ООО «Росгосстрах» предупреждено о недопустимости навязывания дополнительных услуг при заключении договора ОСАГО

Воронежское УФАС России выдало ООО «Росгосстрах» в лице филиала ООО «Росгосстрах» в Воронежской области предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Основанием для выдачи предупреждения послужило заявление гр. С. на действия ООО «Росгосстрах» по навязыванию ей при заключении договора ОСАГО дополнительной услуги страхования жизни.
Как установлено в ходе рассмотрения заявления и приложенных к нему документов, гр. С. обратилась в Семилукский офис ООО «Росгосстрах» по адресу: Воронежская область, г. Семилуки, ул. 30 лет Октября, д. 41 А, для заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (договора ОСАГО). Однако ООО «Росгосстрах» отказалось заключить договор ОСАГО с гр. С. без одновременного заключения договора страхования жизни. Получив отказ в заключении договора ОСАГО гр. С. направила в Семилукский офис ООО «Росгосстрах» и в филиал ООО «Росгосстрах» в Воронежской области претензии по указанному факту.
На момент обращения гр. С. в Воронежское УФАС России ООО «Росгосстрах» ответов на ее претензии не предоставило.
Таким образом, ООО «Росгосстрах», отказавшись от заключения с гр. С. договора ОСАГО без одновременного заключения договора страхования жизни, совершило действия по навязыванию гр. С. услуги страхования жизни, в приобретении которой последняя не заинтересована.
В указанных действиях ООО «Росгосстрах» Воронежским УФАС России установлены признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
На основании изложенного, а также учитывая предоставление гр. С. доказательств навязывания ей ООО «Росгосстрах» при заключении договора ОСАГО дополнительных услуг страхования, Воронежским УФАС России принято решение о выдаче ООО «Росгосстрах» в лице филиала ООО «Росгосстрах» в Воронежской области предупреждения о прекращении действии (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем заключения с гр. С. договора ОСАГО независимо от заключения с указанным лицом иных договоров страхования.
В случае невыполнения филиалом ООО «Росгосстрах» в Воронежской области в установленный срок предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции Воронежским УФАС России в отношении ООО «Росгосстрах» будет рассмотрен вопрос о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Примечание: В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения. Предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 данного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
Из правового смысла указанной нормы следует, что помимо определения действий, которые признаются нарушением антимонопольного законодательства, Законом о защите конкуренции установлены также субъекты этих правоотношений. Таковыми являются хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на товарном рынке и совершающие правонарушения, а также другие лица, участвующие в конкурентных отношениях, интересы которых ущемляются противоправными действиями доминанта.
Таким образом, применение мер антимонопольного реагирования в указанном выше контексте возможно к хозяйствующему субъекту, действующему на конкретном товарном рынке и занимающему на нем доминирующее положение.
При этом частью 7 статьи 5 Закона о защите конкуренции установлено, что не может быть признано доминирующим положение финансовой организации, доля которой не превышает десять процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке или двадцать процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации.
На рынке услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств Воронежской области доминирующее положение занимает только ООО «Росгосстрах», доля которого составляет 25,6 процента (по данным за 9 месяцев 2013 года). Доли иных страховых компаний существенно ниже 20 процентов.
Таким образом, в рассматриваемом случае меры антимонопольного реагирования могут быть приняты исключительно в отношении ООО «Росгосстрах».