В Воронеже обсудили вопросы конкурентной политики

9-10 октября 2013 г в г. Воронеже на базе ВГУ прошла III Всероссийская научно-практическая конференция по конкурентной политике. Мероприятие  организовано Правительством Воронежской области совместно с Воронежским УФАС России и Воронежским государственным университетом.
В нем приняли участие заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы России Андрей Кашеваров, ректор ВГУ Дмитрий Ендовицкий, глава Воронежа Александр Гусев, председатель Арбитражного суда Воронежской области Александр Кочетков, представители правительства Воронежской области, антимонопольных органов, депутатского корпуса, рекламного бизнеса, саморегулируемых организаций, члены судейского общества, руководители и сотрудники крупных СМИ региона, деканы и преподаватели профильных факультетов вуза и т.д.
Открывая заседание, ректор ВГУ Дмитрий Ендовицкий с удовлетворением отметил, что количество участников форума растет с каждым годом, и он активно набирает силу – межрегиональная конференция за короткий срок превратилась во всероссийскую. Также он выразил надежду, что со временем форум получит международный статус. Кроме того, Д. Ендовицкий рассказал о возрастающей межвузовской конкуренции не только среди российских учебных заведений, но и с зарубежными институтами и университетами. Он сообщил, что по поручению ФАС России Воронежский государственный университет подготовил магистерскую программу «Анализ, регулирование и контроль антимонопольной деятельности», которая начнет свою работу 1 сентября 2014 года. Он отметил, что данная программа уникальна и является единственной в своем роде на всей территории нашей страны.
С приветственным словом к участникам конференции обратился глава Воронежа Александр Гусев, который отметил важность развития конкурентной среды. Он сообщил, что в структуре городского управления на данный момент происходят серьезные преобразования. Меняется не только кадровый состав, но и сами подходы к работе. Главным принципом работы должно стать стремление дать возможность выйти на рынок муниципальных услуг компаниям, которые представят наилучшие конкурентные условия.
В ходе пленарного заседания заместитель руководителя ФАС России Андрей Кашеваров отметил важность проведения подобных мероприятий, где представители заинтересованных сторон могут обменяться мнениями по наиболее значимым вопросам развития рынка.
Он рассказал о планируемых новеллах в законодательстве о недобросовестной конкуренции и рекламе, а также о достижениях и проблемах, которые существуют в настоящее время в данной сфере. Кроме того Андрей Борисович сделал акцент на проблемах, которые возникают при выделении мест для размещения рекламных конструкций. Так, в ряде городов прошли конкурсы на распределение мест под установку рекламных конструкций, в Москве и Казани они прошли с нарушениями, тогда как в Воронеже ситуаций, требующих вмешательства ФАС России, не было.
А. Кашеваров сообщил, что для решения сложившихся проблем в данной сфере ФАС России предлагает внести изменение в законодательство о рекламе и утвердить единые правила торговли. Они будут более предсказуемыми для участников и менее травматичными для органов исполнительной власти в субъектах РФ, муниципалитетах. Он отметил, что самой главной проблемой является участие малого бизнеса в этих аукционах. Оно должно быть сдерживающим фактором для роста цен, поскольку формирование конкурентной среды будет способствовать более сбалансированному уровню цен.
Заместитель руководителя ФАС России озвучил 2 варианта решения проблемы: либо обеспечить не менее 15% присутствия на информационных полях для малого бизнеса, либо выделить не менее 20% непосредственно рекламных конструкций по каждому типу. Эти проценты не будут фиксированными, предполагается, чтобы органы местного самоуправления смогут устанавливать долю малого бизнеса в зависимости от того, как сложился рынок в каждом субъекте.
«ФАС России также предлагает ввести возможность для органов местного самоуправления объявлять о проведении конкурсов на распределение мест под установку рекламных конструкций за 6 месяцев до истечения договоров, – отметил А. Кашеваров. В существующей редакции такой конкурс можно объявить по истечении действующего договора, что как минимум на полтора месяца останавливает процесс эксплуатации рекламной конструкции, что в свою очередь негативно сказывается на отчислениях в бюджет».
