Рекомендации по установлению в проекте контракта сведений о сроках оплаты товаров (работ, услуг)

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области, проанализировав результаты рассмотрения жалоб и проведения плановых и внеплановых проверок соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» считает необходимым сообщить информацию, относящуюся к вопросу указания в проекте контракта сведений о сроке оплаты товара (работы, услуги).
В соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) к документации о проведении конкурентной процедуры закупки прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги.
Общие условия определения сроков в гражданских правоотношениях приведены в ст. 190 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Однако в случае указания в качестве срока оплаты товара (работы, услуги) слов: «по мере поступления средств из бюджета» срок оплаты фактически не определен. В частности, не указаны ни точная календарная дата, ни точный период времени, ни конкретное событие, которое должно неизбежно наступить, которые могли быть квалифицированы в качестве надлежащего срока оплаты заказчиком поставленного товара (работы, услуги).
Формулировка условия о сроке оплаты по контракту: «по мере поступления средств из бюджета» не может считаться указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, ввиду ее неопределенности и постановки в зависимость от действий третьих лиц, в частности главного распорядителя бюджетных средств, которые не являются сторонами данной закупки.
Согласно содержанию контракта наступление у заказчика обязанности по оплате товаров, работ, услуг, являющихся предметом контракта, ставится в прямую зависимость от факта поступления ему денежных средств на оплату указанных товара, работы, услуги.
Соответственно, исходя из буквального толкования содержания контракта, при не поступлении денежных средств на оплату товара (работ, услуг), у заказчика обязанность по оплате данных товара (работ, услуг) отсутствует.
На основании изложенного,  срок исполнения обязательства по оплате, определенный моментом поступления денежных средств из бюджета, не может считаться установленным.
Таким образом, указание в проекте контракта формулировки в отношении срока оплаты по контракту: «по мере поступления средств из бюджета» является нарушением требований ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области сообщает, что в случаях выявления указанного нарушения будут приниматься соответствующие меры реагирования, в том числе аннулирование закупки.
Кроме того, информируем, что в действиях должностных лиц, выразившихся в утверждении конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в том числе, не содержащих сведений о порядке и сроках оплаты товара (работ, услуг), содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации - в виде наложения административного штрафа в размере трех тысяч рублей.
Настоящие рекомендации размещены в правовых системах, а также на официальном сайте Воронежского УФАС России (www.voronezh.fas.gov.ru).