующими субъектами и органами власти законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, законодательства о государственном регулировании торговой деятельности, законодательства в сфере электроэнергетики. Также Воронежское УФАС России осуществляет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна.

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-11-17 09:17:42 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-11-17 09:17:42 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320638836 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Воронежское УФАС России )