• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Состоялось заседание Общественно-консультативного совета

17 марта 2014 года состоялось заседание Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области.
В заседании приняли участие представители ТПП Воронежской области, ВРСП «Опора», Воронежского УФАС России, Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области, Общественного движения «Качество Нашей Жизни».
На повестке заседания были рассмотрены следующие вопросы:
1. Итоги работы Воронежского УФАС России за 2013 год, план работы на 2014 год.
2. Ситуация на рынке услуг по сбору и вывозу ТБО, предложения по развитию конкуренции.
3. Порядок формирования цен и тарифов на электрическую энергию для субъектов малого и среднего предпринимательства.
В рамках заседания обсуждалась статистика работы Воронежского УФАС России, а также конкретные факты, связанные с нарушением антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, о госзаказе, а также иного законодательства, контроль за которым осуществляет антимонопольный орган.
Отмечалось, что в 2013 году количество нарушений антимонопольного законодательства увеличилось по сравнению с 2012 годом. Это связано с увеличением количества нарушений Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. №861, а также Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения.
Среди наиболее характерных нарушений в данных сферах выделяются такие, как необоснованный отказ от выдачи технических условий на присоединение к сетям, требование предоставления документов, не предусмотренных действующих законодательством.
В ходе совещания было отмечено, что крупные субъекты, которые осуществляют закупки 2014 году по 223 закону, допускают очень серьезные ограничения конкуренции. В последнее время Воронежским УФАС России была выявлена тенденция нарушения законодательства со стороны ОАО «Концерн «Созвездие». Выделяемые указанному хозяйствующему субъекту средства осваиваются с нарушением Закона о закупках, что ведет к нерациональному их использованию, тем самым не достигаются цели, на которые выделяются указанные средства.
Жалобы, поступающие в Управление на действия заказчика ОАО «Концерн «Созвездие», свидетельствуют о нежелании проводить закупки в рамках законодательства, а иногда даже формирование аукционной документации свидетельствует об умышленном ограничении количества участников.
Также обсуждался проведенный в 2013 году Воронежским УФАС России анализ состояния конкуренции на рынке услуг по транспортировке твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) городского округа город Воронеж за 2012 год. По результатам проведенного анализа было установлено, что уровень концентрации данного рынка является низким, хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, не выявлено.
При исследовании рынка, на основании опроса хозяйствующих субъектов, действующих на рынке по транспортировке ТБО, были установлены следующие барьеры входа на рынок:
- необходимость осуществления значительных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений, а именно, приобретение в собственность либо на ином законном основании, специального оборудования, мусоровозов и т.п. для оказания услуг по сбору и транспортировке ТБО;
- преимущества хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка, в частности, по затратам на единицу продукции и по спросу на товар, по наличию долгосрочных договоров с приобретателями;
- действия хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по захоронению (утилизации) ТБО препятствующие доступу к инфраструктуре, обеспечивающей захоронение/утилизацию ТБО, в том числе по необоснованному уклонению от заключения соответствующих договоров.
Для преодоления указанных барьеров Воронежским УФАС России был разработан ряд предложений по развитию конкуренции на рынке услуг по транспортировке ТБО:
- На рынке должны действовать три и более хозяйствующих субъектов;
- Наличие различной ценовой политики у действующих на рынке хозяйствующих субъектов;
- Полное соответствие качества оказываемых услуг установленным требованиям;
- Наличие достаточного количества единиц транспорта, посредством которого осуществляется оказание услуг;
- Отсутствие барьеров административного, экономического и иного характера, препятствующих доступу на рынок новым хозяйствующим субъектам, либо указанные барьеры являются преодолимыми;
- Наличие реальной возможности доступа на недискриминационных условиях к инфраструктуре, обеспечивающей захоронение/утилизацию ТБО.
По третьему вопросу выступил представитель Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области.
Он рассказал о механизмах функционирования розничных рынков электрической энергии, а также методах создания цены для различных категории потребителей электрической энергии. Также он осветил наиболее проблемные направления в данных сферах, и отметил, что свободные нерегулируемые цены на электроэнергию (мощность), приобретаемую гарантирующими поставщиками и энергосбытовыми организациями на оптовом рынке, складываются под воздействием спроса и предложения участников оптового рынка электроэнергии (мощности) и не подлежат государственному регулированию.
Кроме того обсуждались ожидаемые темпы роста нерегулируемых цен на электрическую энергию для потребителей на 2014 год.
В результате рассмотрения вопросов были одобрены следующие предложения:
1. Вынести на рассмотрение на заседании Общественного совета при Департаменте природных ресурсов и экологии Воронежской области проблемные вопросы по рынку услуг по сбору и вывозу ТБО в Воронежской области, связанные с предложенной Департаментом схемой размещения полигонов в Воронежской области.
2. Одобрить предложения по развитию конкуренции на рынке услуг по транспортировке ТБО в Воронежской области, разработанные Воронежским УФАС России, и рекомендовать Департаменту природных ресурсов и экологии Воронежской области принять их к сведению при разработке решения сложившихся проблем в данной сфере.