ООО «Регионпродукт» вводил потребителей в заблуждение относительно веса производимых креветок

20.11.2014 г. Воронежским УФАС России рассмотрено дело в отношении ООО «Регионпродукт» по признакам нарушения указанным Обществом требований пункта 2 части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции», связанного с введением потребителей в заблуждение относительно фактической массы и потребительских свойств продукта «Креветки Альпина», реализующихся в магазинах торговой сети «Росинка».
Причиной возбуждения дела стало поступившее в Воронежское УФАС России заявление Гражданина, который указал, что 13.05.2014 г. он приобрел, в торговой сети магазинов «Росинка», продукт пищевой «Креветки Альпина». Указанный продукт был упакован в пищевую стретч-пленку на подложке.
При этом на упаковке продукта «Креветки Альпина», в том числе, указанно: «вес 0.500». Информация о весе вышеуказанного продукта, по мнению Заявителя, не соответствовала действительности и способна ввести потенциальных потребителей в заблуждение.
Частью 1 статьи 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее - ФЗ «О защите прав потребителей») установлено, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Частью 2 статьи 10 указанного закона определен обязательный перечень, который должна содержать информация о товарах, в том числе в отношении продуктов питания: сведения о весе (объеме).
В соответствии с пунктом 4.5.1 ГОСТа Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие Требования» (далее – ГОСТ Р 51074-2003), информация, на упаковке пищевых продуктов из рыбы, нерыбных продуктов промысла и продуктов вырабатываемых из них, должна содержать массу нетто (кроме икры осетровых рыб в банках с надвигающейся крышкой), для мороженой продукции массу нетто определяют вычитанием из массы брутто массы тары и массы снега, глазури, бумаги, защитного покрытия (при их наличии).
Как было установлено материалами дела, на упаковке продукта пищевого «Креветки Альпина» содержится информация о весе указанного продукта, а именно: «вес 0.500». При этом на упаковке отсутствует информация о том, является ли указанный вес массой нетто или брутто.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела Комиссией Воронежского УФАС России установлено, что на упаковке продукта «Креветки Альпина» отсутствовала информация о том, что указанный продукт реализуется в пищевой глазури.
Комиссия Воронежского УФАС России сочла, что учитывая требования части 1 статьи 10 ФЗ «О защите прав потребителей» и пункта 4.5.1 ГОСТа Р 51074-2003, указание на упаковке продукта пищевого «Креветки Альпина» информации о весе продукта (0.500 г.), воспринимается потребителем как указание на фактическую массу (нетто) содержащихся в нем креветок, без учета массы глазури.
В то же время, в соответствии с предоставленным Гражданином протоколом испытаний, проведенных  испытательным лабораторным центром, при общей массе нетто 499.5 гр., приобретённого продукта «Креветки Альпина», масса глазури в указанном продукте составила 275.7 гр.
Таким образом, фактическая масса нетто продукта «Креветки Альпина» составляет 223.8 гр. и, как следствие, информация, указанная на упаковке названного продукта, не соответствует действительности.
Частью 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на недобросовестную конкуренцию. Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе, введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей (пункт 2 части 1 статьи 14).
Комиссией Воронежского УФАС России пришла к выводу о том, что отсутствие информации о фактической массе продукта «Креветки Альпина», а также о том, что указанный продукт реализуется в пищевой глазури, способно ввести потребителей в заблуждение в отношении количества (веса) и потребительских свойств указанного продукта.
В ходе рассмотрения дела, Воронежским УФАС России было установлено, что расфасовка и маркировка продукта «Креветки Альпина», в потребительские упаковки массой по 500 гр., производились в магазинах торговой сети «Росинка» (юр. наименование ООО «РЕГИОНПРОДУКТ»). Следовательно, именно ООО «РЕГИОНПРОДУКТ» определял содержание этикеток продукта «Креветки Альпина» и несет ответственность за достоверность указанной на них информации.
Отсутствие информации о фактическом весе (нетто) продукта «Креветки Альпина», а также о том, что указанный продукт реализуется в пищевой глазури, лишает потребителей возможности правильного выбора среди взаимозаменяемых товаров (Креветок), реализуемых в торговых сетях города Воронежа.
Таким образом, действия ООО «РЕГИОНПРОДУКТ» по введению потребителей (покупателей) в заблуждение относительно количества (фактической массы нетто) и потребительских свойств (продукт реализуется в пищевой глазури) продукта «Креветки Альпина» направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности с помощью неправомерных методов и средств (снижение финансовых издержек ООО «РЕГИОНПРОДУКТ» и получение Обществом необоснованной прибыли, за счет указания на упаковке продукта «Креветки Альпина» завышенной массы указанной продукции без учета массы глазури, которая составляет 55% от веса, указанного на упаковке), противоречат требованиям части 1 статьи 10 ФЗ «О защите прав потребителей», пункту 4.5.1 ГОСТа Р 51074-2003, принципам добропорядочности, разумности и справедливости, способны причинить имущественный ущерб конкурентам – торговым сетям города Воронежа.
Перечисленные выше действия ООО «РЕГИОНПРОДУКТ» являются формой недобросовестной конкуренции, определенной в пункте 2 части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции».
По итогам рассмотрения дела Комиссией Воронежского УФАС России принято решение о признании нарушения и выданы предписания о прекращении недобросовестной конкуренции и о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Материалы дела переданы уполномоченному сотруднику Воронежского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.