Об использовании олимпийской и паралимпийской символики

В связи с увеличением в настоящее время количества случаев незаконного использования олимпийской и паралимпийской символики Воронежское УФАС России сообщает следующее.
Согласно части 3 статьи 40 Федерального закона «О рекламе» особенности размещения (распространения) рекламы в период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи определяются Федеральным законом «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 01.12.2007 № 310-ФЗ (далее - Закон об Олимпиаде).
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона об Олимпиаде под олимпийской символикой понимаются наименования «Олимпийский», «Олимпиада», «Сочи 2014», «Olympic», «Olympian», «Olympiad», «Olympic Winter Games», «Olympic Games», «Sochi 2014» и образованные на их основе слова и словосочетания, олимпийские символ, огонь, факел, флаг, гимн, девиз, а также эмблемы, символы и сходные с ними обозначения Олимпийских игр и олимпийских игр, предшествующих им и следующих за ними. Под паралимпийской символикой понимаются наименования «Паралимпийский», «Паралимпиада», «Paralympic», «Paralympian», «Paralympiad», «Paralympic Winter Games», «Paralympic Games» и образованные на их основе слова и словосочетания, паралимпийские символ, флаг, гимн, девиз, а также эмблемы, символы и сходные с ними обозначения Паралимпийских игр и паралимпийских игр, предшествующих им и следующих за ними. К олимпийской символике и паралимпийской символике относятся также произведения изобразительного искусства, музыкальные, литературные и иные произведения, содержащие олимпийскую символику и (или) паралимпийскую символику или ее элементы и предназначенные для обозначения Олимпийских игр и Паралимпийских игр, а также олимпийских игр и паралимпийских игр, предшествующих им и следующих за ними.
Согласно части 2 статьи 7 Закона Об Олимпиаде использование олимпийской символики и (или) паралимпийской символики, в том числе для обозначения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, производимых ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг (в фирменных наименованиях, коммерческих обозначениях, товарных знаках, знаках обслуживания, наименованиях мест происхождения товаров), в составе доменных имен и иным способом, если такое использование создает представление о принадлежности указанных лиц к Олимпийским играм и Паралимпийским играм, допускается только при условии заключения соответствующего договора с Международным олимпийским комитетом и (или) Международным паралимпийским комитетом или уполномоченными ими организациями.
В соответствии с частью 3 статьи 6 Закона об Олимпиаде реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о причастности рекламодателя к Олимпийским играм и Паралимпийским играм, в том числе в качестве спонсора, а также об одобрении Международным олимпийским комитетом, Международным паралимпийским комитетом, Олимпийским комитетом России, Паралимпийским комитетом России, Оргкомитетом «Сочи 2014» потребительских свойств рекламируемых товаров (работ, услуг), признается недостоверной.
Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признаётся реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о различных свойствах и характеристиках товара, объекта рекламирования.
В силу части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» (недостоверная реклама) несёт рекламодатель.
Учитывая изложенное, в случае выявления нарушения части 3 статьи 6 Закона об Олимпиаде, с учётом положений статьи 40 и части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», ответственность за такое нарушение несёт рекламодатель.
Одновременно сообщаем, что согласно статье 13 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель по требованию рекламораспространителя обязан предоставлять документально подтвержденные сведения о соответствии рекламы требованиям настоящего Федерального закона, в том числе сведения о наличии лицензии, об обязательной сертификации, о государственной регистрации.
Соответственно, рекламораспространитель вправе в целях недопущения распространения ненадлежащей рекламы затребовать у рекламодателя документы, подтверждающие правомочность использования им олимпийской символики, в том числе соответствующие договоры Олимпийским комитетом или Паралимпийским комитетом.
Воронежское УФАС России обращает Ваше внимание также на особенности установления признаков недобросовестной конкуренции при незаконном использовании олимпийской и паралимпийской символики.
Согласно статье 8 Закона об Олимпиаде признаются недобросовестной конкуренцией и влекут наступление последствий, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации:
1) продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались олимпийская символика и (или) паралимпийская символика;
2) введение в заблуждение, в том числе создание ложного представления о причастности производителя товара, рекламодателя к Олимпийским играм и (или) Паралимпийским играм, в том числе в качестве спонсора.
Указанные в статье 8 Закона об олимпиаде формы недобросовестной конкуренции могут быть отнесены к такой известной в мировой практике форме недобросовестной конкуренции, как «паразитическая конкуренция». При такой форме недобросовестной конкуренции ответчик, не затрачивая собственных средств на разработку и продвижение бренда, пользуется плодами деятельности другого лица. Основное преимущество, полученное в данном случае, заключается в снижении издержек на разработку и продвижение аналогичного бренда. В свою очередь, это дает возможность реализовывать товар по более низкой цене и привлекать к себе потребителей, что наносит потенциальный вред правообладателю бренда.
В связи с тем, что факт проведения Олимпийских игр в Российской Федерации имеет большой резонанс в обществе и положительно воспринимается гражданами страны, велика вероятность того, что потребитель из нескольких однородных товаров выберет именно тот товар, который маркирован олимпийской символикой.
Таким образом, лицо, незаконно использующее символику, получает необоснованные преимущества перед хозяйствующими субъектами-конкурентами, производящими аналогичную продукцию не используя олимпийскую символику с нарушением законодательства Российской Федерации.
С 01 сентября 2010 года запущена программа защиты лицензионной продукции  Оргкомитет «Сочи-2014». В рамках данной программы на лицензионную продукцию будут наносить идентификационные защитные элементы – марки и голограммы. Использование олимпийских символов при отсутствии указанных элементов, а также отрицательный результат проверки подлинности лицензионной продукции может свидетельствовать о незаконном использованием символики на товаре.
Таким образом, если имеет место факт незаконного использования олимпийской или паралимпийской символики только в рекламе, то  указанные действия будут противоречить положениям Закона «О рекламе» и повлекут ответственность по статье 14.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ. В случае, если олимпийская или паралимпийская символика незаконно используется иными способами (на упаковке и/или этикетке товара, на самом товаре, на официальном сайте и т.п.), то такие действия могут быть квалифицированы антимонопольным органом как акт недобросовестной конкуренции, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 14.33 Кодекса об административных правонарушениях РФ. В случае незаконного использования олимпийской или паралимпийской символики одновременно как в рекламе, так и иными способами при введении товара в гражданский оборот, ответственность будет наступать также по статье 14.33 Кодекса об административных правонарушениях РФ.