Теперь адвокатирование конкуренции в сфере образования – на уровне Совета ректоров Воронежской области

7 июня 2013 года состоялось очередное заседание Совета ректоров вузов Воронежской области совместно с Комитетом по образованию, науке и молодежной политике Воронежской областной Думы и Комиссией по образованию и науке Общественной палаты Воронежской области, в котором принял участие руководитель Воронежского УФАС России В. В. Рохмистров. Мероприятие проходило под председательством ректора ВГУ Д. А. Ендовицкого.

В заседании приняли участие руководители различных вузов Воронежской области, представители Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области.

Основным вопросом заседания стал вопрос «О мерах противодействия недобросовестной конкуренции на рынке образовательных услуг», по которому выступил руководитель Воронежского УФАС России В. В. Рохмистров.

Он отметил, что в контексте вступления России в ВТО вопрос о конкурентоспособности российских вузов, их конкурентных преимуществах и успехах на международном рынке приобретает общегосударственное значение. Вуз не предлагает на рынке отдельные образовательные услуги в виде лекций, семинаров и т.п., он предлагает комплекс услуг, объединённых единой задачей и обеспеченных соответствующими ресурсами. Поэтому продукт вуза можно определить как образовательную программу. Именно образовательная программа является главным конкурентным орудием вуза.

Однако на сегодняшний день существуют проблемы развития конкуренции на рынках образовательных услуг, поскольку действующая система правового регулирования в сфере образования начала формироваться 20 лет назад, в условиях переходного периода к рыночной экономике, и до настоящего времени не является достаточно прозрачной и эффективной.

Среди острых проблем руководитель Управления выделил недобросовестную конкуренцию на рынке платных образовательных услуг:

•          распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

•          введение в заблуждение в отношении характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

•          некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;

•          продажа, обмен или иное введение в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, работ, услуг;

•          незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.

В. В. Рохмистров обратил внимание собравшихся на то, что перечень запретов, установленных в статье 14 Закона, не является исчерпывающим. Он отметил, что к монополистической практике относятся, например, различные формы сговора экономических субъектов, направленные против конкурентов, а косвенно — против потребителей: соглашения о разделе рынков, о недопущении конкурентов на рынки, согласование цен на одноименные товары и услуги, соглашения картельного типа.

Инструментами недобросовестной конкуренции на рынке образовательных услуг являются приемы переманивания абитуриентов и сотрудников, методы антирекламы, контрпропаганды и черного PR в отношении конкурентов, публикации проплаченных рейтингов, демонстрация близости вуза к органам управления образованием, капитализация чужих брендов и др.

В качестве наиболее типичных проявлений недобросовестной конкуренции со стороны вузов можно привести следующие:

    - рейтингование образовательных организаций без разработки и опубликования соответствующей методики;

    - отсутствие достоверной информации о деятельности образовательной организации (программы обучения; перечень дисциплин, входящих в каждую программу с указанием объемов нагрузки по этим дисциплинам; преподавательский состав, материально-техническая оснащенность организации (библиотека, общежитие, столовая, поликлиники, спортивные сооружения и др.); наличие/отсутствие исследовательской базы), что порождает недобросовестных участников рынка образовательных услуг, пользующихся недостаточной компетенцией будущих учащихся и их родителей;

    - содержание договора между обучающимся (студентом), родителями (законными представителями) и образовательной организацией без четкого определения прав, обязанностей и ответственности сторон.

Руководитель Управления рассказал о практике Воронежского УФАС России по рассмотрению дел по недобросовестной конкуренции на рынке образовательных услуг.

К другим проблемам в сфере развития конкуренции на рынках образовательных услуг В. В. Рохмистров отнес также дискриминацию по отношению к негосударственным образовательным учреждениям, высокие барьеры входа на рынок образовательных услуг, выведение объектов инфраструктуры из сферы образования.

