Следующий уровень работы по развитию конкуренции в регионе

В Воронежской области работа по развитию конкуренции осуществлялась в рамках совершенствования региональной программы. Важным аргументом для принятия такого решения являлся тот, что он позволил обеспечить продолжение этой непростой работы на системной основе, сохранить преемственность и ее организационные составляющие, не допустить формирования отношения к работе по совершенствованию конкурентной политики как к очередной компании, имеющей временный приходящий характер. В результате области (в числе не многих регионов) удалось организовать процесс реализации Программы развития конкуренции в период 2010 – 2012, 2013 – 2015 гг. без перерыва, в то время как многие территории (после окончания срока действия Программ развития конкуренции в 2012 году) длительное время только вырабатывали приемлемый подход к продолжению работы, что, безусловно, снижало ее эффективность (в ряде случаев вело к фактическому свертыванию).
Следующие выводы и предложения, полученные в результате разработок Воронежского УФАС России по теме общероссийской специализации территориальных органов «Региональные аспекты конкурентной политики (региональные стандарты развития конкуренции, «дорожные карты» по развитию конкуренции, региональные программы по развитию конкуренции)», по нашему мнению, могут быть использованы для совершенствования работы по развитию конкуренции при внедрении стандарта развития конкуренции в регионе и разработке «дорожной карты».
1. Необходимо продолжить работу по повышению эффективного взаимодействия с бизнес-сообществом, областными и муниципальными структурами, которые должны разрабатывать и реализовывать мероприятия по развитию конкуренции.              
2. Следует принять все меры для организации реальной и активной работы по развитию конкуренции на муниципальном уровне, обращая особое внимание на всестороннее использование результатов анализа состояния конкурентной среды приоритетных социально значимых рынков для решения актуальных социально-экономических задач муниципального и регионального уровня.
При разработке мер по развитию конкуренции важно обеспечивать учет взаимосвязи, взаимозависимости и возможных результатов влияния конкурентных процессов на смежных товарных рынках.
3. В связи с недостатками в формировании системы институционального обеспечения конкуренции, в особенности, на региональном уровне, следует продолжить работу по совершенствованию институтов необходимых для нормального конкурентного развития. Прежде всего, уделяя внимание институтам, обеспечивающим:
- разъяснение принципов конкурентной политики, ее широкое внедрение в образовательную, а также в систему профессиональной  подготовки и переподготовки кадров;
- организацию информационного и образовательного процессов, «проконкурентного» характера, используя, в том числе, положительный опыт Воронежского УФАС по совершенствованию региональной системы подготовки, переподготовки и повышению квалификации кадров, в части:

  • комплексной организации этой работы аналогично, например, формату реализуемому в рамках соглашения между Воронежским УФАС России и Воронежским государственным университетом;
  • внедрения в учебные процессы подготовки  и переподготовки кадров ведущих ВУЗов Воронежа спецкурсов конкурентной тематики с обязательным включением в их учебные планы вопросов дорожного картирования, проблем разработки и внедрения стандарта развития конкуренции;
  • организации впервые в стране совместно с Воронежским государственным университетом подготовки по магистерской программе «Анализ, регулирование и контроль антимонопольной деятельности» по направлению «Менеджмент». В этой связи территориальные управления могут рассмотреть вопрос об использовании апробированной площадки Воронежского государственного университета для организации целевого обучения сотрудников антимонопольной системы при получении магистерского образования;
  • расширение информационного поля для предпринимателей и потребителей, в том числе, и на основе развития работ по информатизации  системы органов власти всех уровней;
  • организацию перехода от преимущественно государственного регулирования отдельных аспектов деятельности малого предпринимательства к саморегулированию через предпринимательские союзы и объединения.

4. Внедрение мер направленных на развитие конкуренции целесообразно осуществлять в комплексе с проработкой вопросов их «встраивания» в систему регионального управления, в частности, обеспечивая взаимоувязку с реализацией различных «дорожных карт» и региональных программ («Развития и поддержки малого и среднего предпринимательства», «Развития инновационной деятельности» и др.), включения вопросов конкурентного развития в административные регламенты органов исполнительной власти и др.
5. В связи с тем, что стандарт развития конкуренции, «дорожная карта» предполагают серьезное увеличение объемов и сложности работы за счет введения многих документов, дополнительных мер, мониторинга и т.п. (стр., стр. 9, 15, требование 5….и др.), по нашему мнению,  необходимо предусмотреть не только определение «уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по содействию развитию конкуренции в регионе», но и в обязательном порядке установить штатную численность (для группы, сектора и т.п., не менее 3 – 5 человек) сотрудников непосредственно занимающихся решением указанных вопросов.
6. Органам исполнительной власти и территориальным управлениям ФАС России при разработке дорожных карт в регионах целесообразно прорабатывать вопрос о мерах государственной поддержки при создании (использовании) логистических центров для развития торговых предприятий малого и среднего бизнеса.
Особенности организации работы по развитию конкуренции на новом этапе были обсуждены 24 ноября 2014 года на оперативном совещании у губернатора области, где руководитель Управления В.В. Рохмистров выступил с докладом о внедрении регионального Стандарта и разработке «дорожной карты» по содействию развития конкуренции в Воронежской области.
Руководитель Управления обратил внимание собравшихся на то, что в настоящий момент для организации внедрения Стандарта развития конкуренции в Воронежской области необходимо:
1. Подготовить проект нормативного акта об определении уполномоченного органа исполнительной власти по содействию развития конкуренции в Воронежской области с закреплением за ним соответствующих функций, установленных в Стандарте развития конкуренции, предусмотрев создание отдела по развитию конкуренции в регионе.
2. Разработать План мероприятий по содействию развития конкуренции в Воронежской области.
3. Подготовить проект нормативного акта о закреплении в департаментах-соисполнителях работ по «дорожной карте» на постоянной основе сотрудников, ответственных за ведение и координацию работы по развитию конкуренции на соответствующих товарных рынках.
4. Рекомендовать главам администраций муниципальных районов (городских округов) области предусмотреть закрепление на постоянной основе сотрудников, ответственных за ведение и координацию работы по развитию конкуренции на соответствующих товарных рынках.
По результатам рассмотрения данного вопроса был дан ряд поручений органам исполнительной власти области.