В Воронежской области пройден еще один этап организации работы по развитию конкуренции

Очередной этап работы по развитию конкуренции отмечен принятием в конце апреля двух распоряжений Правительства Воронежской области: № 258-р «О Плане мероприятий («дорожной карте») по содействию развитию конкуренции в Воронежской области» и № 257-р «О  перечне приоритетных и социально значимых рынков по содействию развитию конкуренции в Воронежской области».

Перечень социально значимых рынков определен в соответствии с требованиями Стандарта развития конкуренции (далее СРК), обобщающего лучшие практики развития конкурентной среды в субъектах Российской Федерации. Разработанный в данном блоке «Дорожной карты» комплекс мероприятий ориентирован на создание условий для повышения качества и доступности, оказываемых населению услуг на таких социально значимых рынках, как рынок услуг дошкольного образования, рынок медицинских услуг, рынок услуг жилищно-коммунального хозяйства, услуг связи, розничной торговля и рынок услуг перевозок пассажиров наземным транспортом.

Состав приоритетных  для развития конкуренции рынков был сформирован по результатам оценки состояния и развития конкурентной среды на отраслевых товарных рынках  региона, а также на основании мнений отраслевых департаментов Правительства области. При обосновании приоритетных рынков использовались материалы Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области, результаты проведенных опросов предпринимателей и населения области  о степени их удовлетворенности  состоянием и развитием  конкуренции, результаты экспертной оценки существующих ограничений конкуренции, полученные от общественных организаций, экспертов из предметных областей. В их число вошли три таких рынка: рынок сельскохозяйственной техники; рынок овощной и свежей фруктово-ягодной продукции; рынок туристических услуг.

Проекты указанных документов предварительно детально рассматривались на Совете по содействию развитию конкуренции, в состав которого включен и представитель Воронежского УФАС России, размещались на информационных ресурсах в сети Интернет (Портале Воронежской области, официальном сайте департамента экономического развития области и Инвестиционном Портале) для общественного обсуждения заинтересованными сторонами. Советом были также определены задачи по внедрению СРК для исполнительных органов государственной власти области, в полномочия которых входит реализация мер, направленных на создание условий для развития конкуренции на рынках товаров и услуг региона.

Полученные на данном этапе результаты позволяют определить некоторые направления дальнейшего развития этой работы. По нашему мнению, успех при этом будет зависеть от функционирования механизмов, обеспечивающих развитие конкуренции и задействованных в СРК, а многие из этих механизмов еще необходимо создавать и что очень важно, научится ими пользоваться. Практика Воронежского УФАС России свидетельствует о пока еще недостаточном уровне, как понимания основных принципов конкуренции, так и мотивационных условий развития этой деятельности у многих исполнителей, которые должны быть задействованы при реализации «дорожной карты».

 Оптимальное решение возникающих проблем требует учета того, что одной из важных сфер государственного воздействия на экономику является поддержка конкурентной среды, и весьма существенно при реализации такого воздействия – определение (поиск) оптимального соотношения мер государственного и собственно рыночного регулирования. Это труднейшая задача, требующая больших усилий, как со стороны государства, так и гражданского общества, а также высокого уровня квалификации специалистов, принимающих соответствующие решения.

Недостаточно проработанными и, соответственно, требующими особого внимания при формировании механизмов развития конкуренции являются, на наш взгляд, вопросы, связанные с:

- организацией исполнения требований Стандарта развития конкуренции об осуществлении общественного контроля деятельности субъектов естественных монополий (в настоящее время при реализации указанного направления еще не обеспечена в полной мере реализация требований «Концепции создания и развития механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий с участием потребителей» и Плана мероприятий "дорожной картой" по созданию и развитию механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий с участием потребителей, утвержденными Распоряжением Правительства РФ от 19.09.2013 № 1686-р.);

- подготовкой Доклада по состоянию конкуренции в регионе, исходя из того, что оценка деятельности региона будет осуществляться с учетом результатов работы по развитию конкуренции; и в докладе может содержаться любая информация, которую регион сочтет нужным указать, в том числе - описание проблем, возникающих при внедрении Стандарта, информация о барьерах входа на рынок, о нарушениях конкурентного законодательства и др., материалы с оценкой состояния конкуренции в отдельных отраслях и секторах экономики, предложения субъекта Российской Федерации в части корректировки содержания Стандарта, характеристика качества сотрудничества территориальных органов власти при внедрении Стандарта и др.

- реализацией мер раздела «Системный комплекс мероприятий, направленных на развитие конкурентной среды» «дорожной карты», который, на наш взгляд, требует развития муниципального аспекта, в частности, организации выполнения мероприятий «дорожной карты» в районах области, в том числе на социально значимых и приоритетных рынках (считаем, что в дальнейшем необходимо при оценке деятельности муниципальных образований обеспечить и учет показателей, отражающих ход реализации «дорожной карты» в районах).

- проведением мониторинга (и реализацией мер, принятых по его результатам) состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг региона по удовлетворенности качеством товаров и услуг прямых потребителей, данных по восприятию и динамике оценки потребителями состоянием ценовой конкуренции между продавцами товаров и услуг в регионе; мониторинга удовлетворенности субъектов предпринимательской деятельности и потребителей товаров и услуг качеством (уровнем доступности, понятности и удобства получения) официальной информации о состоянии конкурентной среды на рынках товаров и услуг региона.

Вышеназванные направления требуют для своей реализации серьезных разработок именно по формированию соответствующих механизмов, которые в настоящее время еще не созданы.

Указанные положения, на наш взгляд, могут быть полезны при организации работы по внедрению стандарта развитию конкуренции, преодолению кризисных явлений и обеспечению экономической стабильности региона.