Реклама медицинских услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению

23.09.2013 Комиссией Воронежского УФАС России рассмотрено дело в отношении ООО Издательский дом «Социум» и ИП <...> по признакам нарушения части 7 статьи 24 и пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
В ходе рассмотрения дела Комиссией управления Воронежского УФАС России установлен факт распространения в журнале «ШЕФ» на страницах 30-31 № 1 (июнь-июль) 2013 года следующей рекламы: «/…/альтернатива хирургическим методам удаления жировых отложений – инфракрасные штаны/…/улучшается циркуляция крови, ускоряются естественные метаболические процессы организма/…/Процедура «прессотерапия» или прессомассаж позволит восстановить водный баланс организма и нормализовать циркуляцию лимфы, улучшить кровообращение/…/ Сама процедура заменяет от 20 до 30 сеансов ручного массажа. Магнитотерапия в буквальном смысле заряжает организм энергией и помогает преодолеть метеочувствительность/…/В ТОНУС-КЛУБЕ предлагают уникальную процедуру – сеансы массажной кровати/…/».
В ходе рассмотрения дела ИП <...> пояснила, что услуги, оказываемые ООО «Тонус-клуб» являются физкультурно-оздоровительными, а не медицинскими, поскольку оказываются с использованием приборов, не относящихся к медицинским.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 1664н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» утвержден перечень медицинских услуг, в который входят такие медицинские услуги, как массаж (21 - лечение с помощью простых физических воздействий на пациента (массаж, иглорефлексотерапия, мануальная терапия), магнитотерапия (17 - электромагнитное лечебное воздействие на органы и ткани) и др.
В соответствии с частью 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе», реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
В рассматриваемой рекламе отсутствуют предупреждения о наличии противопоказаний к применению и использованию медицинских услуг, указанных в рекламе, а также о необходимости получения консультации специалистов, что не допускается частью 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
Рассматриваемая реклама содержит не соответствующие действительности сведения о природе услуг, оказываемых ООО «Тонус клуб», поскольку по названию услуги в рекламе (магнитотерапия, массаж) совпадают с медицинскими услугами, что вводит потребителей рассматриваемой рекламы в заблуждение.
Тем самым, рассматриваемая реклама нарушает требования части 7 статьи 24  и пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
Ответственность за нарушение части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» несет рекламораспространитель - ООО Издательский дом «Социум»  и рекламодатель - ИП <...>.
Ответственность за нарушение пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» несет только рекламодатель - ИП <...>.
По итогам рассмотрения дела Воронежским УФАС России вынесено Решение и выданы ООО Издательский дом «Социум» и ИП <...> предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.