Рекламодателям финансовых услуг

В связи с увеличением в настоящее время количества случаев размещения ненадлежащей рекламы финансовых услуг, в том числе рекламы финансовых услуг, в которой часть существенных условий изложена мелким, нечитаемым шрифтом, Воронежское УФАС России сообщает следующее.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 г.  38-ФЗ "О рекламе", не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В силу пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
При этом в рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламы.
Также согласно части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее
В настоящее время широкое распространение получила практика, когда сведения о преимуществах объекта рекламирования (в данном случае финансовой услуги), выделяются на фоне остальной информации более крупным шрифтом или иным способом, а информация об иных условиях оказания таких услуг, как правило, сообщается в рекламе мелким нечитаемым шрифтом. Кроме того, в случае распространения данной информации в телепрограммах, часто о преимуществах финансовой услуги предоставляется звуковая информация, а уточняющие сведения включены в видеоряд рекламного ролика текстом мелким шрифтом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе»,  реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц /…/, в связи с чем вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.
При этом то обстоятельство, что нормами ФЗ «О рекламе» не установлен размер шрифта, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 ФЗ «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.
В данном случае рекламодателям при заказе изготовления и размещения рекламы следует учитывать месторасположение рекламы возле проезжей части дороги (наружная реклама), ограниченное время считывания информации для потребителей (ТВ реклама) и иные факторы восприятия информации (изменение освещенности, цвет надписи или фона, угол зрения и т.д.)
В случае, если фактически условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, способной обмануть их ожидания, сформированные рекламой, представлены в рекламе способом, не  позволяющим потребителю полноценно ознакомиться с указанной информацией, такая реклама может привести к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми финансовыми услугами.
Таким образом, несмотря на формальное указание в рекламе сведений, обязательных к размещению, указанная реклама содержит признаки нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2  и части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение указанных норм несет рекламодатель.
В соответствии с частью 1 статьи 14.3 (нарушение законодательства о рекламе) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение рекламодателем законодательства о рекламе, /…/влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.