В качестве задач по развитию конкуренции на рынках образовательных услуг руководитель Управления обозначил следующие:

•          устранение избыточных и неэффективных процедур при лицензировании и аккредитации образовательных учреждений;

•          преодоление дискриминации отдельных участников рынков образовательных услуг, создания равных условий функционирования образовательных организаций всех организационно-правовых форм и форм собственности; обеспечение равного доступа отдельных категорий вузов к участию в конкурсах на размещение заказов и на участие в программах по предоставлению образовательных кредитов;

•          пресечение недобросовестного рейтингования образовательных учреждений;

•          внедрение принципов прозрачности и ответственности образовательных учреждений при осуществлении своей профессиональной деятельности, исключающих возможности введения в заблуждение потребителей образовательных услуг и устанавливающих возможности для справедливой конкуренции; пресечение недобросовестной конкуренции;

•          стандартизация и регламентация форм добросовестного поведения на рынке образовательных услуг со стороны профессиональных ассоциаций сферы образования;

•          введение в вузах программ по конкурентной политике.

Также руководитель Управления обратил внимание собравшихся на то, что вступающий в силу 1 сентября 2013 года новый закон «Об образовании в Российской Федерации» ориентирован на развитие конкуренции в сфере образования.

Так, в Законе об образовании в Российской Федерации понятие «образовательное учреждение» заменено на понятие «образовательная организация», что распространяет положения закона на образовательные организации всех организационно-правовых форм и форм собственности; рядом положений закона обеспечивается информационная открытость в системе образования; отменены федеральные государственные требования для программ дополнительного профессионального образования (ДПО), что ставит участников рынка в равные условия осуществления образовательной деятельности; социальные гарантии в сфере образования распространены на образовательные организации независимо от их организационно-правовой формы и форм собственности; увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции.

«В принятой редакции Закона об образовании в Российской Федерации учтены основные предложения ФАС России, позволяющие, в том числе, снизить возможности для недобросовестной конкуренции в сфере образования», - резюмировал В. В. Рохмистров.

Воронежским УФАС России было рекомендовано включить в решение Совета ректоров вузов Воронежской области следующие меры по противодействию недобросовестной конкуренции:

  1. Считать целесообразным заключение вузами соглашения о соблюдении правил и обычаев делового оборота и недопущения недобросовестной конкуренции, (в том числе, в период проведения приемной кампании), исключающих перераспределение спроса на рынке образовательных услуг как следствие введения в заблуждение потребителей.
  2. Рекомендовать органам власти Воронежской области обеспечить равные условия функционирования образовательных организаций всех организационно-правовых форм и форм собственности, путём выработки и реализации в 2012-2014 гг. мер по обеспечению равного доступа вузов к участию в конкурсах на размещение заказов для государственных и муниципальных нужд.
  3. Рекомендовать финансовым организациям Воронежской области разработать и осуществить в 2013-2013 гг. меры повышения уровня информированности абитуриентов о программах кредитования на образовательные цели.
  4. Руководителям вузов обеспечить соблюдение в возглавляемых высших учебных заведениях принципов публичности и открытости при  рассмотрении вопросов использования имущества вузов, в том числе сторонними организациями.
  5. Воронежскому УФАС России в периоды приемных кампаний в первоочередном порядке рассматривать сообщения о нарушениях на рынке образовательных услуг законодательства, входящего в сферу ответственности антимонопольного органа.

Все указанные предложения были одобрены Советом ректоров вузов Воронежской области и включены в Решение по результатам рассмотрения данного вопроса.

Ректор ВГУ Д. А. Ендовицкий отметил, что наличие различных нарушений антимонопольного законодательства на рынке образовательных услуг в регионе, таких как необновление рейтинговых списков, ценовой демпинг, так называемое «досрочное зачисление», невыдача оригиналов аттестатов, черный PR, свидетельствует о необходимости более детальной проработки данного вопроса. Он обратил внимание собравшихся на то, что в качестве одной из мер по разрешению сложившейся ситуации может выступить принятие негласного соглашения между представителями вузов о недопустимости подобных действий. Также он сообщил, что достигнута договоренность с руководством Общественной палаты Воронежской области об организации и обеспечения функционирования телефонной «горячей линии» по вопросам приема в вузы.