Для исключения возможности давления со стороны органов местной власти на бизнес, предлагается любое изменение в схеме размещения рекламных конструкций вводить в силу по истечении 90 дней с момента внесения таких изменений. При прекращении по тем или иным причинам действия контракта, органы местного самоуправления должны выплатить соответствующую компенсацию.
Также на пленарном заседании конференции обсуждались вопросы о практике рассмотрения дел, связанных с применением законодательства о рекламе, о мероприятиях по защите конкуренции, об объектах интеллектуальной собственности как средстве недобросовестной конкуренции.
Начальник управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Николай Карташов рассказал участникам конференции о практике применения статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции». В своем выступлении он проинформировал участников смотра о проводимой работе по предотвращению и пресечению нарушений антимонопольного законодательства в данной сфере, а также обратил внимание собравшихся на наиболее интересные дела, проведенные ФАС России, в данной сфере.
Руководитель Воронежского УФАС России Владимир Рохмистров отметил, что развитие конкуренции в регионе – главный инструмент поступательного экономического движения. Вступление России в ВТО и угроза проигрыша зарубежным компаниям требует новых механизмов, способных подвигнуть производителей на то, чтобы обеспечить поставку на товарный рынок конкурентоспособных товаров и услуг.
Он отметил, что в Воронежской области Региональная программа развития конкуренции утверждена распоряжением правительства области еще в 2010 году. В дальнейшем программа была пролонгирована на период 2013-2015 годов, что определило приоритеты и направления развития конкуренции в регионе до 2016 года.
«Весьма существенный аргумент, обуславливающий принятие этого документа состоит в том, что он позволяет обеспечить продолжение непростой работы по развитию конкуренции в регионе на системной основе, сохранив преемственность и организационные составляющие», – заметил В. Рохмистров.
Он сообщил, что в пролонгированной программе определены приоритетные товарные рынки для органов местного самоуправления и органов государственной власти. Определены конкретные ответственные за реализацию программы, которые регулярно информируют уполномоченный орган правительства Воронежской области об исполненных мероприятиях. Программа развития конкуренции области удачно сопряжена с программами поддержки малого и среднего бизнеса и защиты прав потребителей. Широкомасштабная просветительская работа в рамках регулярных семинаров, смотров качества, круглых столов позволяет успешно пресекать недобросовестную конкуренцию.
Второй день конференции предусматривал общение в формате круглого стола. В двух блоках были заслушаны доклады по актуальным вопросам правоприменительной практики пресечения ненадлежащей рекламы. Руководители территориальных органов ознакомили присутствующих с примерами рассмотренных дел и особенностями применения рекламного законодательства в различных регионах.
Заместитель начальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Татьяна Никитина осветила актуальные проблемы и перспективы развития законодательства о рекламе. Обратила внимание собравшихся на то, что с 22 октября 2013 года вступают в силу изменения в статьи 24 и 25 Закона о рекламе, касающиеся небольших терминологических поправок и рекламы биологически активных добавок. Также в ближайшее время будут внесены изменения, связанные с рекламой табака, она будет полностью запрещена.
Кроме того, Татьяна Никитина сообщила о том, что в ближайшее время будет подписано соглашение о взаимодействии и обмене информацией с Роскомнадзором, в котором том числе будет затронут вопрос о привлечении СМИ к административной ответственности.
Директор Центра защиты прав СМИ Галина Арапова рассказала о типичных проблемах применения законодательства о рекламе редакциями СМИ, а также о вопросах соблюдения законодательства о рекламе сетевыми изданиями. Так, основные ошибки находятся в сфере рекламы медицинских услуг и техники, БАДов, банковских услуг, долевого строительства. Подавляющее большинство редакций путаются в том, какие именно услуги следует отнести к медицинским, каким образом определять площадь, которая в рекламном блоке должна быть отведена под пометку о рекламе.
Также заместитель руководителя ФАС России Кашеваров Андрей Борисович в процессе обсуждения в рамках круглого стола ответил на вопросы представителей СМИ, присутствовавших на мероприятии.