Внимание пользователей мобильных устройств

Воронежское УФАС России, являясь на территории Воронежской области уполномоченным органом по осуществлению контроля соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе, а также в целях информирования общественности о вступлении с силу поправок в закон «О связи», сообщает следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе, посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

Такое согласие может быть дано абонентом при заполнении анкеты в магазине, банке, автозаправочной станции, или иных организациях, после чего на указанный в анкете телефон абонента начинает поступать информация об акциях, скидках и привлекательных предложениях.

В последующем отказаться от таких сообщений очень сложно. Поэтому при заполнении подобных анкет для получения скидочной или накопительной карты, лучше всего указывать иные виды связи (например, электронный адрес).

С 1 мая 2014 года вступили в силу новые требования к операторам связи по оказанию дополнительных услуг связи.

С учетом поправок в закон "О связи",  рассылка операторами связи SMS рекламного характера с короткого номера без согласия абонента теперь запрещена законом, и нарушение данного требования может повлечь за собой штрафные санкции для компаний связи.  В случае же наличия согласия абонента, полученное, в том числе путем заполнения анкеты,  оператор за данную рассылку ответственности не несет.

Кроме того,  поправками определено понятие контентные услуги, согласно которому, контентные услуги - вид услуг связи, которые технологически неразрывно связаны с услугами подвижной радиотелефонной связи и направлены на повышение их потребительской ценности (в том числе услуги по предоставлению абонентам возможности получать на пользовательское (оконечное) оборудование в сетях связи справочную, развлекательную и (или) иную дополнительно оплачиваемую информацию, участвовать в голосовании, играх, конкурсах и аналогичных мероприятиях) и стоимость оказания которых оплачивается абонентом оператору связи, с которым у абонента заключен договор об оказании услуг связи".

В случае привлечения оператором связи иных лиц к оказанию контентных услуг, за исключением услуг связи, оказываемых через единый портал государственных и муниципальных услуг, оператор связи на основании обращения абонента обязан создать отдельный лицевой счет, предназначенный только для оплаты данных услуг связи в пределах средств, находящихся на указанном лицевом счете.

Оказание иных услуг, технологически неразрывно связанных с услугами подвижной радиотелефонной связи и направленных на повышение их потребительской ценности, осуществляется с согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение данных услуг.

До получения согласия абонента об оказании иных услуг связи, технологически неразрывно связанных с услугами подвижной радиотелефонной связи и направленных на повышение их потребительской ценности, в том числе контентных услуг, оператор связи должен предоставлять абоненту информацию о тарифах на услуги и кратком содержании данных услуг, а также о лице, предоставляющем конкретную услугу, и лицевом счете, с которого осуществляется списание денежных средств на оплату таких услуг.

Вместе с тем поправками установлено,  что не подлежат оплате иные услуги связи, технологически неразрывно связанные с услугами подвижной радиотелефонной связи и направленные на повышение их потребительской ценности, в том числе контентные услуги, оказанные с нарушением требований, федерального законодательства. Операторы связи несут ответственность перед абонентами за нарушение требований, установленных пунктом 5 статьи 44 Федерального закона «О связи», при подключении и предоставлении иных услуг связи, технологически неразрывно связанных с услугами подвижной радиотелефонной связи и направленных на повышение их потребительской ценности, в том числе контентных услуг.

Таким образом, поправки, внесенные в закон «О связи», позволят более эффективно бороться со спамом, поскольку

во-первых,  оператору разрешены только те рассылки, на которые абонент дал согласие;

во-вторых, операторы сотовой связи получили возможность не пропускать незаконные рассылки;

в третьих, любой получающий спам-рассылки теперь может заблокировать их, обратившись к оператору.